Цель: Реконструировать особенности и специфику “Воздушного театра”,воссоздать его атмосферу.
Задачи:
– Реконструировать части театра: сцену и амфитеатр.
– По описанию создать предполагаемые декорации.
– Проанализировать текст (либретто) и создать мизансцену.
Оборудование:
– Макет театра (см. Приложение 1, этапы изготовления макета можно посмотреть здесь http://stranamasterov.ru/node/536523).
– Цилиндры 4-х цветов: зеленый, голубой, желтый, розовый – с изображением растительности: ели, барбариса, земляники, березы.
– Набор карточек по количеству детей с изображением растений: ель, барбарис, земляника, береза. (Приложение 2).
– Флажки по количеству элементов театра (изготавливали из зубочисток с наклеенными на них стикерами).
– Лист А5, акварельные краски, кисти.
– Подушки.
– Флажки с изображением фигурок актеров того времени. (Приложение 3).
Содержание:
1. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! Мы предлагаем Вам окунуться в атмосферу одного из театров 18 века. Для этого Вам надо выбрать карточку и занять место в соответствии с ее изображением.
(На столы выставляются цилиндры определенного цвета с изображением растений, а карточки с изображением тех же самых растений учащиеся вытягивают из ящика – театральной кассы. Используются растения, встречающиеся в оформлении Летнего Воздушного театра: ель, земляника, барбарис.)
2. Объяснялка (сопровождается просмотром презентации). Прежде чем мы начнем наш урок, давайте попробуем отгадать, о каком знаменитом роде пойдет речь?– Театр, о котором мы будем сегодня говорить, был создан на территории усадьбы, принадлежащего представителям одного из богатых и знатных в России древнейших родов. (Презентация. Слайд 1 – герб с девизом)
– Сфера деятельности его представителей весьма широка: строительство храмов, меценатство и благотворительность в различных областях – помощь бедным, больным, поддержка национального искусства, музыки, архитектуры. (Слайд 2 – изображение герба на фасаде главного дома усадьбы)
– Так о каком древнем роде идет речь? (Слайд 3 – вид Кусково.)
– При Петре Борисовиче Шереметеве в Кусково ставились домашние театральные представления, слава о которых гремела по всем поместьям. (Слайд 4 – портреты Петра Борисовича и Варвары Алексеевны Шереметевых.)
3. Мотивация.
– В Кусково находился один из уникальных театров того времени, образец синтеза архитектурно – паркового и сценического искусства – Воздушный театр.
– Устроенный в 1760-е годы, на открытой парковой площадке, сегодня он утратил свои зеленые кулисы, сохранив лишь планировку и робкие очертания рельефа.
Наша цель реконструировать особенности и специфику этого театра.
(Слайд 5 – макет театра. А на центральный стол выставляется макет театра – см. Приложение 1.)
4. Работа в группах.
4.1. – От каждой группы к нам подходит один представитель и вытягивает листы того цвета, которого у вас цилиндры на столе. (Представители выходят и получают листы, коробки с материалом и подушки.)
Вместе с заданиями вы получаете раздаточный материал. Вместе мы должны воссоздать атмосферу Воздушного театра.
На работу вам отводиться 2 минуты.
4.2. Работа с раздаточным материалом.
Группы № 1.
Задание:
- Каждый элемент сцены вы должны найти, подписать на флажках и вставить его в макет, в соответствии с его предполагаемым месторасположением. (С макетом работают 2 человека.)
- Кратко, в 2–3 предложениях, рассказать об особенностях сцены.
Воздушный театр состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки.
Пространство Зеленого театра образовывали живые деревья. Деревья также со всех сторон обступали полукруглую, довольно большую сцену, вмещавшую одновременно до ста актеров, участвовавших в массовых сценах. Шестью парами кулис служила еловая шпалера, уход за которой сложен, но оправдывался прекрасной акустикой. Между кулисами ставились переносные декорации, разрисованные крепостными художниками.
Сцена, расположенная на насыпном холме высотой в 1,5 м, окруженная березовыми боскетами. Внутри которых выращивалась земляника и клубника по краям украшалась высокой стеной стриженного барбариса. Сверху сцена убиралась травяным ковром, а во время театральных постановок – деревянным настилом.
Открытый зал театра отличался превосходной акустикой – архитекторы расположили шпалеры и боскетные кулисы таким образом, чтобы живые стены из растительности отражали звук, не позволяя ему рассеиваться в открытом пространстве.
Соотношение глубокой сцены площадью в 3250 кв.м. и небольшого амфитеатра было обычным для зеленых театров 18 века. Амфитеатр располагался к югу от сцены, таким образом она получала достаточное солнечное освещение.
Музыканты занимали места в оркестровой яме, закрытой со стороны зрительного зала цветочными клумбами. Актерскими уборными служили две круглые башни из стриженной зелени.
Группа № 2.
Задание:
- Каждый элемент амфитеатра вы должны подписать на флажках и вставить его в макет, в соответствии с его предполагаемым месторасположением. (с макетом работают 2 человека)
- Кратко, в 2–3 предложениях, рассказать об особенностях амфитеатра.
Воздушный театр состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки.
Пространство Зеленого театра образовывали живые деревья. Деревья также со всех сторон обступали полукруглую, довольно большую сцену, вмещавшую одновременно до ста актеров, участвовавших в массовых сценах. Шестью парами кулис служила еловая шпалера, уход за которой сложен, но оправдывался прекрасной акустикой.
Дерновый амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в центре, был рассчитан на 80–100 зрителей. Им перед началом спектакля предлагались мягкие подушечки. Вокруг амфитеатра размещались боскеты (живая зеленая стена из постриженных кустарников) с грядками клубники или земляники. Приятный запах цветущих ягод являлся изящным дополнением к декору театра. В кронах двух больших вязов, посаженных перед сценой, устроили “маленькие беседочки”, в которые можно было попасть по винтовой лестнице. “Графская ложа”, которая иногда именовалась “Царская ложа”, была расположена в центре зрительного зала, непосредственно перед сценой и предназначалась для особо важных зрителей. Она имела серповидную форму, была выполнена в виде дернового дивана с высокой спинкой.
Соотношение глубокой сцены площадью в 3250 кв.м. и небольшого амфитеатра было обычным для зеленых театров 18 века. Амфитеатр располагался к югу от сцены, таким образом она получала достаточное солнечное освещение.
Открытый театр давал возможность многим желающим увидеть представление: в числе зрителей были не только почетные гости, но и многочисленная публика, смотревшая спектакль с дорожек парка. “Простолюдины при каждом забавном слове помирали со смеху, всему давая свой толк, и чрез то представляли из себя другое очень занимательное зрелище”, – писал неизвестный участник кусковского праздника.
Группа № 3.
Задание:
- Нарисовать декорацию на листе А5, флажком указать её предполагаемое место расположение на макете.
- Кратко, в 2–3 предложениях, рассказать об особенностях декорациях, костюмах для представлений.
В первое время в Воздушном театре разыгрывались короткие представления, французские оперы, не требовавшие частой смены декорации и переодевания актеров. Сценическая история “Воздушного театра” хранит воспоминания о постановках комических опер А.-Э. Гретри, П,А.Монсиьи и “пастушьих опер”, прославлявших красоту Кускова
Первое представление в театре состоялось в 1763 году. С тех пор театральная площадка постоянно совершенствовалась. В 1765 году установили декорации на холсте. В 1779 году сцену украсил задник с видом на пространство от дворца до храма в соседнем Вешнякове.
Театр располагал огромной коллекцией сценических костюмов. От них не требовалось исторической точности, они должны были соответствовать тогдашней моде и восхищать роскошью. Костюмы выписывались из Парижа, и выходившие на сцену в таких нарядах “пастухи” и “пастушки” ничем не отличались от придворных. В Кусково регулярно прибывали посылки из Европы с дорогими тканями, театральной бутафорией, цветами и гирляндами, фальшивыми драгоценностями, шляпками, страусовыми перьями и другими театральным инвентарем.
От костюмов ни стоимостью, ни качеством не отличались театральные декорации. Кулисами служили еловые шпалеры, между которыми ставились переносные декорации. Перед зрителями появлялись деревенские пейзажи: стога, домики, лесные поляны, пригорки и речки с мостиками. По сцене “проплывала” лодка. Этот эффект достигался движущимися картонными картинками. Обманки, представляющие людей, Шереметьев использовал сначала для парка, впоследствии их использовали на сцене театра в качестве декораций.
Группа № 4.
Задание:
- Кому принадлежали сюжеты поставленных на сцене Воздушного театра спектаклей, опер.
- В 2–3 предложениях пересказать сюжет оперы.
- Выберите любой понравившийся фрагмент из либретто и расположите фигурки актеров на макете в соответствии с действием сюжета.
В первое время в Воздушном театре разыгрывались короткие представления, французские оперы, не требовавшие частой смены декорации и переодевания актеров. Именитые гости хорошо принимали и пьесы крепостного библиотекаря Василия Григорьевича Воробьевского [1730–1797]. . На музыку итальянского композитора он сочинил оперы “Нимфа Кусковская” и “Тщетная ревность, или Перевозчик Кусковский”. Их автором был широко образованный человек, учился за границей, в совершенстве владел французским и итальянским языками. Считается что он перевел одно актовые оперы “Роза и Кола” Монеиньи, “Говорящая картина” Гретри.
Сценическая история “Воздушного театра” хранит воспоминания о постановках комических опер А.-Э. Гретри, П.А. Монсиьи и “пастушьих опер”, прославлявших красоту Кускова.
“Роза и Кола”.
Опера в одном действии
Действие происходит во французской деревне.
Роза, назначившая свидание Кола, с нетерпением ждёт, когда её отец уйдёт из дому. На ферму зашла их соседка, старая тётушка Боби; подозрительно поглядывая вокруг, она осматривает комнату Розы и бормочет что-то себе под нос. Входит Матюрен. Роза уговаривает отца пойти куда-нибудь: не нужно ли ему съездить за зерном, или, может быть, он сходит в город. Но Матюрен намерен остаться дома. Он недоволен рассеянным видом Розы: она вздыхает, часами сидит без дела, глядя в окно. За взрослой дочерью труднее усмотреть, чем за целым стадом овец, – озабоченно думает он.
Матюрен с удовольствием замечает, что к его дому подходит сосед Рыжий Пьер. Матюрен отсылает Розу. “Пойди-ка, нарви салату”, – говорит он ей. Приятеля остаютсявдвоём. У Пьера есть сын Кола. Давно уже Матюрен замечает, что Роза любит поболтать с парнем. Вчера вечером, вернувшись на ферму, он заметил, как какое-то четвероногое кралось под столом. Он толкнул его ногой, думая, что это собака. Роза поспешно кинулась на шею отцу; он велел ей подать огня. Нагнувшись, он нашёл у себя под ногами лук и узнал в нём лук Рыжего Пьера; нередко этот лук бывал в руках его сына; итак, четвероногое был не кто иной, как Кола.
Приятели хитро подмигивают друг другу. Матюрен не прочь отдать свою дочку заКола, и Пьер охотно женит сына. Этой зимой надо сыграть свадьбу. Хотя влюблённая пара ещё молода и неопытна, но природа, молодость и здоровье научат их жизни. Придя к взаимному соглашению, родители обнимаются.
Входит Роза. Приятели не хотят, чтобы она знала, о чём шла речь. Они притворяются рассерженными, бранятся и дерутся. Роза разнимает их, выталкивает Пьера и запирает за ним дверь. “Если только Кола придёт сюда, уж он получит от меня”, – ворчит Матюрен, грозя граблями. Роза прячет грабли. Оставшись одна, она с испугом слышит стук в дверь. Это Кола. Что делать? Вдруг придёт отец. Роза притаилась под лестницей. Думая, что её нет дома, Кола бросает в слуховое окно букет цветов; букет падает на пол. Кола хочет положить его на стол. Он спускается через окно в комнату, но не замечает спрятавшуюся Розу. Она бросает в него клубком ниток. Обрадованный Кола кидается к ней навстречу. Роза поспешно рассказывает ему о ссоре родителей. Кола должен скорее уйти, но им не хочется расставаться.
Слышны шаги Матюрена. Последний поцелуй, и Кола взбирается на стол, оттуда к слуховому окну; но створки закрылись, и он не может выйти из комнаты. Входит Матюрен; ворча, он усаживается в кресло и зевает; он хочет вздремнуть и велит дочери через час разбудить его. Роза тихо напевает песенку. “Спрячь свои ноги”, – шепчет она Кола. Пошевелившись, Кола теряет равновесие и летит вниз. Удивлённый Матюрен не верит своим глазам. Кола смущённо пытается объяснить свое появление: он хотел занести Матюрену уздечку, которую брал его отец. Но рассерженный Матюрен гонит его прочь.
Открывается дверь. На пороге стоит Рыжий Пьер, за ним тётушка Боби. Старая Боби ворчит о легкомыслии родителей: дети делают с ними, что хотят. Так вот оно слуховое окошко, в которое лазил Кола. Теперь ей всё ясно. Она видела, как по ночам он вылезал из окна своего дома и пробирался сюда через сараи. Вся деревня это знает.
Напрасно Кола пытается оправдаться, его гонят прочь. В огорчении он собирается покинуть деревню и уйти в чужие края. Роза горько плачет. Растроганная тётушка Боби утешает их. Ничего не поделаешь; придётся сыграть свадьбу, не откладывая до зимы, – решают родители. Виновные прощены. Общее веселье.
4.3. Работа с макетом.
(Каждая группа по очереди подходит к макету, вставляет свои флажки и параллельно рассказывает о своем задании.)
Общие вопросы ко всем группам.
– Как вы думаете, почему на сцене театра ставились одно актовые постановки?
– Каким жанрам отдавалось предпочтение дляпостановке на сцене Воздушного театра?
– Как вы думаете, менялись ли декорации во время всего действия в этой
опере? Почему Вы так думаете?
5. Просмотр видеофрагмента о Воздушном театре, показанном на канале Москва 24 (см. видео фрагмент).
6. Итог урока.