Целевые установки урока:
а) различать значение слова на основе моделей;
б) проводить слого-звуковой анализ слов со звуком [у] в начале и середине слов;
различать гласные и согласные звуки в слове, обозначать их на схеме;
в) читать слова после анализа звуковых схем;
г) обозначать звук [у] буквой;
д) обогащать лексический запас слов;
е) строить связные высказывания по рисунку.
Ход урока
1. Организационный момент. Настрой на работу – упражнения для развития межполушарного взаимодействия.
Скороговорка – “Говори внятно, чтобы было всем понятно”.
2. Повторение. Развитие речи.
- Назови единицы языка. Что такое предложение? Что выражает предложение?
Как пишется предложение?
Придумать предложение (по цели высказывания)? (Повествовательное и вопросительное.) - На какие 2 группы делятся звуки в русском языке? (Гласные и согласные.) Гласный звук при произнесении не встречает преграды. Гласный звук образует слог. Какие гласные звуки мы изучили? (А, о.)
3. Выделение звука из слова. Заполнение звуковой схемы слова.
Загадка.
Кто она, ответьте мне?
Возит домик на спине,
А вот ползает не прытко.
Называется … (улитка)
Презентация. Слайд 3. Кто изображен на рисунке? УЛИТКА – это моллюск.
Работа со схемой в тетрадях.
Какой первый звук? [У] произнесите (У-У-У-У-У). ВЫВОД – Звук у гласный, образует слог.
Игра – Произнесите гласный звук У – грустно, весело, громко, тихо.
4. Обозначение звука [У] буквой. Закрепление образа печатной буквы Уу. Печатание на рабочей строке большой и маленькой буквы Уу, их сравнение.
– Чем похожи и чем различаются эти буквы?
Звук [У] обозначают буквой У. Для чего нам нужна большая буква? Пишут имена, фамилии, названия городов. (город Уфа, Эдуард УСПЕНСКИЙ, УШИНСКИЙ.)
Слайд.5 . На что похожа буква У?
5. Физкультминутка. Игра “ХОР”.
6. Составление предложения по картинке.
Слайд 6. Составление предложения и работа над ним.
“
Улитка сидит на листочке”.Работа над предложением. Составление схемы предложения.
7. Работа со словами. Определение звука [у] в слове.
Слайд 7. Звук У в словах. Давайте определим, где находится звук У? в начале слова, в середине слова, в конце слова.
ЗАГАДКИ,
- Дома стоят,
Друг на друга глядят,
Пешеходы идут,
Сумки несут.
И автомобили
Куда –то покатили. (Улица.) - Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук.) - 3. Она кудахчет по утрам
Неся яйцо в подарок нам. (Курица.) - Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Все это шутка,
Ну конечно это – (утка). - Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Как называют детёнышей утки?
(Утёнок.)
- Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук.) - Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки — беги без оглядки! (Гусь.)
Назови словом (обобщение) – КУРИЦА, ГУСИ, УТКА, УТЁНОК – ПТИЦЫ.
8. Слайд 8. Физкультминутка.
9. Самостоятельная работа.
Работа с учебником. Работа в парах.
Слайд 9. СТР. 70 Чтение текста.
Работа в парах. Приложение 1. Найди слова с буквой Уу. Проверка – Слайд 10.
10. Итог урока.
С каким звуком познакомились? Какой это звук? Есть еще слова со звуком у – УТРО, УРОК, УСПЕХ, УДАЧА, УЛЫБКА.
Давайте нарисуем УЛЫБКУ Приложение 2. и подарим друг другу.
Литература
- “Азбука”, Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева, 1 класс, Москва,“Просвещение”, 2012.
- “Обучение грамоте” Методическое пособие с поурочными разработками, 1 класс, Москва,“Просвещение”, 2012.
- Мультимедийное приложение к учебнику “Азбука”, Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева, 1 класс, Москва,“Просвещение”, 2012.