В основу данного занятия легло событие 79 года н.э., произошедшее в Италии – извержение вулкана Везувия и предшествующего ему землетрясения (география) и художественные произведения, которые создавались в последующие века, по этому сюжету (мировая художественная культура).
Интеграция:
География:
– Извержение вулкана Везувий и следствия этого события – гибель городов
Помпеи, Геркуланум, Стабии.
– Землетрясения, предшествовавшие извержению вулкана.
Мировая художественная культура:
– Литературные произведения:
- Роберт Харрис “Помпеи”
- ТеофильГотье “АррияМерцелла”
- Эдвард Бульвер – Литтон “последний день Помпеи”
- А.С.Пушкин “Везувий зев открыл …..”
– Живописные произведения:
- К.Брюллов “ Последний день Помпеи”
- Ле – Ру “Извержение Везувия в 79 г. По Р.Х.”
Оборудование:
- DVD – проигрыватель.
- Телевизор
- Кассеты с видеофильмами: Последние дни Помпеи (1913, 1959), Последний день Помпеи (2003), Помпеи (2007).
- Слайд– проектор.
- Репродукция картины Карла Брюллова “Последний день Помпеи”.
- Ватман.
- Кисти.
- Акварельные краски.
Содержание урока:
1. Какие ассоциации у Вас возникают при восприятии слова “Помпеи”?
(Вулкан, мертвый или разрушенный город, пепел, дым, катастрофа, смерть…)
2. – Посмотрите фотографии города Помпеи, который был основан в 6 веке
до н.э. и дошел до нас почти в сохранившемся виде. (Приложение
1.)
– Какие прилагательные вы бы использовали, чтобы рассказать о нем? (Величественный,
красивый, разрушенный, страшный…….)
– Что подтолкнуло вас использовать именно эти прилагательные?
3. – (Рассказ учителя или заранее подготовленного ученика.) История развития города не очень хорошо исследована. Он был одним из многих городов римской империи, в которых происходили военные столкновения, жители которого участвовали в восстаниях союзных городов. Но мы знаем об этом городе, прежде всего по той трагедии, которая произошла в нем.
5 февраля 62 года н.э. произошло сильное землетрясение. (*** рассказ о возникновение землетрясения или просмотр видеофильма “Коварство земли. Землетрясения” http://video.yandex.ru/users/awakening1/view/67/# (от начала до 4.10 – 4 минуты 10 секунд).
Оно принесло большой урон городу и вплоть до 79 года, когда произошло извержение вулкана Везувий, не все постройки были восстановлены. (*** рассказ о причинах возникновения извержения вулканов или просмотр видеофрагмента фильма “Предупреждение извержений” 1.20 – 6.35, 5 минут 15 секунд) http://video.yandex.ru/users/awakening1/view/80/?cauthor=awakening1&cid=11# ).
Но вернемся к Помпеям. Не смотря на то, что большинство жителей, к моменту извержения вулкана покинуло город, на улицах города при раскопках было найдено около 2000 тысяч останков погибших.
В “Анналах” Тацита и манускриптах “Писем” Плиния Младшего сохранились описания этих событий. Один из очевидцев гибели города писал: “ Ужасающая черная туча, раздираемая огненными вихрями, изрыгает из зияющих недр своих целые потоки пламени, подобные громадным молниям… Воцарилась тьма. Слышался вой женщин, плач детей, крики мужчин; иные молились о смерти от страха смерти” (“Журнал изящных наук”, 1823г, Кн.1, стр. 71-72)
Лишь в 1592 году архитектор Доменико Фонтана обнаружил часть городской стены и по сохранившейся на руинах надписи со словом “Помпеи” посчитал, что это вилла Помпея Великого. Лишь позднее было доказано, что надпись указывала на исчезнувший город. Начались раскопки. На сегодняшний момент осталось не раскопанными 20-25 % территории города.
4. Мы сейчас посмотрим фрагмент из кинофильма.
– Какими средствами режиссер передал трагизм происходящего? (Просмотр
фрагмента из кинофильма “Последние дни Помпеи” (1913, режиссера Марио Казерини)
– 1.18-1.25 – 7 минут.)
– (черно – белый фильм: извержение вулкана показано красным цветом,
размытостью очертаний построек, людей; напряженной музыкой; более динамичной
жестикуляцией, паникой…..).
– Фильм был снят на основе произведения Эдварда Джорджа Бульвер-Литтона
“Последние дни Помпеи”. Это произведение впоследствии неоднократно
экранизировалось. В 1959 году режиссеры Марио Боннар и Серджио Леоне выпустили
свою версию одноименного кинофильма.
– Какими средствами они передали трагизм происходящего?
– Как вели себя люди во время извержения?
– На что режиссер обратил наше внимание?
(Просмотр фрагмента из кинофильма “Последние дни Помпеи” (1959 ) – 1.18 – 1.32 – 14 минут.)
(Паника, дым, разрушающий город, падающие светящиеся брызги, спецэффекты взрывов, фейерверков, крики, пожар.)
– Какой фрагмент более выразителен?
– Почему вы так думаете? Обоснуйте свой ответ.
– Если бы вы были режиссером, какие средства использовали для создания
кинофильма?
(Во время работы с видеофрагментами учащиеся заполняют таблицу.)
К\Ф “Последний день Помпеи” | |
год | Средства выразительности |
… | …. |
…. | …. |
2013 г. (я режиссер) | …. |
5. Работа с картиной Брюллова К. П. “Последний день Помпеи”.
(Учащиеся разбиваются на группы, и занимают свои места за столами. На каждом столе ватманский лист бумаги, акварельные краски и кисти.)
1. Работа с картиной.
– Группа подходит к репродукции картины К.Брюллова “Последний день Помпеи” и
рассматривает ее.
– Вернувшись к столу, изображают сюжет, увиденный ими и запомненный. На работу
отводиться 7 минут. (Во время воспроизведения картины учащимися, репродукция
закрыта.)
– Группы заканчиваю работу, подходят к репродукции и еще раз рассматривают ее.
– После этого у них есть возможность еще раз “подкорректировать” свое творение.
(3мин.)
– Группы меняются столами и работают с “чужим” наброском.
(Во время работы учащиеся запоминают не только расположение героев на картине, но и пытаются запомнить их переживания, через выражения лиц, движения поз и т.д.)
– Проходит обсуждение работ: получилось или нет, легко ли было изобразить сюжет, в чем возникли трудности, какое впечатление у вас осталось от происходящего на полотне?
2. Просмотр видеофильма из собрания Русского музея.
6. Во время урока учащиеся могут создать “Линию времени”, на которой будут отмечаться все основные года: год извержения вулкана, землетрясения, год создания видеофильмов, написания картин и литературных произведений.
Д.з. Посмотреть кинофильм “Последний день Помпеи” (2003, ВВС), где наравне с современными видами города идет реконструкция событий, происходивших в 79 году н.э.