Традиции и быт Кубанского казачества

Разделы: История и обществознание, Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, хата, рушник, самовар, колодец, чугун.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, посещение краеведческого музея им.Фелицина в г.Краснодаре, посещение музея “Центр – детский сад №63”, подборка фотографий, мультимедийное сопровождение.

Ход занятия

Звучит гимн Кубани, воспитатель в кубанском костюме входит с детьми.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь в нашей беседе? (о родном крае, о Кубани)

- Правильно. А теперь послушайте стихотворение о Кубани.

Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!
Там вечер просторный
И песня простая,
У клуба парнишек
И девушек стая.
Там примут тебя,
Как хорошего друга,
Покажут, как землю
Ворочают плугом
Как хлеб убирают,
Как стол накрывают,
Как в горнице гостя
У нас угощают.
Кубанцы на зависть
Умеют трудиться.
Там где-то саманный
Курень мой дымится,
Увитый густой
Виноградной лозою,
Мой бойкий домишко
С антенной косою.
Веселые окна,
Открытые ставни,
Дымок над трубою,
Как выстрел недавний.
Люблю тебя, край мой,
Простор краснодарский,
И труд хлебороба,
И песни, и пляски.
И пыль под копытами
На ипподроме,
И яркую лампочку
В маленьком доме,
Улыбку и радость
На лицах казачьих-
Суровых и смуглых,
Простых, но горячих!
Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!

- Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя земля родная. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Кубань. Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в прошлое. Мы попадем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья.(изображение на экране)

- А что такое хата? (ответы детей)

- В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работает в поле, защищает границу от врагов)

- А как называли жену казака? (Казачка).

- Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу - принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб)

- Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду?Изображение на экране. (В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная).

- А молоко в чем хранили? (Глиняный сосуд, который называется глэчик).

- Кто помнит легенду о глэчике?(ответы детей)

- Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто.

 

Как называется посуда, в которой замешивают тесто? (Макитра - это горшочек из глины)

- Ну, а чаем поили гостей из.......(самовара). Правильно. 

- Хозяйки были очень домовитые, аккуратные, бережливые. Они сами пряли, ткали. Что помогало после ручной стирки погладить одежду, белье, тканные изделия? (рубель и каталка)

- А сейчас мы с вами поиграем.

Встаньте, пожалуйста.

Я буду называть вам действие, а вы мне будете это изображать.

Дети имитируют движения.

- копать

- нести коромысло

- хлеб класть в печь

- месить

- класть яблоки в корзину

- гладить

- прясть

Молодцы, дети. Присаживаемся. Мы продолжаем наше путешествие.

- А еще казачки очень любили украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Какие предметы в хате были украшены вышивкой? (Полотенца, занавесочки, подушки, скатерти, рушник)

- Какие цвета использовались в вышивке? (черный и красный на белом фоне).

- Какие вы молодцы! Вы теперь так много знаете о быте и традициях Кубани. Как много новых слов теперь вы знаете. Давайте их вспомним.

Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его и, если ответ правильный, то вы увидите его на экране (мультимедийное сопровождение), а за правильный ответ вы будете получать звёздочки.

-Дом, в котором жили наши предки (хата)

- Это глиняный предмет, в котором молоко долго не прокисает (глэчик)

- С помощью этих двух деревянных предметов одежда казаков всегда была выглажена (рубель и каталка)

- В чем замешивали тесто? (в макитре)

- Воду приносили из .... (колодца)

- Вкусный чай пили из ..... (самовара)

- В этом предмете готовили вкусную кашу, и он был очень тяжелый? (Чугун)

- А с помощью этого предмета и хлеба встречают гостей. (Рушник)

- Ты был на Кубани?
А ты побывай.
Отличные люди,
Прославленный край!

- Молодцы, ребята!

На этом наше занятие подошло к концу.

Теперь я знаю, что наши предки гордились бы вами.