Цели урока:
- образовательная:
- повторить и закрепить знания о приемах сжатия текста
- учить сокращать текст, выделяя главное
- учить написанию сжатого изложения
- развивающие:
- активизировать мыслительную деятельность учащихся
- продолжить работу по развитию речи, памяти.
- воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к русскому языку
Оборудование:
- орфографические словари
- памятка для учащихся к написанию сжатого изложения (памятка выводится на экран)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать сжатое изложение. На экзамене вам предстоит работать над ним. Вы знакомы со структурой сжатого изложения, умеете выделять микротемы, владеете основными приемами сжатия.
3. Повторение.
- Какое изложение называют cжатым?
(Краткое изложение исходного текста, где передается только основная информация, подробности исключаются.)
- Давайте вспомним, что такое микротема (тема фрагмента текста, его части) Как определить микротему? Что для этого необходимо сделать?
- Назовите основные приемы сжатия текста?
- исключение второстепенной информации, повторов, подробностей, деталей
- обобщение единичных явлений и фактов: свертывание информации на основе ее обобщения
- упрощение
- Вспомним алгоритм написания сжатого изложения:
- Прослушать текст, определить тему текста (о чем текст)
- Сформулируйте основную мысль текста (чему учит текст, ради чего написан)
- Разбить текст на части, составьте план текста
- Определить микротему каждой части
- Найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию
- Подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить.
- Обдумать средства связи между частями.
- Записать сокращенный (сжатый) текст
4. Прослушивание текста. (Работа с текстом Д. С. Лихачева “Письма о добром и прекрасном.)
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины. Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!. . Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя – Тучкова: “Довольно хранить остатки рабского прошлого!” Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Ворончихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами. “Запас” памятников культуры, “запас” культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово. (383 слова)
5. Работа по содержанию текста
1. К какому типу речи относится текст? (рассуждение)
2. Определите тему текста. (историческое и культурное наследие страны)
3. Сформулируйте основную мысль текста. (патриотизм надо воспитывать с раннего детства)
4. Разбейте текст на абзацы. Давайте посмотрим ,что получается.
Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся нам наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.
Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле вместе с замечательным человеком – реставратором Николаем Ивановичем Ивановым. Он уже и позабыл, когда уходил в отпуск: не может ни дня прожить без Бородинского поля!. . Мы с Николаем Ивановичем обнажили головы перед памятниками, что были воздвигнуты на Бородинском поле благодарными потомками. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств – признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину. А как расценить тех, кто примерно тогда же намалевал гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя – Тучкова: “Довольно хранить остатки рабского прошлого!”
Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своем архитектурном облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова, Воронихина. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Замечательно: первое большое здание города несло печать выдающегося таланта. Дворец был в очень плохом состоянии – стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали все, чтобы сохранить его. Прикоснись к нему руки реставраторов – и какой праздничной стала бы увертюра к Ленинграду. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. И ничего нет на этом месте. Пусто там, где он стоял, пусто в душе, когда это место проезжаешь. И – горько, потому что утрата любого памятника культуры невосполниима: они ведь всегда индивидуальны, материальные приметы прошлого всегда связаны с определенной эпохой, с конкретными мастерами.
“Запас” памятников культуры, “запас” культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все прогрессирующей скоростью. На земле остается все меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Все дело в том, что к патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.
Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И еще – с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, свое – пусть и непонятное тебе – родное слово.
Д. С. Лихачев. (Письма о добром и прекрасном.) (383 слова.)
5. В каждой части найдите ключевые слова ( для слабоуспевающих учащихся печатаем карточки с ключевыми словами)
6. Сформулируйте микротему каждой части
7. Прослушайте текст второй раз.
8. Работаем последовательно с каждой частью. (используя изученные способы сжатия, сократите часть до 10-12 слов, полученный вариант запишите, к каждому абзацу предлагаем свой способ сжатия)
9. Назовите ключевые слова, которые передают основную информацию
10Назовите микротему каждой части.
11. Подумайте, что можно исключить из каждой части, что можно обобщить ( разбираем 3 абзаца, а 4 и 5 абзацы предлагаем записать как мини сжатое сочинение)
12. Запишите сжатый вариант каждой части текста. (не забудьте проверить написание словарных слов по орфографическому словарю!)
ПЛАН | Опорный конспект |
1. Историческое и культурное наследие надо оберегать. | Культурное наследие,оберегать,горестные картины. |
2. Невиданное поругание народной святыни. | Бородинское поле, невиданное поругание, взорван памятник Багратиону. |
3. Путевой дворец Растрелли снесли – “ пусто там, где он стоял, пусто в душе”. | Снесли Путевой дворец Растрелли, пусто на том месте, пусто в душе, утрата невосполнима. |
4. Патриотизм надо воспитывать | Всё меньше мест для памятников культуры, надо воспитывать патриотизм. |
5. Любовь к родному краю начинается с малого. | Любовь к родному краю, уважение к семье, к дому, к родному слову. |
№ абзаца | Микротема |
1. | Историческое и культурное наследие надо оберегать |
2. | Невиданное поругание народной святыни |
3. | Снесли Путевой дворец Растрелли ,утрата невосполнима |
4. | Все дело в том, что к патриотизму надо не призывать, а его надо воспитывать с самого детства. |
5. | Любовь к родному краю начинается с малого. |
- Давайте посмотрим, все ли предложения связаны между собой? Сохраняется ли связь абзацев? Напишите на черновике получившийся вариант сжатого изложения.
Вариант сжатого изложения.
Историческое и культурное наследие своей страны надо оберегать. Но так происходит не всегда: память пробуждает горестные картины.
Известен тот факт, как невиданное поругание народной святыни — уничтожение памятника Багратиону на Бородинском поле.
В конце шестидесятых годов снесли Путевой дворец Растрелли. Теперь пусто там, где он стоял, пусто и в душе. Утрата невосполнима.
На земле остаётся все меньше места для памятников культуры не потому, что земли мало. Все дело в том, что к патриотизму надо не призывать, а его надо воспитывать с самого детства.
Любовь к родному краю начинается с малого.
6. Написание сжатого изложения.
Напишите сжатое изложение с черновика.
7. Итог урока.
Как вы думаете, что в работе над сжатым изложением вызывает наибольшие трудности
Список использованных источников
1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе:метод и практика. /Лекции 1-4/. Москва. Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.
2. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: “Сжатое изложение: 9-й класс”/Е.В. Корчагина, Е.С. Симакова. - М.: АСТ: Астрель: Полиграф - издательство, 2010.
3. Русский язык. 9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион – М., 2010.
4. Текстовые тренажёры для подготовки к ГИА по русскому языку. Пособие для учителя. Сост. Е.В. Васильева, И. А. Суязова. Воронеж: ИПЦ “Научная книга”, 2011.
5. Ковалева Г.С., Роговик Т.Н. “Учебно-справочные материалы для 9 класса “Итоговый контроль: ГИА. Русский язык” Москва “Просвещение”, 2011.
Приложение
Памятка “Как писать сжатое изложение”
1. Выделите в тексте существенные (т. е. важные, необходимые) мысли.
2. Найдите среди них главную мысль.
3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.
4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.
5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.
6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?
7. Обдумайте средства связи между частями.
8. Переведите отобранную информацию на “свой” язык.
9. Запишите этот сокращенный, “отжатый” текст на черновике, прочитайте, исправьте ошибки.
10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.