Предмет: “Информатика и ИКТ”.
Кабинет: 31 - “Кабинет информатики и ИКТ”
Класс: 10- Количество учащихся: 16 чел.
Время: 1 урок - 45 мин.
Цели занятия:
Обучающие:
- расширить знания по предмету “Информатика и ИКТ;
- контроль знаний по теме “Компьютер – универсальное устройство обработки информации”;
- повторить, обобщить и систематизировать знания по теме;
- продолжить формирование интегративного видения окружающего мира.
Развивающие:
- учить мыслить вслух;
- учить преодолевать барьер между теорией и практической деятельностью;
- учить видеть связь объектов, фактов и процессов реального мира.
Воспитательные:
- воспитывать потребность в самообразовании, развитии;
- воспитывать изобретательское критическое мышление.
Задачи урока:
- Повторить, обобщить и проверить знания учащихся по теме.
- Получить твердые навыки решения прикладных задач при работе с компьютером.
Тип занятия: комбинированный урок.
Вид занятия: развивающий урок.
Методы, приемы и технологии:
- Активные методы обучения
- Практическая работа за ПК
- Фронтальный тестовый контроль с элементами ЕГЭ заданий.
- Метод фокальных объектов
- Игра “Всевидящее око”
- Проектно-исследовательский метод (защита проекта с применением кубика Блума)
- Элементы ТРИЗ, ТРКМ
- Приемы: анаграммы, омонимы, найти соответствия
- Работа в парах, работа у доски
Материалы и оборудование:
- Презентации для работы за ПК – 2 экз.
- Презентация для аудиторной работы учителя -1 экз
- Презентации проектов – 2 экз.
- Конверты с задачами. – 2 конверта
- ПК - 12 шт. +1 главный ПК учителя
.СТРУКТУРА УРОКА
1. Организационный момент .................... 2 мин
2. Мотивация, цели, задачи . ...... ...............2 мин
3. Логический диктант для всех ................ 2 мин
4. Интеллектуальный марафон....................4 мин
5. Проект 1 “Файловые менеджеры” ..........6 мин.
6. Инструктаж по ТБ ....................................1 мин.
7. Тестирование 1-й группы/ПР............... . 5 мин.
8. Проект 2 “Системы подготовки текстов”... 6 мин.
7. Тестирование 2-й группы/ПР................ .5 мин.
8. Метод фокальных объектов................... .5 мин
11. Выполнение игровых заданий .............3 мин.
12. Проверка Д/З ..........................................2 мин
13. Рефлексия ............................. ................ 2 мин
ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Приветствие. Слайд 1. Приложение1. Подчеркивается необычность урока.
2. Объявляются цели и задачи урока. Зачитывается тема Слайд2 “Чайникам - нет! Компьютер? Просто о сложном” и даётся мотивация как эпиграф урока. Слайд 3.
“Ум человеческий всегда стремится к какой-либо деятельности и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя”. /Цицерон Марк Туллий/
Вам кажется, что вы знаете о компьютере всё? Тогда, готовьтесь, сегодня мы повторим и проверим знания по трем основным моментам Слайд 4:
- Архитектура компьютера
- Файловая система компьютера
- Программное обеспечение компьютера
Возьмите листики для логического диктанта, пишите только ответ – ДА или НЕТ. Я читаю утверждения? Слайд 5.
- Триггер – хранит минимальную единицу информации?
- Мышь, клавиатура, сканер, джойстик – это устройства ввода?
- Intel, AMD, Cyrix - имена кинокомпаний?
- Монитор, принтер, микрофон – это устройства выводы?
- Модем – входит в основной комплект компьютера IBM PC?
- 32 бита достаточно для кодирования символов русского алфавита?
- Разрядность шины адреса определяется объемом адресуемой памяти?
- Быстродействие ПК зависит от тактовой частоты и разрядности CPU ?
- Микросхема-контроллер ОЗУ и видеопамяти – это северный мост системной платы?
- Микросхема контроллер периферийных устройств – это “южный мост”?
- USB-порт позволяет отключать устройства без выключения ПК?
- Логотип компании Apple – надкусанное яблоко?
- Для доступа к свойствам объектов используется контекстное меню?
Проверяем верные ответы – все ДА, кроме вопросов 3,4,5 - НЕТ
Слайд 6. - Теперь интеллектуальная разминка. Работаем в темпе.
Слайд 7. - 1. Архитектура компьютера бывает:
- Замкнутая
- Закрытая
- Простая
- Открытая
Ответ: открытая и закрытая архитектура
Слайд 8. - На слайде схема - Магистрально-модульный принцип архитектуры компьютера.
1. Как называют схематичное изображение архитектуры, представленное на слайде? – Ответ – магистрально-модульный принцип Джорджа фон Неймана
Слайд 9. - На экране портрет Джорджа фон Неймана.
2. Озвучьте принцип Джорджа фон Неймана: (После высказываний учащихся портрет уходит с экрана и видно пять принципов).
1. Использование двоичной системы счисления в вычислительных машинах.
2. Программное управление ЭВМ. Работа ЭВМ контролируется программой, состоящей из набора команд. Команды выполняются последовательно друг за другом.
3. Память компьютера используется не только для хранения данных, но и программ. При этом и команды программы и данные кодируются в двоичной системе счисления, т.е. их способ записи одинаков. Над командами можно выполнять те же действия, что и над данными.
4. Ячейки памяти ЭВМ имеют адреса, которые последовательно пронумерованы. В любой момент можно обратиться к любой ячейке памяти по ее адресу.
5 .Возможность условного перехода в процессе выполнения программы. Не смотря на то, что команды выполняются последовательно, в программах можно реализовать возможность перехода к любому участку кода.
Слайд 10. - 4. Работа в парах. Назовите имена известных личностей, портреты которых представлены на слайде. Ученики работают, листик с вопросом на каждом столе.
Слайд 11. - Имена известных личностей.- Проверяем и оцениваем свои знания.
Слайд 12. - 5. Расшифруйте сокращения АЛУ и УУ. На слайде логическая схема работы процессора.
Ответы: АЛУ – арифметико-логическое устройство и устройство управления процессором.
Слайд 13. - 6. На рисунке представлена системная плата процессора Intel. В какой из выделенных областей должен быть расположен чип процессора 1; 2; 3; или 4? (Ответ – 4-й области).
Слайд 14. - Что значит термин “форм-фактор”? Ответ: размер системной платы
Слайд 15. - Назовите, какие логические операции обозначают указанные знаки. Ответ: дизъюнкция “И” - логическое умножение; конъюнкция “ИЛИ” – логическое сложение; “если, то” - логическое следование; логическое тождественность, эквивалентность; “НЕТ” - логическое отрицание
Слайд 16. - Что изображено на схеме? Ответ: - Триггер. Где используется триггер? Ответ: в устройствах электронной памяти для построения регистров памяти ЦП. Какие триггеры бывают? Ответ Триггеры бывают: JK-триггер, D-триггер, T-триггер, синхронные и асинхронные.
Слайд 17. - Работаем в паре. Разделите логотипы аппаратного и программного обеспечения (дано 12 логотипов). Ученики работают на листиках, затем озвучивают.
Слайд 18. – Проверяем логотипы.
Ответы:
Логотипы АО – HP, LG, Dell, Intel, AMD, Epson - 6 шт.
Логотипы ПО – 1C, KM, Linux, NOD32, Access, Windows – 6 шт.
Слайд 19. - Укажите лишнюю запись на слайде. На слайде записаны известные файловые системы.
Ответ: FTP – протокол передачи файлов в компьютерных сетях..
Слайд 20. - Программы сопряжения устройств компьютера называются. Ответ – драйверы.
Слайд 21. - Назовите омонимы для групп
Слайд 22. - Проверяем ответы - Омонимы: Диск, Сеть, Файл, Папка, Модель, Лист, Принт, Колонки
Слайд 23. - Выберите допустимые в Windows имена файлов:
1. nadia*.doc
2. lin?exe
3. куку.bmp
4. a.b.txt
Ответ - 3 и 4.
Слайд 24. - Какие группы файлов относятся к указанным на экране маскам?
Ответ – все файлы; все файлы с расширением docx; - имя начинается с “а”, расширение содержит 1 символ; имя файла заканчивается на “z@ и имеет всего 2 символа.
Слайд 25. - Назовите расширения в именах файлов: (расширения закрыты)
Исполняемые файлы – exe, com, bat
- Текстовые файлы – txt, docx, rtf
- Графические файлы – bmp, jpg, gif
- Звуковые файлы – mp3, mid, wav
- Видео файлы –avi, mov,wmv
- Веб- страницы – html, htm
- Программы на языках программирования - bas, asm, pas
- Файлы баз данных – mdb, dbf
- Архиваторы – rar, zip, arj
Слайд 26. - Назовите характеристики файла, наделяющие его дополнительными свойствами:
Ответ: Только для чтения, скрытый, системный, архивный.
Слайд 27-28. - Игра “Всевидящее око”. На экране вперемежку 20 терминов из двух тем – Файловая система и Архитектура ПК. Нужно их разобрать и записать на листик.1 вариант пишет – Термины из темы Файловая системы, 2 вариант пишет термины из Архитектуры ПК.
Слайды 29-30. - Ответ - Файловая система: Файл, Каталог, Адрес, Атрибут, Байт, Путь, Копирование, Восстановление, Создание, Корзина. Архитектура ПК: Шина, Процессор, Память, Система, Плата, Частота, Форм-фактор, Мост, Порт, Архитектура
Слайд 31-32-33. - Что такое файл менеджер? Кубик Блума с вопросами. Проект 1. “Файловые менеджеры”. Приложение 2.
Слайд 34. - Обсуждаем проект. Какие у вас дома файловые менеджеры? Какие графические оболочки существуют для ОС Windows?
Слайд 35. - Какие программы не предназначены для создания образов диска? Ответ – Total Commander, QDir
Слайд 36. - Инструктаж по ОТ и ТБ
- Не двигать
- Не записать
- Не удалять
При обнаружение неполадок - сообщить учителю !
Слайд 37 – Внимание! 2 вариант работает на местах, 1 вариант выполняет практическое задание за компьютером.
Слайд 38. - Конверт с задачей Кто пойдёт решать задачу у доски? Выбираем одного учащегося.
Слайд 39. - 1. Какое соответствие установлено не верно между старым и новым телефонами?
Ответ: - 2 (экран!)
Слайд 40 - 2.Что называется файлом? Выберите верный ответ
- Файл – это текст или фильм или музыка
- Файл – это музыка, видео или фотография
- Файл - это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в памяти компьютера
Ответ- 3
Слайд 41 - 3. Что характеризует расширение файла?
Ответ - Тип информации, содержащейся в файле
Слайд 42 - 4.Что такое катало`г (папка)?
Ответ - Катало'г — объект в файловой системе, упрощающий организацию файлов.
Катало'г - группа файлов, объединенных под общим именем. Каталоги м.б. вложенными друг в друга...
Слайд 43. - 5. Что такое операционная система?
- Это Windows, Linux, Android
- Это главная программа на компьютере
- ОС - это программный комплекс, который обеспечивает работу всех устройств компьютера, постоянно взаимодействует с пользователем и с ЦП, распределяет память и время выполнения задач и операций
Ответ - 3
Слайд 44. – 6.Что такое файловая система?
- Это область диска, где хранятся адреса всех данных в долговременной памяти компьютера
- Это часть операционной системы, которая обеспечивает пользователю удобный интерфейс при работе с данными, хранящимися на диске
- Это хранилище данных в памяти компьютера
Ответ - 2
Слайд 45. - Какие из языков программирования названы в честь известных всем ученых?
1) Ada; 2) Pascal; 3) Delphi; 4) C#.
Ответ - 1-2
Слайд 46-47. Решаем задачу. Выходит ученик с решением задачи и объясняет решение.
8. Решаем задачу
В некотором каталоге хранился файл Задача5. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5, полное имя файла стало Е:\Класс10\Физика\Задачник\Задача5. Каково было полное имя этого файла до перемещения?
1) Е:\Физика\Задачник\Задача5
2) Е:\Физика\Задача5
3) Е:\Класс10\Задачник\Задача5
4) Е:\Класс10\Физика\Задача5
Слайд 48. - Решение:
Е:\Класс10\Физика\Задачник\Задача5. В предложенных вариантах ответы номер 1 и 2 не содержат каталога Класс10. Вариант 4 не подходит, так как не содержит папки Задачник.
1) Е:\Физика\Задачник\Задача5
2) Е:\Физика\Задача5
3) Е:\Класс10\Задачник\Задача5
4) Е:\Класс10\Физика\Задача5 Ответ: - 3
Слайд 49. - Заканчиваем практическую работу. Садимся по местам. Физминутка учащихся. Приложение 3
Слайд 50. – Слушаем Проект 2. Планета Систем Подготовки Текстов. Заслушиваем трех учащихся. Приложение 4.
Слайд 51. - Назовите форматы имен текстовых файлов в операционных системах
Ответ: – .txt, .docx
Слайд 52. - Растолкуйте термины Editor, Processor, Formatting, Interface.
Ответ: редактор (текстовый, EDIT – команда редактирования), процессор -...... Форматирование оформление текстового документа шрифтами, интерфейс -
Слайд 53. - 1 вариант – работаем на местах 2 вариант – практическая работа за ПК
Слайд 54. - Меняемся местами. Вторая серия марафона вопросов для варианта 1
Слайд 55. - Конверт с задачей. Вызываем ученика для выбора задачи. Решает у доски
Тестирование учащихся. Интеллектуальный марафон. Отвечать чётко и быстро.
Слайд 56. – 1.Какое соответствие можно установить между старым и новым? На слайде фото оборудования разного поколения и предшественники этого оборудования (прототипы). Ученики работают в парах на листах.
Слайд 57. - Проверяем выполненное соответствие
Слайд 58. – 2. Как присваивается имя файлу?
- Автоматически
- Записывает пользователь
- Собственное имя дает пользователь, расширение задается программой автоматически при сохранении
Ответ: 3
Слайд 59. – 3. Что такое корневой каталог диска? Ответ: - 1.
Слайд 60. – 4. Какие файлы находятся в корневом каталоге диска? Ответ: - 1 и 4.
Слайд 61. – 5. Какой объект находится на верхнем уровне иерархии в ОС Windows?
Ответ: Рабочий стол
Слайд 62. – 6. Для чего служит “маска” имен файлов?
Для обозначения (выделения) группы файлов, имена которых имеют общие свойства, например, общее расширение или общие символы в имени
Слайд 63. 7. Найдите соответствие между расширениями файлов и программами. Ученики работают в парах на листах.
Слайд 64. Ответ Проверьте соответствие и оцените себя .
Слайд 65. Решаем задачу
Слайд 66. Решаем задачу
Перемещаясь из одного каталога в другой, пользователь последовательно посетил каталоги DOC, USER, SCHOOL, A:\, LETTER, INBOX. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?
1) A:\DOC
2) A:\LETTER\INBOX
3) А:\SCHOOL\USER\DOC
4) А:\DOC\USER\SCHOOL
Ответ: - из 2 в 4
Слайд 67. - Заканчиваем практическую работу
Слайд 68. - Стихи по алгоритму. Учащиеся читают составленные заранее дома стихи.
СИКВЕЙН
1 Сущ. - ОС
2 Прил. - мультимедийная, многопрофильная
3 Гл. - поддерживает, управляет, проверяет
4 Фраза - ОС – главное ПО компьютера
5 Синоним: Комплекс ПО
СИКВЕЙН
1 Файл
2 фрагментированный, испорченный, восстановленный
3 хранит, занимает, связывает
4 Файл – это область данных на диске
5 Участок.
ХОККУ1:
1. Я был активным учеником на уроке
2. Как умница старался, отвечал
3. Смело участвуя во всем, активно проникая во всё.
ХОККУ2:
1. Я видел яркие глаза друзей
2. Быстро, метко отвечая
3. Я стойко постигал всё новое, интересное и полезное
ХОККУ3:
1. Я видел работу свою и ребят.
2. Спешил поделиться успехом.
3. Здесь каждый сказал “Я не чайник!”.
ХОККУ4 – результат урока
Золотая осень за окном,
Манит нас с уроков увлекая.
Наш Урок активно пролетает.
Ученик науки постигает.
ДИАМАНТА:
- Сущ. - ПРОГРАММЫ
- Прил. - прикладные, полезные, фирменные
- Прич. - действующие, облегчающие, развлекающие
- Ассоциация – Интеллект, алгоритм, команды
- Прич. – обеспечивающие, изменяющие, согласующие
- Прил. – популярные, платные
- Антисмысл - Хаос
Слайд 69-71 Метод фокальных объектов
Цель МФО - найти функции новой ОС
- Две сущности. –
- Прилаг. (по 2-3 к каждой сущ.) /Глаголы –
- Фокальный Объект изменения –
- Ассоциации:
- Идеи
Слайд 69-71. - Метод Фокальных Объектов. Работаем в мини-группах на листиках
Два объекта - зонтик, ветер. Качества объектов (прилагательные, глаголы и наречия) – большой, веселый, с тростью. открывается, улетает, закрывает, южный, теплый, сильный, дует, меняется, уносит. Фокальный объект – операционная система.ОС светит разными цветами, управляется дистанционно, летом включает зонтик над ноутбуком, зимой обогревает теплым воздухом. Идея – создать ОС, управляемую дистанционным пультом, с встроенным термометром, манометром давления, логотип такой ОС - зонтик над ПК.
Слайд 72. Что значить “открыть файл”?
- для программы (*.exe)?
- для рисунка (*.bmp,*.jpg,*.gif)?
- для звука (*.mp3,*.wav) ?
- для видео (*.avi,*.mpg,*.wmv)?
- для документа (*.txt,*.doc)? Ответы учащихся....
Слайд 73. - Могут ли два каталога 2-го уровня иметь одинаковые имена?
Ответ: Да, если они принадлежат разным каталогам 1-го уровня
Слайд 74. - Спецификация файла или папки - это...
Ответ: Перечисление – диск, каталоги и подкаталоги, в которые нужно войти, чтобы попасть к нужному файлу (спецификацию файла)
Слайд 75. – Озвучьте спецификацию файла “Компьютерные вирусы.doc”: схема “дерева” дана на слайде.
Слайд 76. - Анаграмма. Составьте из букв 4 слова и прочитайте диагональ.
Слайд 77. – Результат анаграммы:
ЗЛШЮ – ШЛЮЗ
КДСИ - ДИСК
НМЮЕ – МЕНЮ
ААБЗ - БАЗА
Слайд 78. – Рефлексия. Если вам понравился урок положите в чашу белый камень, если не понравился – синий, если вы еще не определились – желтый.
Слайд 80. – На экране Знайка с чайником!!
Раздаточный материал для учащихся дан в Приложение 6.