“Пальчиковые игры” являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики.
Многие сознательные мамы знают о том, что пальчиковые игры полезны, потому что улучшают координацию мелких движений ребенка, а развитие мелкой моторики стимулирует развитие речевых центров.
“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры способствуют более тесному контакту матери с ребенком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребенка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз”.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать с потешек в возрасте 6–7 месяцев: мама делает массаж кисти рук и каждого пальчика ребенка, каждой его фаланги. Проводится разминание, поглаживание, сгибание и разгибание пальчиков ежедневно в течение 2–3 минут. Дети от года чаще воспринимают игры с одной рукой. После двух лет – с обеими руками. А после трех лет малыши могут развивать творческие способности, сами придумывая движения к ним.
Цель моей работы: Развивать мелкую моторику рук через лего-конструктор и пальчиковую гимнастику.
Задачи:
– Развивать речь детей , расширять словарный запас.
– Развивать конструктивные навыки и творческие способности; расширять кругозор
детей: развивать психические способности с помощью лего– конструктора; развивать
мелкую моторику рук.
Выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.
Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может “отбить” интерес к игре.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Как уже было выше сказано, что развитие речи и мышления ребенка зависит от совершенствования его мелкой моторики. Ассортимент современных детских игрушек необычайно богат. Различные мозаики, пазлы, шнуровки, конструкторы разной сложности будут полезны как девочкам, так и мальчикам. Особой популярностью у детей и их родителей пользуется игра Lego (Лего) конструктор. Вот, например, как можно его использовать в целях развития мелкой моторики малышей.
- Внимательно рассмотрите детали конструктора: большие, средние и маленькие “кирпичики”. Покажите, как они соединяются между собой. Постройте разноцветную пирамидку. Комментируйте свои действия и обязательно вовлекайте детей в игру. Пусть попробуют присоединить хотя бы один “кирпичик”. Когда дети поймут принцип, по которому соединяются детали, можно будет построить маленький домик.
- Не надо расстраиваться, если дети будут ломать созданные вами сооружения. Ведь в этот момент его пальчики активно работают, а следовательно, тренируется мелкая моторика рук. Вместе с малышом разбирайте башни, дома, мосты. После занятия складывайте в коробку раскиданные по полу детали.
- Как правило, в наборе lego бывают деревья. Вместе с ребенком надо придумывать необыкновенную историю. Вначале расставьте деревья в произвольном порядке и расскажите про лес, в котором живут зайчик, лисичка и другие дикие животные и птицы. Пофантазируйте. Например, в лес пришла беда: подул сильный ураганный ветер, и все деревья упали. Где теперь будут жить звери? Давайте им поможем и из лего соберём постройку.
Всех вариантов применения конструктора не перечислить. Его можно использовать как строительный, раздаточный, счетный материал. Незаменим он и для сюжетно-ролевых игр.
Возьмите наборы для детского творчества и поиграйте, например, в сказку. Пусть зайчик живет в лубяном домике из желтых кирпичиков lego, а лиса – из синих. С приходом весны пусть вокруг домика распускаются цветы и бегут ручьи. Фантазии нет предела. Подобные занятия полезны для развития мелкой моторики, речи, внимания, памяти, и особенно, творческого воображения ребенка.