Цели и задачи:
- познакомить учащихся с буквами З, з;
- совершенствовать навыки чтения;
- учить дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки;
- развивать творческие способности, фонематический слух, внимание, мышление, речь, память;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- картинки с изображением Незнайки;
- электронное приложение к учебнику «Азбука»
- электронная физкультминутка для глаз;
ХОД УРОКА
1. Оганизационный момент
– С каким настроением пришли на урок? Улыбнёмся. Пожелаем друг другу хорошей работы. (Приложение 1. Слайд 2)
2. Развитие речевого аппарата
1) Дыхательная гимнастика. (Слайд 3)
Упражнения «Как сметану любит котик» (Слайд 4)
2) Артикуляционная разминка.
Упражнения «Губы», «Щёчки»
3) Работа над дикцией.
Скороговорка: «Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов»
Чистоговорка: (Слайд 5)
За-зо-зу – мы поймали стрекозу.
Зи-зе-за – приближается гроза.
Зо-за-зы – убегаем от грозы.
Зай-зей-зой – мы бежим за стрекозой.
3. Актуализация знаний
– На какие две группы делятся звуки?
– Почему гласные можно разделить на две группы?
Что они обозначают?
– Раздели согласные на две группы: буквы,
обозначающие глухие согласные звуки и буквы,
обозначающие звонкие согласные звуки.
4. Постановка целей и определение темы урока
Загадки
1) Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой? (Заяц) (Слайд 6)
– Какой первый звук мы слышим? Гласный он или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?
2) Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть им в прятки
На лугу среди травы.
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки
От копыт до головы. (Зебры) (Слайд 7)
– Какой первый звук мы слышим? Гласный он
или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или
мягкий?
– С какими новыми звуками мы сегодня будем
работать?
*Найдите 6 слов со звуками. (Слайд 8)
(зонтик, заколка, газета, коза, козлята, зеркало)
*Играем вместе. (мягкие и твёрдые звуки)
– На письме звуки [з] и [з’] обозначаются буквами З, з. (Показ печатных букв З,з) (Слайд 9)
*Читаем слоги:
За зо зу зы зи зе
Аз оз уз ыз из ез
*Составляем слова:
заноза, роза, зола, зубры, зебры, зерно, розы, зима.
– Назовите имена одушевленные и
неодушевлённые.
– Найди 3 слова, которые спрятались в этом слове
«ПАРОВОЗ» (Слайд 10) (пар воз ров)
– Где место буквы «З» на ленте букв? (Показ
ленты букв)
5. Продолжение работы по теме урока
– Прочитайте слова в рамочке на стр. 91 учебника.
гласный звонкий твёрдый
согласный глухой мягкий
– Рассмотрим схемы. Назовём первый звук. Расскажем о нём.
6. Физкульминутка (слайд 11)
Лучшие качели – гибкие лианы,
(Покачивания вправо и влево)
Это с колыбели знают обезьяны.
(Взмах руками)
Кто весь век качается –
Да, да, да,
(Хлопки в ладоши)
Тот не огорчается никогда!
(Прыжки на месте)
7. Беседа про зоопарк (слайд 12)
– Где можно увидеть обезьяну? (В зоопарке)
– Рассмотрим рисунок на стр. 90 учебника.
– Что изображено на рисунке?
– Кто живёт в зоопарке? (Слайды 13, 14)
– Где находятся львы?
– Что вы знаете о слонах?
– С кем дети приходят в зоопарк?
– Как нужно вести себя у вольеров со зверями?
– Что нельзя при этом делать?
– На чём катаются дети?
– Кто управляет маленькими лошадками – пони?
– На какие группы можно разделить одушевлённые
существа? (Звери и люди)
– Прочитаем стихотворение на стр. 90 и подчеркнём
все буквы З.
– Какое слово девочка не могла выговорить?
– Помогите ей правильно назвать животное. (Гиппопотам)
(Слайд 15)
– Прочитаем длинные слова на стр. 91 учебника.
Их надо читать плавно, по слогам.
8. Электронная физкульминутка для глаз «Львенок и черепаха»
9. Продолжение работы по теме урока
– Прочитам текст «В зоопарке». Как бы вы
по-другому озаглавили этот текст?
– Кто живёт в зоопарке?
– Где находится лев?
– Кого дети сразу узнали?
– Что делал слон?
– Что крикнула Зина?
Слова, сказанные Зиной относятся, к прямой речи. Слова – «крикнула Зина» – это слова автора. Прямая речь обозначается специальными значками, они называются кавычки. |
– Кто живёт в аквариуме?
– Как зимуют змеи?
– Кто из вас был в зоопарке? Какие обитатели вам
больше всего запомнились?
– Что узнали дети о жизни животных зимой?
10. Работа в парах
– Составим с другом рассказ Стр. 92 учебника.
11. Подведение итогов урока
– С каким мы новым звуком сегодня
познакомились?
– Какой он гласный или согласный? Звонкий или
глухой? Твёрдый или мягкий?
– Оценим свою работу на уроке. (Слайд 16)