Методика группового обучения биологии с элементами ролевой игры

Разделы: Биология


Данная методика является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день, поскольку она позволяет решать не только дидактические задачи, но и дает возможность формировать коммуникативные навыки, умение работать в “команде”, распределять роль в соответствии со способностями и желанием учащихся.

Цель урока: на основе ранее полученных знаний скорректировать, расширить и углубить представления учащихся о классе рептилий.

Задачи урока:

- формирование навыков работы в группе;

- формирование умения работать с источниками информации и научными текстами;

- формирование навыка работы по заданному алгоритму;

- формирование навыка составления плана и работы с ним;

- формирование мыслительных процессов синтеза и анализа, развитие логики.

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: игровая.

Предварительная подготовка

  1. В начале прохождения темы: “Класс пресмыкающихся” с учащимися заранее обсуждается форма проведения итогового урока в виде игры: “Это мы, самые-самые”.
  2. Учащиеся делятся на три группы.
  3. Внутри каждой группы избираются координатор, ученики, которые готовят презентацию (1-2), ученики, которые подбирают вопросы (1-2), спикер, генератор идей.
  4. Учитель заранее определяет с учащимися конкурсные задания и критерии их оценивания.
  5. Периодически по требованию группы учитель проводит консультации как для группы в целом, так и для отдельных её членов.
  6. Группам по жребию достаются темы: “Отряд крокодилы”, “Отряд черепахи”, “Отряд чешуйчатые”.
  7. Из числа учащихся первого уровня учитель назначает одного или двух помощников, ведущего (ведущий-учитель), определяя им роли секретаря или эксперта (экспертом может быть учащийся старших классов).

Сюжет игры

В Клуб Авторских Прав Природы (КАПП) поступают заявления от представителей отрядов черепах, крокодилов, чешуйчатых о признании их самыми красивыми, самыми сильными, самыми умными, то есть самыми эволюционно продвинутыми в рамках своего класса Рептилий. Председатель клуба (ведущий), секретарь и эксперт (1-3) принимают решение провести ряд соревнований между претендентами. Каждое соревнование оценивается определенным количеством баллов, набравшие наибольшее количество баллов признаются самыми-самыми.

Ход урока

Действия учителя Действия учащихся
Организационный момент. Напоминание порядка проведения игры
Председатель КАПП напоминает собравшимся представителям отрядов кл. Пресмыкающихся о поданных ими заявлениях, представляет своих помощников. Напоминает условия соревнований и их оценивание. Далее председатель предоставляет слово своему помощнику, который анализирует тексты заявлений (тексты были отданы ему заранее) Учащиеся рассаживаются по группам. На столе у каждой группы отпечатанный порядок проведения конкурсов, критерии оценивания и копия текста их заявления в КАПП.

Помощник вносит первые результаты в таблицу оценок отрядов.

Проведение и оценивание основных конкурсов
Председатель просит эксперта или помощника перечислить для присутствующих основные признаки класса Пресмыкающихся.

Далее председатель напоминает, что представители каждого отряда должны были подготовить презентацию, рассказывающую об основных достоинствах своего класса.

Председатель и его помощники оценивают выступления групп в соответствии с заранее объявленными критериями и выставляют оценочные баллы в таблицу. Итоги сообщаются присутствующим.

Эксперт или секретарь перечисляет основные признаки класса:

1) сухая кожа, лишённая желёз;

2) появление трех зародышевых оболочек в яйце и развитие яйца вне воды, на суше;

3) усложнение во всех системах органов, связанное с жизнью в наземно-воздушной среде.

Представители каждой группы учащихся, согласно жребию, демонстрируют свои презентации, сопровождая их рассказом.

Председатель объявляет конкурс “Расскажу вам о себе”.
По условию соревнования о себе может рассказать любой из присутствующих членов отряда. Его основная задача представить свою особь в наиболее выгодном свете, подчеркнув адаптивные признаки, красоту и целесообразность внешней формы. Представители правления КАПП подводят итоги конкурса, выставляют баллы
Учащиеся заранее, по желанию, избрали себе тех представителей отряда, о которых будут рассказывать. Те, кто не принимал участия в конкурсе, могут сдать свои рассказы в письменном виде.

Приблизительный план рассказа:

1. Систематическое положение.

2. Среда обитания.

3. Самые яркие адаптации.

4. Значение в экосистеме и для человека.

Время выступления – две-три минуты.

Председатель КАПП объявляет конкурс на самый интересный вопрос и напоминает его условия.

Председатель подводит итоги и оценивает качество вопросов совместно со своими помощниками

Представители каждого отряда задают соперникам по одному вопросу, касающемуся класса рептилии в целом или непосредственно отряда соперников.

Пример: у каких представителей класса рептилий болят зубы и почему?

Председатель КАПП объявляет заключительный конкурс в программе состязаний “Рожденный ползать может взлететь”. Участникам состязаний предлагается обсудить в своей группе, какие мутационные изменения должны произойти во внешнем и внутреннем строении рептилий, чтобы они превратились в птиц. Высказать предположение, какая именно группа пресмыкающихся дала начало классу птиц. Каждая группа должна предоставить рисунок предполагаемой промежуточной переходной формы между пресмыкающимися и птицами. Учащиеся обсуждают внутри групп задания и определяют основное направление мутационного процесса:

1. Предположительно, птицы произошли ок.500 млн. лет назад от первоптиц, которые, вероятно, были прямыми потомками ящеротазовых динозавров. К появлению первоптиц могли привести следующие мутации:

- видоизменение роговых пластинок в перо;

- появление полых костей;

- вытягивание верхней и нижней челюстей и исчезновение зубов;

- изменение костей передней конечности и превращение её в крыло;

- появление 4-камерного сердца, редукция одной дуги аорты;

- возникновение теплокровности;

-усложнение дыхательной системы;

- упрочение позвоночника, особенно в нижней его части;

- увеличение объема переднего мозга и появление коры и т.д.

2. Рисунок, предоставленный группами, должен напоминать археоптерикса.

Председатель КАПП и его помощники подводят итоги конкурсов. Пока секретарь производит подсчет баллов, председатель задает вопросы участникам состязаний:

1. Какой отряд, на ваш взгляд, проявил более глубокие знания?

2. Какой из конкурсов был для вас наиболее сложным?

3. О каких интересных фактах из жизни пресмыкающиеся вы узнали сегодня впервые?

Секретарь оглашает итоги конкурсов и объявляет победителя.

Представители отрядов отвечают на вопросы.

Подведение итогов

Учитель проводит краткий анализ работы групп и сообщает, какие оценки будут выставлены ученикам. В случае неудовлетворенности выставленной оценки группа может попытаться оспорить свой результат.