Дидактическая задача: Актуализация знаний детей. Накопление опыта поисковой деятельности.
Цели и задачи:
Познание (математика): Накопление и совершенствование опыта по сравнению двух групп предметов (один – много). Формирование адекватного восприятия представлений о величине предметов (большой – маленький, высокий – низкий, длинный – короткий). Закрепление умения узнавать и называть геометрическую форму предметов и действовать с нею (круг, квадрат).
Коммуникативное развитие: Формирование навыков свободного общения с взрослыми и детьми.
Социализация: Обогащать игровой опыт детей на основе участия в интегрированной деятельности, включая игру. Воспитывать доброжелательность.
Оборудование: Игрушка паровозика, полоски бумаги одинаковые по цвету, но разные по длине; “лужа” из синей бумаги и две полоски синего цвета разной длины, большие и маленькие кораблики по количеству детей; 2 обруча, геометрические фигуры по количеству детей; плоскостное изображение паровозика и вагончиков.
Предварительная работа: Непрерывная непосредственно образовательная деятельность в течение полугодия, направленная на получение новых знаний, накопление опыта
Ход занятия
Создание проблемной ситуации:
Воспитатель показывает детям игрушку паровозика.
- Что-то ты, паровозик, грустный сегодня, что случилось?
- Я хотел отправиться в путешествие, но не могу – у меня сломалось колесо. Может быть ваши ребята согласятся починить меня?
- Я сейчас спрошу у них.
(Дети соглашаются и чинят паровозик).
- Вот здорово! Теперь я могу отправиться в путешествие, ребята, хотите поехать со мной? (Ответ детей). Тогда присоединяйтесь ко мне вагончиками.
- Ох, какой длинный поезд получился. Ребята, а в поезде паровозиков сколько? (один), а вагончиков сколько? (Много). Ну, что поехали.
(воспитатель и дети начинают движение, имитируя поезд).
- Остановка! Ой, да это же остановка “Хлопотушкино”. Давайте громко похлопаем и поиграем на этой остановке.
(Дети громко хлопают в ладоши).
2. Сравнение двух полосок бумаги по длине.
- А игра называется “Найди свой гараж”.
Мы превращаемся в машины, у каждой машины есть номер. У одних машин будет номер короткий, а у других - длинный. На стульчиках лежат номера короткие и длинные. Под музыку машины начинают движение, когда музыка заканчивается, каждая машина находит свой гараж, сравнивая номер.
Игра повторяется со сменой номеров в гаражах.
- Замечательно поиграли, надо ехать дальше. Построились. Сколько паровозиков в нашем поезде? (Один). Сколько вагончиков ? (Много). Поехали. (Имитируем движение поезда).
3. Сравнение предметов по признакам: большой- маленький, длинный – короткий.
Выкладываются атрибуты для следующей игры: круг, две полоски синего цвета короткую и длинную, кораблики большие и маленькие.
- Остановка! А эта остановка называется “Топотушкино”. Давайте громко потопаем и пойдем играть. ( Дети выполняют движение). Ребята, присаживайтесь на “полянку”. Смотрите, какая лужа большая. А из лужи текут ручейки. Это какой? (ответ детей). А это какой? (Ответ детей).
Давайте пускать кораблики: маленькие кораблики по короткому ручейку, а большие - по длинному. ( Дети выбирают себе кораблик, предварительно сказав, какой они выбрали кораблик и на какой ручеек его пустят).
- Замечательно поиграли. Поехали дальше. Построился поезд. Сколько паровозиков? Сколько вагончиков? Поехали! (Имитируем движение поезда).
4. Различение геометрических фигур.
- Остановка. Я знаю, это остановка называется “Хохотушкино”. Давайте посмеемся и пойдем играть.
- А живут на этой остановке геометрические фигуры. У каждой фигуры свой домик. (Выставляются 2 круга, внутри геометрические фигуры: круг и квадрат).
- Ребята, выбирайте, какая фигура вам нравится. (Воспитатель интересуется у каждого, какую фигуру он выбрал). Игра называется “Найди свой домик”. Под музыку все двигаются, танцуют, а когда музыка закончится – подойдите к тому домику, на котором изображена ваша фигура.
Можно поиграть второй раз со сменой фигур.
Подведение итога. Переход к аппликации.
- Вот как интересно, но нам надо возвращаться назад. Построили поезд. Паровозиков в поезде сколько? А вагончиков сколько? Поехали! (Имитируем движение поезда). Приехали! Присаживайтесь, ребята, на стульчики. Вы такие молодцы: Починили мне колесо, весело играли и у нас был такой длинный поезд. Я подарю вам рисунок паровозика и вагончики. Когда вы отдохнете, то можете построить такой же длинный поезд и рассказать и показать мамам и папам, где ваш вагончик в поезде. До свидания, друзья, мне пора возвращаться.
Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по математическому развитию за 1 полугодие в средней группе
Тема: “Лесные зверята в гостях у ребят”
Программные задачи:
Обучающие:
- Закреплять знания детей о числах и цифрах. Ориентироваться в пределах от 1 до 5.
- Закрепить знания о форме и цвете. Закрепить умение использовать термины, обозначающие величину предмета.
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, восприятие, слух, речь.
Воспитательные: Воспитывать организованность, усидчивость, взаимопомощь.
Оборудование: Игрушки – лесные зверята, набор цифр, числовые карточки, раздаточный материал, геометрические фигуры.
Предварительная работа: Математические игры, чтение и заучивание стихов, загадок о числах и цифрах.
План занятия:
- Вступительная часть (лесные зверята в гостях у детей).
- Разминка для ума. Игра “Да-нет”.
- Игра “Считай не ошибись”.
- Игра “Живые цифры”.
- Игра “Исправь ошибку”.
- Малоподвижная игра “Найди свой домик”.
- Игра “Наоборот”.
- Подведение итогов.
Ход занятия
1. Ребята, Дед Мороз подарил лесным зверятам к Новому году интересные игры. Зверята сначала очень обрадовались, а потом расстроились. Игры – математические, а зверята не умеют считать, не знают цифры и геометрические фигуры. Вот они и решили прийти к вам за помощью. Покажем зверятам, что мы с вами знаем и умеем, а они у нас поучатся.
2. Сначала сделаем разминку для ума. Поиграем в игру “Да – Нет”. Будьте внимательны. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать только одним словом “Да” или “Нет”.
- У человека 2 руки?
- У кошки 1 хвост?
- Собака умеет мяукать?
- Сейчас лето?
- Дети у нас в группе дружные?
3. Молдцы! На все вопросы ответили правильно. А сейчас поиграем в игру “Считай, не ошибись”. У каждого ребенка тарелочка с набором мелких игрушек – 5 штук, цифры от 1 до 5. Я показываю числовую карточку с точками. Детям нужно выложить перед собой столько игрушек, сколько точек на карточке. Задание меняется несколько раз.
4. Еще наши дети любят играть в игру “Живые цифры”
Выбранные дети с цифровыми карточками от 1 до 5 выстраиваются в ряд по порядку. По команде “1, 2, 3, 4, 5 вышли цифры погулять!” - дети разбегаются по ковру. По команде “Цифры домой!” - дети с цифрами выстраивают числовой ряд. Остальные проверяют, правильно ли выстроились “цифры”.
5. Игра “Исправь ошибку”.
На магнитной доске выставлены плоскостные картинки и цифры. Например, одно яблоко и рядом цифра 1. Во втором ряду три цветка и рядом цифра 3. В третьем ряду четыре грибка и рядом цифра 4. По сигналу дети закрывают глаза. Воспитатель меняет местами цифры, нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Открыв глаза, дети должны найти ошибку и исправить ее.
6. Мы дружим с геометрическими фигурами. Поиграем в игру “Найди свой домик”
Дети становятся в круг на ковре. Каждому ребенку предлагается геометрическая фигура. Ребенок называет свою фигуру и цвет ее. По сигналу дети превращаются в птичек и разлетаются в рассыпную, затем возвращаются к своим фигурам – домикам.
7. Отдохнули, подвигались. Поиграем еще в одну игру “Наоборот”.
Большой – (маленький), высокий – (низкий), длинный – (короткий), широкий – (узкий),....
8. Молодцы, ребята. Вы все сегодня старались, были внимательными, отвечали на вопросы, выполняли задания. Лесные зверята у вас многому научились. И в благодарность зверята обещают выбрать самую красивую, пушистую, большую елочку и передать ее к нам в детский сад на Новогодний праздник.