О важности индивидуального подхода в обучении и воспитании детей многократно говорилось. Но все педагоги прекрасно знают, что не только дети, но и каждый родитель требует к себе особого подхода. Актуальность выработки такого подхода обусловлена уникальными особенностями каждого человека, опирающимися на его неповторимый жизненный опыт.
Мы хотели бы поделиться многолетним опытом работы с родителями, который носит индивидуальную направленность.
Нашу группу посещают дети с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет.
Чаще дети приходят из массовых детских садов. К сожалению, к этому моменту большинство родителей приобретают негативный опыт общения с врачами и педагогами, которые всячески доказывали, что их ребенок не может обучаться по массовой программе, то есть «ненормален». Поэтому первейшая задача педагогов нашего детского сада расположить родителя к себе, показать, что ребенок пришел к людям, способным помочь ему, любящим его. Главное, чтобы родитель почувствовал заботу и внимание именно к нему, к его конкретным проблемам, чувствам и переживаниям.
Прежде всего мы стараемся облегчить родителям общение с педагогами и администрацией учреждения. Не секрет, что не все родители могут запомнить имя отчество заведующей, медсестры, воспитателей, логопеда, это приводит к тому, что человек лишний раз старается не обращаться к сотрудникам ГОУ, накапливая возникающие проблемы.
Для избегания такой проблемы, мы при первой встрече раздаем «памятку для родителей». В ней отражена информация : о часах работы детского сада, о телефонах, по которым можно связаться с д/с, имена, отчества, фамилии сотрудников, о вещах, которые понадобятся ребенку с первого дня посещения, о предметах, которые в группу приносить не следует.
Перед тем как ребенок впервые придет в группу, мы просим родителей заполнить анкету. В данной анкете задаются очень важные вопросы по поводу индивидуальных особенностей детей. Необходимость такого опросника возникла из-за растущего разнообразия в семейных подходах к воспитанию детей. Особенно это касается кормления детей. Например, кто-то просить не заставлять ребенка кушать, а кто-то наоборот настаивает на «докармливании». Далеко не все пищевые аллергии отражены в медицинской карте. Наконец, существуют национальные и религиозные особенности в питании. Педагоги учитывают правомерные требования родителей, а в случае заблуждения стараются переубедить.
В течение всего учебного года нами используются как классические формы работы с родителями (родительские собрания, открытые занятия, индивидуальные и общегрупповые консультации т.д.), так и новые формы взаимодействия с родителями.
Особо следует отметить индивидуальную направленность нашей работы. Мы стараемся, чтобы взрослые посещали открытые занятия по 2-З человека от группы, в особо проблемных случаях, приглашается только один родитель. Это исключает создание чувства нездорового соперничества между родителями.
Значительное место уделяется наглядной агитации. Традиционные информационные стенды представлены в группе по различным темам «У нас в группе», «Логопед советует», «Здоровье» и т.д.).
(Рис. 1)
Материал постоянно обновляется, пополняется из различных источников информации (газеты, журналы, интернет и т.д.) хотелось бы остановиться на наиболее интересных плакатах
(Рис. 2)
«Собираюсь в детский сад» (рис.2) – целью данного плаката является напомнить родителям о предметах, которые опасны в руках ребенка. Красочность плаката привлекает внимание детей, бывали случаи, когда дети сами начинали объяснять родителям, что нельзя приносить в детский сад.
(Рис. 3)
«Гнездышко» (рис. 3) – целью плаката является создание положительно эмоциональной атмосферы. Детям очень нравится видеть себя на фотографии.
(Рис. 4)
Для привлечения внимания родителей к новой информации на стендах, мы используем сигнальные таблички-маячки (рис. 4)
Наше последнее нововведение- это журнал для родителей. Раз в месяц силами педагогов нашей группы оформляется журнал «Гнездышко», в котором собрано подборка полезных советов и рекомендаций, разработанных как самими педагогами детского сада, так и почерпнутых из различных источников. Родители имеют возможность забрать журнал домой для того чтобы подробно ознакомиться с интересующей их информацией.
Наше взаимодействие с родителями основывается на партнерских отношениях, мы стараемся прислушиваться к мнению каждого родителя. И в тоже время использованием многообразных форм работы с родителями, позволяет нам «достучаться» до каждого близкого взрослого ребенка.