Интегрируемые образовательные области: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, “Безопасность”, “Физическое развитие”.
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, чтение.
Программные задачи
Образовательные:
- Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе.
- Учить детей выбирать и располагать на мольберте изображения с весенними признаками.
- Продолжать учить наносить узор кистью, выбирая самостоятельно цвет гуаши.
Развивающие:
Словарная работа: прозрачная, ледяная, длинная, холодная, хрупкая. Форма проведения: ситуация-упражнение.
Материалы и оборудование: костюм Незнайки; мольберт; картинки с признаками времен года (осень, зима, лето, весна); ледяная сосулька; вырезанные из голубого картона макеты луж, из коричневого картоны следы детских ног; сделанные из белой бумаги кораблики на каждого ребенка; кисти №5, гуашь разных цветов. Предварительная работа с детьми
Коммуникация: беседа о весне.
Познание: Наблюдение за таянием снега, рассматривание сосулек на прогулке. Чтение художественной литературы: чтение стихов, загадок о весне, заучивание заклички “Солнышко, солнышко выгляни в окошечко”.
Труд: изготовление материалов к дидактической игре “Времена года”.
Художественное творчество: рисование “Бегут ручьи”, аппликация “Весеннее солнышко”.
Физическое развитие: физкультминутка “Шаловливые сосульки...”, малоподвижная игра “Пройдем по дорожке”, игра “Птички прилетают”.
Безопасность: рассмотрение опасных ситуаций, которые могут случиться весной на улице, обсуждение опасных случаев при таянии снега, сосулек.
Взаимодействие с семьей:
выставка детских работ “Весна пришла”.Ход занятия
Дети сидят на стульчиках. Перед ними мольберт с изображением времени года “Весна”
Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришел Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Незнайка: Я, совсем не понимаю, что происходит на улице, куда исчезает снег?
Воспитатель: Не беспокойся Незнайка, наши ребята тебе помогут. Поможем Незнайке?
(Дети соглашаются)
Вот и кончился мороз
Солнце светит весело,
А сосулька длинный нос
Над окном повесила
Почему она грустна?
Приближается
Дети: Весна!
Воспитатель: Да, наступила весна, посмотрите на мольберт, какое время года изображено?
Дети: Изображена весна.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Тает снег, на крышах сосульки, прилетают с юга птицы, в ручейках можно пускать кораблики, люди надевают резиновые сапоги и весеннюю одежду.
Воспитатель: Правильно, весной солнце светит ярче, теплее, поэтому снег тает, появляются ручейки, с крыш капают сосульки.
Пальчиковая гимнастика:
С крыши капает капель:
Кап-кап-кап (показывают пальчиком по ладошке в медленном темпе)
Это к нам пришел апрель
Кап-кап-кап (более быстро)
Солнце припекло сильней (изображают солнышко пальчиками рук)
И быстрей звенит капель
Кап-кап-кап (показывают пальчиком по ладошке очень быстро)
(Незнайка повторяет за детьми)
Молодцы!
У меня есть картинки с признаками осени, лета, зимы и весны. Вы должны расположить на мольберте только те картинки, на которых признаки весны. Незнайку мы тоже попросим помочь нам.
(Дети располагают карточки с солнышком, с ручейком, с тающей сосулькой, с детьми одетых в курточки и резиновые сапоги. Незнайка несколько раз ошибается.)
Воспитатель: Ребята, Незнайка правильно ли нашел картинки?
Дети: Нет!
Воспитатель: Что он перепутал?
Дети: Разноцветные листики бывают осенью, а шубы надевают зимой. Незнайка: Ой, извините меня, пожалуйста, я обязательно всё исправлю. (убирает картинки и ставит правильные). Я вам что-то принес, а сам не знаю что это.
Воспитатель: Чтобы узнать, что нам принёс Незнайка, я загадаю загадку, а вы должны ее отгадать:
С крыши вниз свисает
Острая рогулька
Капли вниз бросает
Мокрые...
Дети: Сосулька!
Воспитатель: Молодцы ребята, Незнайка это сосулька.
(Воспитатель поднимает салфетку и показывает всем ледяную сосульку, дает детям потрогать ее)
Скажите, какая сосулька?
Дети: сосулька холодная, длинная.
Воспитатель: из чего она?
Дети: изо льда.
Воспитатель: значит она...?
Дети: ледяная.
Воспитатель: Ребята, Незнайка, посмотрите какая она красивая, в нее можно посмотреть. Как ее еще можно назвать?
Дети: прозрачная.
Воспитатель: Правильно. А на что сосулька похожа?
Дети: Сосулька похожа на морковку!
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем!
Физкультминутка.
Шаловливые сосульки (руки на пояс, подскоки)
Сели на карниз (присесть)
Шаловливые сосульки (поднимать и опускать плечи)
Посмотрели вниз (приставить руку ко лбу и смотреть вниз)
Посмотрели чем заняться (пожать плечами)
Стали каплями кидаться (изображают)
Две сосульки вниз смотрели (приставить руку ко лбу и смотреть вниз)
И на солнышке звенели:
Кап-Кап, дзинь-дзинь (в такт наклон головы вправо, влево)
И на солнышке звенели и растаяли. (сесть на место)
Незнайка: Ребята, наша сосулька капает, что с ней происходит?
Дети: Она тает.
Незнайка: Почему она тает, ведь она такая красивая?
Дети: Потому, что она ледяная, а лед в тепле тает.
Воспитатель: Правильно ребята. Когда снег на солнце тает, он превращается в воду, солнышко уходит, становится холодно и вода превращается в лед так и получаются сосульки. А можно играть, где свисают сосульки?
Дети: Нет нельзя!
Незнайка: Почему? Я вот ходил, где они с крыши свисали, даже вам принес, сейчас я знаю, что это сосульки, а раньше не знал.
Дети: Это опасно, они могут на тебя упасть.
Воспитатель: Правильно ребята, там, где есть сосульки ходить и играть нельзя, это очень опасно, ведь погода с каждым днем все теплее и теплее, а сосульки тают и падают на землю.
Незнайка: Я больше никогда не буду ходить под сосульками. Раз сейчас весна снег и лед тает, я вас приглашаю в речной порт, там много корабликов, они ждут отправления в плавание.
Воспитатель: Мы пойдем по дорожке, чтобы не промочить ножки. Лужи будем перешагивать, а по следам, которые на полу идти.
(Дети перешагивают через лужи и идут по следам к столам, где для каждого приготовлены кораблики).
Ребята, посмотрите сколько корабликов. Давайте их раскрасим, чтобы они стали красивыми.
Незнайка: Я тоже хочу раскрасить себе кораблик.
(Дети садятся за столы и приступают к выполнению работы вместе с Незнайкой)
Воспитатель: Какие замечательные кораблики у вас получились! На улице много ручейков, когда мы пойдем на прогулку, мы будем пускать свои красивые кораблики в ручейках. А сейчас мы превратимся в птичек, которые летят к нам с юга и полетим.
Незнайка: Ребята так здорово, что я к вам сегодня пришел. Я так много узнал, что сейчас весна, ярко светит солнышко, тает снег, капают сосульки, бегут ручейки, скоро прилетят с юга птицы. Большое вам спасибо.
До свидания!
(Дети прощаются с Незнайкой)