Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, хата, рушник, самовар, колодец, чугун.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, посещение краеведческого музея им.Фелицина в г.Краснодаре, посещение музея “Центр – детский сад №63”, подборка фотографий, мультимедийное сопровождение.
Ход занятия
Звучит гимн Кубани, воспитатель в кубанском костюме входит с детьми.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани)
- Правильно. А теперь послушайте стихотворение о Кубани.
Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
Там вечер просторный
И песня простая,
У клуба парнишек
И девушек стая.
Там примут тебя,
Как хорошего друга,
Покажут, как землю
Ворочают плугом
Как хлеб убирают,
Как стол накрывают,
Как в горнице гостя
У нас угощают.
Кубанцы на зависть
Умеют трудиться.
Там где-то саманный
Курень мой дымится,
Увитый густой
Виноградной лозою,
Мой бойкий домишко
С антенной косою.
Веселые окна,
Открытые ставни,
Дымок над трубою,
Как выстрел недавний.
Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски.
И пыль под копытами
На ипподроме,
И яркую лампочку
В маленьком доме,
Улыбку и радость
На лицах казачьих-
Суровых и смуглых,
Простых, но горячих!
Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
- Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья.(изображение на экране)
- А что такое хата? (ответы детей)
- В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов)
- А как называли жену казака? (Казачка).
- Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб)
- Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду?Изображение на экране. (В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная).
- А молоко в чем хранили? (Глиняный сосуд, который называется глэчик).
- Кто помнит легенду о глэчике?(ответы детей)
- Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто.
Как называется посуда, в которой замешивают тесто? (Макитра - это горшочек из глины)
- Ну, а чаем поили гостей из.......(самовара). Правильно.
- Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? (рубель и каталка)
- А сейчас мы с вами поиграем.
Встаньте, пожалуйста.
Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.
Дети имитируют движения.
- копать
- нести коромысло
- хлеб класть в печь
- месить
- класть яблоки в корзину
- гладить
- прясть
Молодцы, дети. Присаживаемся. Мы продолжаем наше путешествие.
- А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой? (Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушник)
- Какие цвета использовались в вышивке? (черный и красный на белом фоне).
- Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов теперь вы знаете. Давайте их вспомним.
Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его и, если ответ правильный, то вы увидите его на экране (мультимедийное сопровождение), а за правильный ответ вы будете получать звёздочки.
-Дом, в котором жили наши предки (хата)
- Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)
- С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)
- В чем замешивали тесто? (в макитре)
- Воду приносили из .... (колодца)
- Вкусный чай пили из ..... (самовара)
- В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (Чугун)
- А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей. (Рушник)
- Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
- Молодцы, ребята!
На этом наше занятие подошло к концу.
Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.