Проект "Создание мини-музея часов и календарей"

Разделы: Работа с дошкольниками


Продолжительность проекта: 1 месяц.

Тип проекта: межпредметный, творческий, ознакомительно-ориентированный, исторический.

Участники проекта: две подготовительные группы “Ручеёк” (музей часов) и “Пчёлки” (музей календарей).

Возраст детей: 6–7 лет.

Цель проекта: показать разнообразие вариантов часов и календарей, их изменение в истории, создание собственных мини-музеев, организация экскурсий.

Задачи проекта:

Для детей:

– формировать представления о музее у дошкольников;
– познакомить с историей часов и календарей;
– подвести к пониманию того, что часы и календари нужны для подсчёта времени, и созданы людьми для облегчения своей жизни;
– показать значимость времени в занятиях разной деятельностью;
– совершенствовать умения использовать ранее полученные знания для решения практических и познавательных задач;
– развивать умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться.

Для педагогов:

– обогащать воспитательно-образовательное пространство новыми формами;
– обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
– создать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализации проекта;
– развивать связную речь дошкольников;
– способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов, специалистов и родителей в процессе разработки и реализации проекта.

Для родителей:

– включаться в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности;
– привлечь к проблеме развития познавательной сферы ребёнка;
– стимулировать творческую деятельность родителей через участие в конкурсе поделок, при сборе экспонатов музея;
– способствовать установлению партнёрских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.

Итоговое мероприятие: “Открытие музея часов и календарей”.

Проблемные задачи для детей, на решение которых направлен проект:

Как создать музей?
Как люди учились определять время?
– Научиться узнавать, сколько времени на часах?
– Научиться пользоваться календарём.
– Выяснить, как устроены некоторые часы и календари?
– Узнать, как часы и календари меняли свой облик?

Продукты проекта:

Для детей:

Произведения детского творчества (коллажи, рисунки, поделки, аппликации часов и календарей).

Подготовка и проведение экскурсий.

Участие в сборе экспонатов музея.

Составление рассказов о часах и календарях.

Участие в открытии музея часов и календарей.

Для педагогов:

Разработка тематического проекта по теме “Создание мини-музея”.

Организация выставки часов и календарей.

Презентация проекта.

Рекомендации по поводу похода в музей часов в Петродворце, в Эрмитаж.

Для родителей:

Участие в открытии музея часов и календарей.

Участие в оформлении выставки.

Написание рассказов о понравившемся экспонате музея.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

– формирование у детей представлений о многогранности и разнообразии мира;
– овладение детьми коммуникативными умениями и навыками взаимодействия с взрослыми и детьми;
– освоение достаточными знаниями о временных представлениях;
– повышение познавательной активности.

Для педагогов:

повышение уровня компетентности в освоении современных образовательных технологий;
– распространение педагогического опыта;
– систематизирование и повышение качества работы с детьми по формированию связной речи дошкольников;
– удовлетворенность работой.

Для родителей:

– установление партнёрских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
– поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых;
– приобретение родительских знаний и практических навыков при взаимодействии с ребёнком;
– появление у интереса к новому сотрудничеству с ДОУ.

Этапы проекта.

Подготовительный этап.

Определение темы и названия музея, разработка его модели, места размещения.

Практический этап.

Сбор и создание экспонатов музея, их оформление.

Нахождение информации, разработка содержаний экскурсий.

Экскурсионная работа решает следующие задачи:

–выявление творческих способностей детей;
– расширение представлений о содержании музейной культуры,
– развитие начальных навыков музейного языка;
– создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Темы экскурсий:

– Путешествие в страну точного времени.
– Что такое 10 минут?
– Что такое год?
– Какие бывают часы?
– Какие бывают календари?
– Весь день по часам.
– Необычные календари (календарь праздников и дней рождений).

Реализация проекта:

Различные виды непосредственно образовательной деятельности направленные на:

– формирование элементарных представлений о времени, его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времён года;
– развитие чувства времени, умения беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем;
– формирования умения определять время по часам с точностью до часа;
– умения определять временные отношения (день-неделя-месяц);
– развитие сенсорных умений (всматриваться, вслушиваться); сравнивать предметы, выделять характерные детали, красивые сочетания;
– развитие познавательно-исследовательской деятельности;
– формирование интереса к разным видам конструирования часов и календарей;
– развитие связной речи, памяти, внимания, мышления

Системная паутинка проекта.

Мини-музей часов.

Коммуникация. Составление рассказов о часах, сделанных своими руками.
Составление рассказов о часах, которые ребёнок принёс на выставку.
Рассматривание часов с кукушкой (активизация словаря: тяжёлые гири, зубчатые колёсики, циферблат, маятник, заводная кукушка).
Беседа “Какие бывают часы?” (просмотр презентации, активизация словаря: песочные, солнечные, водяные, песочные, башенные, наручные, настенные, электрические, цветочные, механические, электронные, будильник, секундомер, карманные, сувенирные и т.д.).
Составление рассказов для проведения экскурсий.
“Нам всё часы покажут точно” (беседа о распорядке дня).
Вечер пословиц и чистоговорок о часах и времени.
Разучивание стихов о часах.
Познание. Беседы “Как появились часы?” (изучение книг, сайтов, рассказов взрослых).
“Как устроить музей часов?”
Занятие “Как устроены часы?”
Наблюдение “Путь солнца по небосводу”.
На прогулке – модель солнечных часов.
Экспериментирование “Лимонные часы”.
Знакомство с секундомером и песочными часами (измерение временных отрезков секунд, минут).
Знакомство с циферблатом (определение времени с точностью в один час).
Д\и “Расставь цифры на часах”, “Впиши пропущенные цифры”,
“Какие часы показывают точное время, какие спешат, какие опаздывают?”
“Распорядок дня”.
Создание моделей водяных, солнечных, песочных часов.
Расставь по порядку: секунда, минута, час, сутки, месяц, год.
Часы в городе Санкт-Петербург.
Знаменитые часы разных городов.
Главные часы России.
Художественное творчество. Рисование “Часы из музея”.
Коллективная работа: конструирование из бумаги модели напольных часов с маятником.
Коллаж “Украшения для часов исполнения желаний”.
Аппликация “Башенные часы”.
Лепка “Наручные часы”.
Социализация. Сюжетно-ролевые игры:
“Часовая мастерская”, “Я – экскурсовод музея часов”.

Проблемная ситуация:
“Как узнать, сколько время?”

Беседа “Для лентяя время стоит на месте”, “Как беречь время?”

Чтение художественной литературы. И.Мельников. Про часы и о часах. Дет.лит. 1981.
Б.Зубков. Что такое завтра и вчера. Малыш.1978.
Про часы и о часах. Детская энциклопедия.
Загадки.
Е. Шварц Сказка о потерянном времени.
Безопасность. Беседы об аккуратном обращении с часами.
“Чем опасны разбитые часы?”
Труд. Беседа “Делу – время, потехе – час”.
Ручной труд “Изготовление моделей часов”.
Рассказ о профессиях тех, кто работает в музее, о часовых дел мастерах.
Музыка. Слушание звучания разных видов часов, хода и боя (будильник, часы с кукушкой, башенные часы, настенные, напольные, куранты).
Слушание песен про часы.
Музыкально-ритмическая композиция “Часики”.
Игра с секундомером на мелодию песни “Хороводная” Кожевникова.
Физическое развитие. Выполнение упражнений в соответствии с единицами времени (секунда, минута,5,10 минут).
Здоровье Надо ли соблюдать режим дня?

Мини-музей календарей.

Коммуникация. Составление рассказов “Праздники в детском саду”.
Составление рассказов о календаре, который ребёнок принёс на выставку.
Самое любимое время года (пересказы).
Составление рассказов о годе, опираясь на коллаж “Времена года”.
Д\и “Жизненный цикл человека” (активизация словаря: младенец, мальчик/девочка, школьник,…старик).
Д\и “Какое, какая…” (подбор прилагательных к названиям времён года).
Составление рассказов для проведения экскурсий.
Д\и “Распорядок дня” (употребление слов: сначала, потом, после, раньше, позже, в одно и тоже время).
Д\и “Когда это бывает” (части суток).
Познание. Беседы “Как появился календарь?”, “Древние календари”, “Как устроить музей?”
Проблемная ситуация: “Какой календарь подарить?” (назначение тематических календарей).
Игра “Восточный календарь”.
Д\и “Дни недели, месяцы, времена года по порядку становись”.
“Четвёртый лишний” (дни недели, месяцы, времена года).
Д\и “Времена года” (разложить картинки к каждому времени года).
Отгадывание загадок.
Игры с отрывным календарём (разложи дни недели по порядку, найди осенние месяцы, разложи числа по порядку).
Д\и “Что неправильно?” (найди ошибку, последовательность частей суток).
Художественное творчество. Коллективная работа “Календарь дней рождений детей группы”.
Коллективная работа “Календарь праздников в детском саду”.
Лепка (пластилинография) “Восточный календарь”.
Аппликация “Модель года”.
Рисование “Мой день” (режим дня).
Коллаж “Расписание занятий в детском саду”.
Социализация. “Календари разных народов” (сходство, различие, национальные праздники).
Сюжетно-ролевая игра “Музей” (проведение экскурсий по группе).
Беседа “Скучен день до вечера, коли делать нечего”.
Проблемная ситуация: “Как беречь время?”
Беседа “Я в прошлом, настоящем и будущем”.
Беседа “Правила поведения в музее”.
Создание экспозиции музея, участие в её оформлении и организации экскурсий.
Беседа “Каков Емеля, такова и неделя”.
Чтение художественной литературы. И.Л.Гейченко, О.Г.Шавина Пословицы и поговорки детям дошкольного возраста (о времени, о труде, о часах).
Е.Шварц Сказка о потерянном времени.
Народный календарь – месяцеслов.
Т.Бобкова Круглый год.
М.Стельмашонок Сколько часов у времени?
Безопасность. Беседа “Мой дом – моя крепость” (о важности соблюдений правил безопасности дома и на праздниках).
Как доехать до Эрмитажа? (обсуждение маршрута, правил поведения.)
Труд. Организация занятий по ручному труду (участие детей).
Знакомство с профессиями тех, кто работает в музее.
Музыка. Материал по восприятию музыки: циклы “Времена года” П.И. Чайковский, А. Вивальди.
“Часы природные верны” (музыка и слова Шаломоновой).
“Звёздный календарь” муз. А. Ермолова, сл. А. Морозова.
Тематическое занятие “Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова”.
Физическое развитие. Выполнение упражнений в соответствии с единицами времени.
Называние видов спорта в соответствии с временами года.
Календарь спортивных праздников в детском саду (пробег “Испытай себя”, “Масленица”, зимние игры, “Здравствуй, лето”).
Здоровье. Беседа “Времена года и одежда человека”.

Заключительный этап.

Проведение итогового мероприятия проекта “Открытие музея часов и календарей” (Приложение 1)

Тексты стихотворений и рассказов детей.

(Приложение 2)