Занятие по окружающему миру "Ярче солнце светит, к нам пришла весна"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интегрируемые образовательные области: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, “Безопасность”, “Физическое развитие”.

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, чтение.

Программные задачи

Образовательные:

  • Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе.
  • Учить детей выбирать и располагать на мольберте изображения с весенними признаками.
  • Продолжать учить наносить узор кистью, выбирая самостоятельно цвет гуаши.

Развивающие:

  • Активизировать познавательную и речевую деятельность детей. Умение обобщать и делать выводы.
  • Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к изменениям в природе, её отдельным явлениям. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца; аккуратность при рисовании гуашью.

Словарная работа: прозрачная, ледяная, длинная, холодная, хрупкая. Форма проведения: ситуация-упражнение.

Материалы и оборудование: костюм Незнайки; мольберт; картинки с признаками времен года (осень, зима, лето, весна); ледяная сосулька; вырезанные из голубого картона макеты луж, из коричневого картоны следы детских ног; сделанные из белой бумаги кораблики на каждого ребенка; кисти №5, гуашь разных цветов. Предварительная работа с детьми

Коммуникация: беседа о весне.

Познание: Наблюдение за таянием снега, рассматривание сосулек на прогулке. Чтение художественной литературы: чтение стихов, загадок о весне, заучивание заклички “Солнышко, солнышко выгляни в окошечко”.

Труд: изготовление материалов к дидактической игре “Времена года”.

Художественное творчество: рисование “Бегут ручьи”, аппликация  “Весеннее солнышко”.

Физическое развитие: физкультминутка “Шаловливые сосульки...”, малоподвижная игра “Пройдем по дорожке”, игра “Птички прилетают”.

Безопасность: рассмотрение опасных ситуаций, которые могут случиться весной на улице, обсуждение опасных случаев при таянии снега, сосулек.

Взаимодействие с семьей:  выставка детских работ “Весна пришла”.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках. Перед ними мольберт с изображением времени года “Весна”

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте!

Дети:  Здравствуйте!

Незнайка: Я, совсем не понимаю, что происходит на улице, куда исчезает снег?

Воспитатель: Не беспокойся Незнайка, наши ребята тебе помогут. Поможем Незнайке?

(Дети соглашаются)

Вот и кончился мороз
Солнце светит весело,
А сосулька длинный нос
Над окном повесила
Почему она грустна?
Приближается

Дети: Весна!

Воспитатель: Да, наступила весна, посмотрите на мольберт, какое время года изображено?

Дети: Изображена весна.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Тает снег, на крышах сосульки, прилетают с юга птицы, в ручейках можно пускать кораблики, люди надевают резиновые сапоги и весеннюю одежду.

Воспитатель: Правильно, весной солнце светит ярче, теплее, поэтому снег тает, появляются ручейки, с крыш капают сосульки.

Пальчиковая гимнастика:

С крыши капает капель:
Кап-кап-кап (показывают пальчиком по ладошке в медленном темпе)
Это к нам пришел апрель
Кап-кап-кап (более быстро)
Солнце припекло сильней (изображают солнышко пальчиками рук)
И быстрей звенит капель
Кап-кап-кап (показывают пальчиком по ладошке очень быстро)

(Незнайка повторяет за детьми)

Молодцы!

У меня есть картинки с признаками осени, лета, зимы и весны. Вы должны расположить на мольберте только те картинки, на которых признаки весны. Незнайку мы тоже попросим помочь нам.

(Дети располагают карточки с солнышком, с ручейком, с тающей сосулькой, с детьми одетых в курточки и резиновые сапоги. Незнайка несколько раз ошибается.)

Воспитатель: Ребята, Незнайка правильно ли нашел картинки?

Дети: Нет!

Воспитатель: Что он перепутал?

Дети: Разноцветные листики бывают осенью, а шубы надевают зимой. Незнайка: Ой, извините меня, пожалуйста, я обязательно всё исправлю. (убирает картинки и ставит правильные). Я вам что-то принес, а сам не знаю что это.

Воспитатель: Чтобы узнать, что нам принёс Незнайка, я загадаю загадку, а вы должны ее отгадать:

С крыши вниз свисает
Острая рогулька
Капли вниз бросает
Мокрые...

Дети: Сосулька!

Воспитатель: Молодцы ребята, Незнайка это сосулька.

(Воспитатель поднимает салфетку и показывает всем ледяную сосульку, дает детям потрогать ее)

Скажите, какая сосулька?

Дети: сосулька холодная, длинная.

Воспитатель: из чего она?

Дети: изо льда.

Воспитатель: значит она...?

Дети: ледяная.

Воспитатель: Ребята, Незнайка, посмотрите какая она красивая, в нее можно посмотреть. Как ее еще можно назвать?

Дети: прозрачная.

Воспитатель: Правильно. А на что сосулька похожа?

Дети: Сосулька похожа на морковку!

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем!

Физкультминутка.

Шаловливые сосульки (руки на пояс, подскоки)
Сели на карниз (присесть)
Шаловливые сосульки (поднимать и опускать плечи)
Посмотрели вниз (приставить руку ко лбу и смотреть вниз)
Посмотрели чем заняться (пожать плечами)
Стали каплями кидаться (изображают)
Две сосульки вниз смотрели (приставить руку ко лбу и смотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-Кап, дзинь-дзинь (в такт наклон головы вправо, влево)
И на солнышке звенели и растаяли. (сесть на место)

Незнайка: Ребята, наша сосулька капает, что с ней происходит?

Дети: Она тает.

Незнайка: Почему она тает, ведь она такая красивая?

Дети: Потому, что она ледяная, а лед в тепле тает.

Воспитатель: Правильно ребята. Когда снег на солнце тает, он превращается в воду, солнышко уходит, становится холодно и вода превращается в лед так и получаются сосульки. А можно играть, где свисают сосульки?

Дети: Нет нельзя!

Незнайка: Почему? Я вот ходил, где они с крыши свисали, даже вам принес, сейчас я знаю, что это сосульки, а раньше не знал.

Дети: Это опасно, они могут на тебя упасть.

Воспитатель: Правильно ребята, там, где есть сосульки ходить и играть нельзя, это очень опасно, ведь погода с каждым днем все теплее и теплее, а сосульки тают и падают на землю.

Незнайка: Я больше никогда не буду ходить под сосульками. Раз сейчас весна снег и лед тает, я вас приглашаю в речной порт, там много корабликов, они ждут отправления в плавание.

Воспитатель: Мы пойдем по дорожке, чтобы не промочить ножки. Лужи будем перешагивать, а по следам, которые на полу идти.

(Дети перешагивают через лужи и идут по следам к столам, где для каждого приготовлены кораблики).

Ребята, посмотрите сколько корабликов. Давайте их раскрасим, чтобы они стали красивыми.

Незнайка: Я тоже хочу раскрасить себе кораблик.

(Дети садятся за столы и приступают к выполнению работы вместе с Незнайкой)

Воспитатель: Какие замечательные кораблики у вас получились! На улице много ручейков, когда мы пойдем на прогулку, мы будем пускать свои красивые кораблики в ручейках. А сейчас мы превратимся в птичек, которые летят к нам с юга и полетим.

Незнайка: Ребята так здорово, что я к вам сегодня пришел. Я так много узнал, что сейчас весна, ярко светит солнышко, тает снег, капают сосульки, бегут ручейки, скоро прилетят с юга птицы. Большое вам спасибо.

До свидания!

(Дети прощаются с Незнайкой)