Чайникам – нет! Компьютер? – Просто о сложном

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Предмет: “Информатика и ИКТ”.

Кабинет: 31 - “Кабинет информатики и ИКТ”

Класс: 10-  Количество учащихся: 16 чел.

Время: 1 урок - 45 мин.

Цели занятия:

Обучающие:

  • расширить знания по предмету “Информатика и ИКТ;
  • контроль знаний по теме “Компьютер – универсальное устройство обработки информации”;
  • повторить, обобщить и систематизировать знания по теме;
  • продолжить формирование интегративного видения окружающего мира.

Развивающие:

  • учить мыслить вслух;
  • учить преодолевать барьер между теорией и практической деятельностью;
  • учить видеть связь объектов, фактов и процессов реального мира.

Воспитательные:

  • воспитывать потребность в самообразовании, развитии;
  • воспитывать изобретательское критическое мышление.

Задачи урока:

  • Повторить, обобщить и проверить знания учащихся по теме.
  • Получить твердые навыки решения прикладных задач при работе с компьютером.

Тип занятия: комбинированный урок.

Вид занятия: развивающий урок.

Методы, приемы и технологии:

  • Активные методы обучения
  • Практическая работа за ПК
  • Фронтальный тестовый контроль с элементами ЕГЭ заданий.
  • Метод фокальных объектов
  • Игра “Всевидящее око”
  • Проектно-исследовательский метод (защита проекта с применением кубика Блума)
  • Элементы ТРИЗ, ТРКМ
  • Приемы: анаграммы, омонимы, найти соответствия
  • Работа в парах, работа у доски

Материалы и оборудование:

  • Презентации для работы за ПК – 2 экз.
  • Презентация для аудиторной работы учителя -1 экз
  • Презентации проектов – 2 экз.
  • Конверты с задачами. – 2 конверта
  • ПК - 12 шт. +1 главный ПК учителя

.СТРУКТУРА УРОКА

1. Организационный момент .................... 2 мин

2. Мотивация, цели, задачи . ...... ...............2 мин

3. Логический диктант для всех ................ 2 мин

4. Интеллектуальный марафон....................4 мин

5. Проект 1 “Файловые менеджеры” ..........6 мин.

6. Инструктаж по ТБ ....................................1 мин.

7. Тестирование 1-й группы/ПР............... . 5 мин.

8. Проект 2 “Системы подготовки текстов”... 6 мин.

7. Тестирование 2-й группы/ПР................ .5 мин.

8. Метод фокальных объектов................... .5 мин

11. Выполнение игровых заданий .............3 мин.

12. Проверка Д/З ..........................................2 мин

13. Рефлексия ............................. ................ 2 мин

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Приветствие. Слайд 1. Приложение1. Подчеркивается необычность урока.

2. Объявляются цели и задачи урока. Зачитывается тема Слайд2 “Чайникам - нет! Компьютер? Просто о сложном” и даётся мотивация как эпиграф урока. Слайд 3.

“Ум человеческий всегда стремится к какой-либо деятельности и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя”. /Цицерон Марк Туллий/

Вам кажется, что вы знаете о компьютере всё? Тогда, готовьтесь, сегодня мы повторим и проверим знания по трем основным моментам Слайд 4:

  • Архитектура компьютера
  • Файловая система компьютера
  • Программное обеспечение компьютера

Возьмите листики для логического диктанта, пишите только ответ – ДА или НЕТ. Я читаю утверждения? Слайд 5.

  1. Триггер – хранит минимальную единицу информации?
  2. Мышь, клавиатура, сканер, джойстик – это устройства ввода?
  3. Intel, AMD, Cyrix - имена кинокомпаний?
  4. Монитор, принтер, микрофон – это устройства выводы?
  5. Модем – входит в основной комплект компьютера IBM PC?
  6. 32 бита достаточно для кодирования символов русского алфавита?
  7. Разрядность шины адреса определяется объемом адресуемой памяти?
  8. Быстродействие ПК зависит от тактовой частоты и разрядности CPU ?
  9. Микросхема-контроллер ОЗУ и видеопамяти – это северный мост системной платы?
  10. Микросхема контроллер периферийных устройств – это “южный мост”?
  11. USB-порт позволяет отключать устройства без выключения ПК?
  12. Логотип компании Apple – надкусанное яблоко?
  13. Для доступа к свойствам объектов используется контекстное меню?

Проверяем верные ответы – все ДА, кроме вопросов 3,4,5 - НЕТ

Слайд 6. - Теперь интеллектуальная разминка. Работаем в темпе.

Слайд 7. - 1. Архитектура компьютера бывает:

  1. Замкнутая
  2. Закрытая
  3. Простая
  4. Открытая

Ответ: открытая и закрытая архитектура

Слайд 8. - На слайде схема - Магистрально-модульный принцип архитектуры компьютера.

1. Как называют схематичное изображение архитектуры, представленное на слайде? – Ответ – магистрально-модульный принцип Джорджа фон Неймана

Слайд 9. - На экране портрет Джорджа фон Неймана.

2. Озвучьте принцип Джорджа фон Неймана: (После высказываний учащихся портрет уходит с экрана и видно пять принципов).

1. Использование двоичной системы счисления в вычислительных машинах.

2. Программное управление ЭВМ. Работа ЭВМ контролируется программой, состоящей из набора команд. Команды выполняются последовательно друг за другом.

3. Память компьютера используется не только для хранения данных, но и программ. При этом и команды программы и данные кодируются в двоичной системе счисления, т.е. их способ записи одинаков. Над командами можно выполнять те же действия, что и над данными.

4. Ячейки памяти ЭВМ имеют адреса, которые последовательно пронумерованы. В любой момент можно обратиться к любой ячейке памяти по ее адресу.

5 .Возможность условного перехода в процессе выполнения программы. Не смотря на то, что команды выполняются последовательно, в программах можно реализовать возможность перехода к любому участку кода.

Слайд 10. - 4. Работа в парах. Назовите имена известных личностей, портреты которых представлены на слайде. Ученики работают, листик с вопросом на каждом столе.

Слайд 11. - Имена известных личностей.- Проверяем и оцениваем свои знания.

Слайд 12. - 5. Расшифруйте сокращения АЛУ и УУ. На слайде логическая схема работы процессора.

Ответы: АЛУ – арифметико-логическое устройство и устройство управления процессором.

Слайд 13. - 6. На рисунке представлена системная плата процессора Intel. В какой из выделенных областей должен быть расположен чип процессора 1; 2; 3; или 4? (Ответ – 4-й области).

Слайд 14. - Что значит термин “форм-фактор”? Ответ: размер системной платы

Слайд 15. - Назовите, какие логические операции обозначают указанные знаки. Ответ: дизъюнкция “И” - логическое умножение; конъюнкция “ИЛИ” – логическое сложение; “если, то” - логическое следование; логическое тождественность, эквивалентность; “НЕТ” - логическое отрицание

Слайд 16. - Что изображено на схеме? Ответ: - Триггер. Где используется триггер? Ответ: в устройствах электронной памяти для построения регистров памяти ЦП. Какие триггеры бывают? Ответ Триггеры бывают: JK-триггер, D-триггер, T-триггер, синхронные и асинхронные.

Слайд 17. - Работаем в паре. Разделите логотипы аппаратного и программного обеспечения (дано 12 логотипов). Ученики работают на листиках, затем озвучивают.

Слайд 18. – Проверяем логотипы.

Ответы:

Логотипы АО – HP, LG, Dell, Intel, AMD, Epson - 6 шт.

Логотипы ПО – 1C, KM, Linux, NOD32, Access, Windows – 6 шт.

Слайд 19. - Укажите лишнюю запись на слайде. На слайде записаны известные файловые системы.

Ответ: FTP – протокол передачи файлов в компьютерных сетях..

Слайд 20. - Программы сопряжения устройств компьютера называются. Ответ – драйверы.

Слайд 21. - Назовите омонимы для групп

Слайд 22. - Проверяем ответы - Омонимы: Диск, Сеть, Файл, Папка, Модель, Лист, Принт, Колонки

Слайд 23. - Выберите допустимые в Windows имена файлов:

1. nadia*.doc

2. lin?exe

3. куку.bmp

4. a.b.txt

Ответ - 3 и 4.

Слайд 24. - Какие группы файлов относятся к указанным на экране маскам?

Ответ – все файлы; все файлы с расширением docx; - имя начинается с “а”, расширение содержит 1 символ; имя файла заканчивается на “z@ и имеет всего 2 символа.

Слайд 25. - Назовите расширения в именах файлов: (расширения закрыты)

Исполняемые файлы – exe, com, bat

  • Текстовые файлы – txt, docx, rtf
  • Графические файлы – bmp, jpg, gif
  • Звуковые файлы – mp3, mid, wav
  • Видео файлы –avi, mov,wmv
  • Веб- страницы – html, htm
  • Программы на языках программирования - bas, asm, pas
  • Файлы баз данных – mdb, dbf
  • Архиваторы – rar, zip, arj

Слайд 26. - Назовите характеристики файла, наделяющие его дополнительными свойствами:

Ответ: Только для чтения, скрытый, системный, архивный.

Слайд 27-28. - Игра “Всевидящее око”. На экране вперемежку 20 терминов из двух тем – Файловая система и Архитектура ПК. Нужно их разобрать и записать на листик.1 вариант пишет – Термины из темы Файловая системы, 2 вариант пишет термины из Архитектуры ПК.

Слайды 29-30. - Ответ - Файловая система: Файл, Каталог, Адрес, Атрибут, Байт, Путь, Копирование, Восстановление, Создание, Корзина. Архитектура ПК: Шина, Процессор, Память, Система, Плата, Частота, Форм-фактор, Мост, Порт, Архитектура

Слайд 31-32-33. - Что такое файл менеджер? Кубик Блума с вопросами. Проект 1. “Файловые менеджеры”. Приложение 2.

Слайд 34. - Обсуждаем проект. Какие у вас дома файловые менеджеры? Какие графические оболочки существуют для ОС Windows?

Слайд 35. - Какие программы не предназначены для создания образов диска? ОтветTotal Commander, QDir

Слайд 36. - Инструктаж по ОТ и ТБ

  1. Не двигать
  2. Не записать
  3. Не удалять

При обнаружение неполадок - сообщить учителю !

Слайд 37 – Внимание! 2 вариант работает на местах, 1 вариант выполняет практическое задание за компьютером.

Слайд 38. - Конверт с задачей Кто пойдёт решать задачу у доски? Выбираем одного учащегося.

Слайд 39. - 1. Какое соответствие установлено не верно между старым и новым телефонами?

Ответ: - 2 (экран!)

Слайд 40 - 2.Что называется файлом? Выберите верный ответ

  1. Файл – это текст или фильм или музыка
  2. Файл – это музыка, видео или фотография
  3. Файл - это программа или данные, имеющие имя и хранящиеся в памяти компьютера

Ответ- 3

Слайд 41 - 3. Что характеризует расширение файла?

Ответ - Тип информации, содержащейся в файле

Слайд 42 - 4.Что такое катало`г (папка)?

Ответ - Катало'г — объект в файловой системе, упрощающий организацию файлов.

Катало'г - группа файлов, объединенных под общим именем. Каталоги м.б. вложенными друг в друга...

Слайд 43. - 5. Что такое операционная система?

  1. Это Windows, Linux, Android
  2. Это главная программа на компьютере
  3. ОС - это программный комплекс, который обеспечивает работу всех устройств компьютера, постоянно взаимодействует с пользователем и с ЦП, распределяет память и время выполнения задач и операций

Ответ - 3

Слайд 44. – 6.Что такое файловая система?

  1. Это область диска, где хранятся адреса всех данных в долговременной памяти компьютера
  2. Это часть операционной системы, которая обеспечивает пользователю удобный интерфейс при работе с данными, хранящимися на диске
  3. Это хранилище данных в памяти компьютера

Ответ - 2

Слайд 45. - Какие из языков программирования названы в честь известных всем ученых?

1) Ada; 2) Pascal; 3) Delphi; 4) C#.

Ответ - 1-2

Слайд 46-47. Решаем задачу. Выходит ученик с решением задачи и объясняет решение.

8. Решаем задачу

В некотором каталоге хранился файл Задача5. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5, полное имя файла стало Е:\Класс10\Физика\Задачник\Задача5. Каково было полное имя этого файла до перемещения?

1) Е:\Физика\Задачник\Задача5

2) Е:\Физика\Задача5

3) Е:\Класс10\Задачник\Задача5

4) Е:\Класс10\Физика\Задача5

Слайд 48. - Решение:

Е:\Класс10\Физика\Задачник\Задача5. В предложенных вариантах ответы номер 1 и 2 не содержат каталога Класс10. Вариант 4 не подходит, так как не содержит папки Задачник.

1) Е:\Физика\Задачник\Задача5

2) Е:\Физика\Задача5

3) Е:\Класс10\Задачник\Задача5

4) Е:\Класс10\Физика\Задача5 Ответ: - 3

Слайд 49. - Заканчиваем практическую работу. Садимся по местам. Физминутка учащихся. Приложение 3

Слайд 50. – Слушаем Проект 2. Планета Систем Подготовки Текстов. Заслушиваем трех учащихся. Приложение 4.

Слайд 51. - Назовите форматы имен текстовых файлов в операционных системах

Ответ: – .txt, .docx

Слайд 52. - Растолкуйте термины Editor, Processor, Formatting, Interface.

Ответ: редактор (текстовый, EDIT – команда редактирования), процессор -...... Форматирование оформление текстового документа шрифтами, интерфейс -

Слайд 53. - 1 вариант – работаем на местах 2 вариант – практическая работа за ПК

Слайд 54. - Меняемся местами. Вторая серия марафона вопросов для варианта 1

Слайд 55. - Конверт с задачей. Вызываем ученика для выбора задачи. Решает у доски

Тестирование учащихся. Интеллектуальный марафон. Отвечать чётко и быстро.

Слайд 56. – 1.Какое соответствие можно установить между старым и новым? На слайде фото оборудования разного поколения и предшественники этого оборудования (прототипы). Ученики работают в парах на листах.

Слайд 57. - Проверяем выполненное соответствие

Слайд 58. – 2. Как присваивается имя файлу?

  1. Автоматически
  2. Записывает пользователь
  3. Собственное имя дает пользователь, расширение задается программой автоматически при сохранении

Ответ: 3

Слайд 59. – 3. Что такое корневой каталог диска? Ответ: - 1.

Слайд 60. – 4. Какие файлы находятся в корневом каталоге диска? Ответ: - 1 и 4.

Слайд 61. – 5. Какой объект находится на верхнем уровне иерархии в ОС Windows?

Ответ: Рабочий стол

Слайд 62. – 6. Для чего служит “маска” имен файлов?

Для обозначения (выделения) группы файлов, имена которых имеют общие свойства, например, общее расширение или общие символы в имени

Слайд 63. 7. Найдите соответствие между расширениями файлов и программами. Ученики работают в парах на листах.

Слайд 64. Ответ Проверьте соответствие и оцените себя .

Слайд 65. Решаем задачу

Слайд 66. Решаем задачу

Перемещаясь из одного каталога в другой, пользователь последовательно посетил каталоги DOC, USER, SCHOOL, A:\, LETTER, INBOX. При каждом перемещении пользователь либо спускался в каталог на уровень ниже, либо поднимался на уровень выше. Каково полное имя каталога, из которого начал перемещение пользователь?

1) A:\DOC

2) A:\LETTER\INBOX

3) А:\SCHOOL\USER\DOC

4) А:\DOC\USER\SCHOOL

Ответ: - из 2 в 4

Слайд 67. - Заканчиваем практическую работу

Слайд 68. - Стихи по алгоритму. Учащиеся читают составленные заранее дома стихи.

СИКВЕЙН

1 Сущ. - ОС

2 Прил. - мультимедийная, многопрофильная

3 Гл. - поддерживает, управляет, проверяет

4 Фраза - ОС – главное ПО компьютера

5 Синоним: Комплекс ПО

СИКВЕЙН

1 Файл

2 фрагментированный, испорченный, восстановленный

3 хранит, занимает, связывает

4 Файл – это область данных на диске

5 Участок.

ХОККУ1:

1. Я был активным учеником на уроке

2. Как умница старался, отвечал

3. Смело участвуя во всем, активно проникая во всё.

ХОККУ2:

1. Я видел яркие глаза друзей

2. Быстро, метко отвечая

3. Я стойко постигал всё новое, интересное и полезное

ХОККУ3:

1. Я видел работу свою и ребят.

2. Спешил поделиться успехом.

3. Здесь каждый сказал “Я не чайник!”.

ХОККУ4 – результат урока

Золотая осень за окном,
Манит нас с уроков увлекая.
Наш Урок активно пролетает.
Ученик науки постигает.

ДИАМАНТА:

  1. Сущ. - ПРОГРАММЫ
  2. Прил. - прикладные, полезные, фирменные
  3. Прич. - действующие, облегчающие, развлекающие
  4. Ассоциация – Интеллект, алгоритм, команды
  5. Прич. – обеспечивающие, изменяющие, согласующие
  6. Прил. – популярные, платные
  7. Антисмысл - Хаос

Слайд 69-71 Метод фокальных объектов

Цель МФО - найти функции новой ОС

  1. Две сущности. –
  2. Прилаг. (по 2-3 к каждой сущ.) /Глаголы –
  3. Фокальный Объект изменения –
  4. Ассоциации:
  5. Идеи

Слайд 69-71. - Метод Фокальных Объектов. Работаем в мини-группах на листиках

Два объекта - зонтик, ветер. Качества объектов (прилагательные, глаголы и наречия)большой, веселый, с тростью. открывается, улетает, закрывает, южный, теплый, сильный, дует, меняется, уносит. Фокальный объект – операционная система.ОС светит разными цветами, управляется дистанционно, летом включает зонтик над ноутбуком, зимой обогревает теплым воздухом. Идея – создать ОС, управляемую дистанционным пультом, с встроенным термометром, манометром давления, логотип такой ОС - зонтик над ПК.

Слайд 72. Что значить “открыть файл”?

  1. для программы (*.exe)?
  2. для рисунка (*.bmp,*.jpg,*.gif)?
  3. для звука (*.mp3,*.wav) ?
  4. для видео (*.avi,*.mpg,*.wmv)?
  5. для документа (*.txt,*.doc)? Ответы учащихся....

Слайд 73. - Могут ли два каталога 2-го уровня иметь одинаковые имена?

Ответ: Да, если они принадлежат разным каталогам 1-го уровня

Слайд 74. - Спецификация файла или папки - это...

Ответ: Перечисление – диск, каталоги и подкаталоги, в которые нужно войти, чтобы попасть к нужному файлу (спецификацию файла)

Слайд 75. – Озвучьте спецификацию файла “Компьютерные вирусы.doc”: схема “дерева” дана на слайде.

Слайд 76. - Анаграмма. Составьте из букв 4 слова и прочитайте диагональ.

Слайд 77. – Результат анаграммы:

ЗЛШЮ – ШЛЮЗ

КДСИ - ДИСК

НМЮЕ – МЕНЮ

ААБЗ - БАЗА

Слайд 78. – Рефлексия. Если вам понравился урок положите в чашу белый камень, если не понравился – синий, если вы еще не определились – желтый.

Слайд 80. – На экране Знайка с чайником!!

Приложение 5.

Раздаточный материал для учащихся дан в Приложение 6.