«Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимый индивидуальный талант – значит поднять личность на высший уровень расцвета человеческого достоинства». В.А. Сухомлинский.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
В мировой психолого-педагогической науке существуют различные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
- интеллектуальных способностей;
- креативности;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на поставленную задачу).
Концепция Дж. Рензулли представляет собой схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы.
Исходя из вышеизложенного, основной целью работы с одарёнными детьми мы считаем развитие их интеллектуального и творческого потенциала через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.
Однако для достижения поставленной цели необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, а также содержание обучения и воспитания на каждой ступени образования в школе. Поэтому задачи работы с одарёнными детьми заключаются в следующем:
Реализация этих задач возможна в условиях целостности образовательного процесса, при максимальном использовании средств урочной и внеурочной деятельности.
Система работы с одарёнными учащимися в ГБОУ СОШ №351с углублённым изучением французского языка Московского района Санкт-Петербурга включает в себя следующие этапы:
- выявление мотивированных и одарённых учащихся;
- составление банка данных мотивированных и одарённых учащихся;
- составление плана работы с мотивированными и одарёнными учащимися;
- педагогическое сопровождение мотивированных и одарённых учащихся.
Мы начинаем работу с выявления способных, интеллектуально одаренных и мотивированных детей со 2 класса на уроках, во внеурочное время, с помощью всего педагогического коллектива, классных руководителей и родителей.
План работы с мотивированными детьми предусматривает весь спектр вопросов от подготовки к олимпиадам до проектно-исследовательской и другой творческой деятельности во всех классах, а также составление индивидуальных учебных планов.
Проектная деятельность учащихся имеет большое значение для развития их творческих способностей. Учителя предлагают различные виды творческих работ, для которых учащиеся самостоятельно подбирают материал, исследуют и изучают его, а затем пишут сочинения и эссе, готовят доклады и презентации.
Начиная с 4 класса, дети пишут сочинения по пройденному материалу, проявляя выдумку и фантазию, используя не только знания, полученные на уроках, но и добавляя что-то свое. Учитель работает с каждым учеником индивидуально: проверяет сочинения, обсуждает будущие рассказы. В старших классах эта работа продолжается уже на более сложном уровне: учащиеся получают на уроке различные ситуации по изучаемой теме, аутентичные документы или иконографические материалы. Такая работа в большой степени способствует развитию неподготовленной речи учащихся, заставляет их самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы, выражать собственное мнение.
При изучении курса французской литературы учащиеся получают задание подготовить биографии писателей, чьи произведения изучаются в данный момент. Это дает возможность одним самостоятельно отобрать материал и рассказать о жизни и творчестве писателя, а другим прослушать и пересказать услышанное.
Изучая курс истории и культуры Франции, мы широко используем аудио и видео материалы, а также разработанные учителями игры и конкурсы, которые не просто позволяют проконтролировать усвоенный материал, но развивают интерес к предмету. Конкурс «Умники и умницы», который мы проводим много лет, предполагает выявление победителей, знатоков истории и культуры Франции, а это заставляет учащихся не только более тщательно готовиться к урокам, но и читать дополнительную литературу по предмету.
Разумеется, никакие иллюстрации и даже видео не могут заменить общение с произведениями искусства. К счастью, мы имеем возможность проводить уроки, связанные с изучением французской живописи и скульптуры, в Эрмитаже. Это в свою очередь дает возможность учащимся проявить самостоятельность в выборе любимого художника и в подготовке экскурсии, а также попробовать себя в роли экскурсанта и экскурсовода.
Изучение некоторых тем позволяет использовать межпредметные связи. Например, тема «Любовь, семья, дети», которая изучается в 11 классе, была разработана учителями русского и французского языка. В проведении урока использовались фрагменты произведений русских и французских писателей и поэтов, звучали песни на двух языках. Такие уроки позволяют каждому проявить себя в той или иной мере, помогают почувствовать себя более свободно, чем обычно, высказывать свое мнение.
Подготовка к олимпиадам по французскому языку начинается во всех параллелях буквально с первых дней сентября. Каждый учитель готовит группу способных учеников к олимпиаде в школе – районе - городе. Наши ученики регулярно являются призёрами и победителями олимпиад разного уровня. В 2012-2013 гг. две наших ученицы стали призёрами региональной олимпиады по французскому языку и вошли в состав сборной команды всероссийской олимпиады.
Мы активно сотрудничаем с Французским институтом в Санкт-Петербурге. Ученики нашей школы успешно сдают международные экзамены (Delf), некоторые поступают в высшие учебные заведения Франции, многие работаю во французских фирмах. Высокий уровень владения французским языком подтверждается на ЕГЭ и на независимом тестировании.
Школа с углублённым изучением языка предоставляет большие возможности для интеллектуально одаренных и мотивированных детей. Для творческого и интеллектуального развития, перспективы образования учащихся нашей школы с 2006 года мы участвуем в международном проекте «Европейские каникулы», реализуемом совместно с французской ассоциацией ПРОЛИНГВА. В рамках этого проекта мы организуем языковые обмены с французскими школьниками, что позволяет значительно повысить интерес учащихся к изучению языка, сформировать коммуникативную (в том числе и социокоммуникативную) компетенцию. В период летних каникул на базе детского оздоровительного лагеря "Зеленый город" на Карельском перешейке работает лингвистическая школа, что позволяет совместить летний оздоровительный отдых с изучением французского языка путем погружения в языковую атмосферу.
Эта программа предполагает:
- использование современных методик обучения;
- занятия с преподавателями носителями языка из Франции;
- проведение многих мероприятий и реализация проектов на французском языке (аниматоры - французские студенты)
- общение со сверстниками.
Школьники делятся на группы в соответствии с их уровнем владения языком. В работе с каждой группой преподаватели применяют разноуровневые методы. Воспитателем в отряде всегда работает учитель школы, хорошо знающий индивидуальные особенности учеников, что позволяет подтянуть более слабых и развивать способных детей. С целью погружения в языковую атмосферу оформление отряда, его название, отрядная песня и т.д. ведётся на французском языке. А преподаватели и аниматоры из Франции весь день находятся с детьми и общаются на французском языке.
Все дети получают возможность проявить свои способности и на “родительском дне” приятно удивляют родителей своими выступлениями.
В зимний период мы выезжаем вместе французскими школьниками, которых принимаем по программе обмена, в загородный лагерь, где проводим совместные мастер-классы, игры по станциям, турниры, поэтические и музыкальные вечера, спортивные состязания и, естественно, общаемся на французском языке. В результате таких мероприятий наши ученики, преодолевают языковой барьер, с удовольствием общаются с носителями языка, переписываются со сверстниками из Франции, ближе знакомятся с цивилизацией этой страны.
Лучшие учащиеся выезжают на летние языковые тренинги в ДОЛ «Заря», где изучение французского языка совмещается с театром, интеллектуальными конкурсами, играми и т.д. Здесь ученики получают возможность приобщиться к культуре Франции, также благодаря просмотру фильмов на французском языке.
В 2011-2012 учебном году совместно с педагогическим университетом г. Ренн (Франция) был реализован проект «Хочу всё знать». В рамках этого проекта совместно с двумя студентками университета, приехавшими в нашу школу, ученики изучали и сравнивали системы образования в России и во Франции. В результате был представлен подробный отчёт о выполненной работе. Способные ученики поняли реальную возможность получить высшее образование во Франции.
Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.
Мы регулярно проводим внеклассные мероприятия по французскому языку: праздники, творческие вечера, игры по станциям, конкурсы и т.д. В школе работает театральная студия «Дуэт». Коллектив студии выступает со спектаклями на французском языке не только в школе, но и на театральных фестивалях города.
Учащиеся нашей школы являются победителями и призёрами городских конкурсов (поэтический конкурс, литературный конкурс, исторический конкурс, конкурс знатоков Парижа, лингвистические игры, Консульский диктант и т.д.)
Итоги всей работы со способными и мотивированными детьми
подводятся в апреле - мае каждого учебного года на традиционном школьном Дне
науки и Дне культуры.
Система нашей работы с одарёнными детьми предоставляет школьникам возможность
проявления и развития своих способностей в различных видах творческой
деятельности, максимально удовлетворяет личностные возможности на основе базы
углубленного изучения французского языка.
Использованная литература:
-
Приказ Департамента образования г.Москвы от 16 мая 2011 г. №348 - educom.ru
-
Баскаков А.Н. Из опыта работы с одаренными детьми школы №1205 с углубленным изучением иностранных языков // Образование. -1999. -N 4. -С. 76-82.
-
Завельский Ю.К. Концепция работы гимназии № 1543 с одаренными детьми //Завуч. -2000. -N 1. -С.107-115.
-
Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика. -2003. -N 6. -С.27-32.
-
Маяцкая В.А. Реализация творческого потенциала интеллектуально одаренного ребенка // Внешкольник. -2003. -N 2. -С.15-16.
-
Черноголовая Н.Н. Программа работы с одаренными детьми // Образование в современной школе. -2004. -N 7. -С.32-39.
-
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.
-
Система работы с одаренными детьми Киселева Юлия Владимировна – nsportal.ru
- Система работы с одаренными детьми. Сентябрева Н.В. – festival. 1sept.ru
- Программа «Одарённые дети» - edusite.ru