Цели и задачи:
повторить артикуляцию звуков ы, з;
Оборудование: индивидуальный слуховой аппарат, экран, профили артикуляции звуков ы,з, индикатор речи И-2М, таблички с речевым материалом, сюжетные и предметные картинки, фигурка человека, учебник “Произношение” 5-6 классы.
Сведения об ученице: НСТ III-IV степени.
Средняя потеря слуха: 50 дБ справа, 40 дБ слева.
План занятия:
I. Организационный момент.
1. Создание позитивного психологического настроя.
2. Сообщение темы урока.
II. Работа над произношением
1. Работа с профилями артикуляции звуков.
2. Работа с индикатором речи И-2М.
3. Различение слогов на слух.
4. Чтение слов, постановка вопросов к словам.
5. Офтальмопауза (глазодвигательные упражнения).
6. Работа с книгой. Чтение четверостишия. Выбор слов со звуками ы, з.
III. Развитие речевого слуха.
1. Целевая установка.
2. Физкультминутка с речью.
3. Организация диалога “ученик – фигурка человека (учитель)”. Ролевая игра “В гостях”.
4. Опознавание речевого материала на слух, текст “В гостях”.
5. Работа на “голое” ухо.
IV. Итог занятия. Релаксация.
Ход занятия
I. Организационный момент.
(с) - Ты слышишь хорошо?
- Да, хорошо.
(с) - Поздоровайся.
- Доброе утро.
- Добрый день.
- Поздоровайся с гостями.
- Здравствуйте.
Улыбнись! (с) Как у тебя дела?
- Нормально.
(с) Спроси, как у меня дела.
- Т.В., а как у вас дела?
- Спасибо, у меня тоже всё хорошо.
(с) Спроси меня, что будем делать на уроке.
- Т.В., скажите, пожалуйста, что будем делать на уроке.
(с) Будем слушать и говорить.
(с) Будем отвечать на вопросы.
(с) Будем повторять звуки ы, з.
(с) Будем повторять тему “В гостях”.
(с) Как будем говорить?
- Будем говорить хорошо, слитно, с ударением, с соблюдением правил орфоэпии.
(с) Ты готова к уроку?
- Да, готова.
II. Работа над произношением.
1. Работа с профилями артикуляции звуков ы, з.
- Посмотри внимательно.
- Скажи, какие это звуки.
- Почему так думаешь?
- Кончик языка отходит от зубов, есть голос. Это звук ы.
- Кончик языка у зубов, есть голос. Это звук з.
(В помощь дается табличка).
2. Работа с индикатором речи И-2М.
- Послушай и посмотри, как я говорю звуки ы, з.
Посмотри на изображение на И-2М, повтори протяжно звуки, проверь себя.
Выработка ТВК (проверяй себя).
(с) Что мы делали?
- Мы повторили артикуляцию звуков ы, з.
3. Послушай слоги. Повтори в том же порядке.
(с) Что ты будешь делать?
- Я буду слушать слоги и повторять в том же порядке.
за - зо - зу - зы
зу - за - зы - зо
зо - зы - за - зу
(с) Что ты делала?
- Я слушала слоги и повторяла в том же порядке.
(с) Как ты говорила?
4. - Прочитай слова. К каким словам можно поставить вопрос Кто? и к каким – вопрос Что?
(с) Что ты будешь делать?
- Я буду читать слова и ставить к ним вопросы Кто? Что? зубы язык зайцы слёзы зубры козы
Послушай, как говорю я. Скажи так же. Работа над словесным ударением.
(с) Что ты делала?
- Я читала слова и ставила к ним вопросы Кто? Что?
(с) Спроси меня, как ты говорила.
5. Офтальмопауза.
(с) Встань, Наташа.
Посмотри налево, посмотри направо, посмотри вверх, посмотри в окно.
(с) Что мы сделали?
6. Работа с книгой.
(с) Возьми и открой учебник на странице 42.
- Я взяла и открыла учебник на странице 42.
- Прочитай стихотворение
Выбери слова со звуками ы, з.
(с) Что ты будешь делать?
- Я буду читать и выбирать слова со звуками ы, з.
(с) Говори слитно, с ударением, соблюдением правил орфоэпии, выразительно.
- Я буду говорить …
Мы встаем с постели быстро.
Чисто умываемся.
И под музыку зарядкой
Утром занимаемся.
Слова со звуком ы: мы, быстро, умываемся, музыку.
Слова со звуком з: музыку, зарядкой, занимаемся.
(с) Что ты делала?
- Я читала стихотворение и выбирала слова со звуками ы, з.
(с) Как ты говорила?
7. Физкультминутка с речью.
(с) Будем отдыхать.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведём
И скорей к груди прижмём.
III. Развитие речевого слуха.
1. (с) Какую тему мы изучаем?
- Мы изучаем тему “В гостях”.
(с) Как будем говорить?
- Будем говорить хорошо, слитно, с ударением.
(с) Выразительно.
- И выразительно.
2. Организация диалога “учитель – ученик”.
Ролевая игра “В гостях”.
(с) Будем играть.
К нам в гости пришёл Роман (фигурка).
(с) Здравствуйте.
- Здравствуйте.
(с) Скажи, чтобы он проходил и раздевался.
- Проходи, раздевайся, мы тебя ждём.
(с) Разреши поздравить тебя с праздником.
- Спасибо. Я тебя тоже от всей души поздравляю.
(с) Прими мои самые теплые пожелания здоровья и долгих лет жизни.
- Благодарю. Я желаю тебе в новом году радости, удачи, счастья, крепкого здоровья.
(с) А это наш новогодний подарок.
- Ой, спасибо.
(с) Приглашай Рому к столу.
- Скорее проходи, садись за стол (выполнение действия).
(с) Ты пригласила Рому к столу?
- Да, я пригласила Рому к столу.
(с) Что мы делали?
- Мы играли.
(с) Будем слушать и говорить.
- Я буду слушать и говорить.
(с) самые теплые пожелания
(с) проходи, раздевайся
(с) пригласи
(с) не забудь поздравить
(с) приглашаю вас к столу
(с) прими мои самые теплые пожелания здоровья и долгих лет жизни
(с) не забудь поздравить всех близких
(с) Что ты делала?
- Я слушала и говорила.
3. Работа на “голое” ухо.
(с) Сними аппарат.
Слушай внимательно, говори хорошо.
- Я буду …
раздевайся, приглашаю вас к столу, тёплые пожелания, пригласи, садитесь за стол, пожелания здоровья, не забудь поздравить с праздником, проходи, что ты делала, надень аппарат.
IV. Итог занятия.
(с) - Что мы делали на уроке?
(с) - Спроси меня, как ты говорила?
- Тебе было интересно?
- Что понравилось?
- Ты молодец! Спасибо за работу.
(с) - Попрощайся.