Продолжительность урока: 45 минут
Тип урока: комплексное применение ЗУН.
Цель: показать пагубность хозяйственной деятельности человека и определить возможности решения экологических проблем поселка Борки.
Задачи:
- выявить изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека и предложить мероприятия, снижающие их негативное влияние на неё.
- подготовить и представить фоторепортаж.
- составить план мероприятий безопасного поведения в природе.
Средства обучения: проектор, ноутбук, ватманы, маркеры.
Методы и формы обучения:
- Словесные: беседа.
- Частично-поисковый: поиск путей решения проблем.
- Практические: наблюдение, распознание, сравнение, выделение главного, обобщение, оценивание.
Основное содержание. Изменения, вызванные хозяйственной деятельностью человека, нарушают хрупкое равновесие в биосфере.
Понятия: биосфера, ноосфера, экология.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
- причины экологических проблем своей местности
- последствия хозяйственной деятельности человека на живую природу
- комплекс мероприятий по охране биосферы
Учащиеся должны уметь:
- донести свою идею
- работать с фотоматериалом и документами
- анализировать и делать выводы на основе полученной информации
План урока:
1. Организационный момент
2. Этап вызова
3. Этап осмысления
4. Этап рефлексии
5. Домашнее задание и подведение итогов урока.
Ход урока
этап урока | время | цель
|
компетенции | методы | формы | используемые образовательные ресурсы | |
знания | умения | ||||||
I. Организационный момент | 2 | Настроить учащихся на групповую работу | знать о ценности каждой личности, даже с отклонениями здоровья | Умение концентрировать внимание на деятельности | Словесный. | Фронтальная. | - |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ||||||
1. Приветствует учащихся,
проверяет готовность к уроку. 2.Организация психологического тренинга "Гордиев узел". 3.Организация беседы: для чего мы выполнили это упражнение? “Как вы относитесь к незрячим людям?”, В отношении к природе мы часто становимся “слепыми”, предпочитая закрывать глаза на то, что творим, не понимая что пилим сук на котором сидим. |
1.Подготовка к уроку. 2.Приветствие. 3.В начале урока для настраивания на работу выполнили упражнение "Гордиев узел". С закрытыми глазами необходимо сомкнуться друг с другом и образовать кольцо. Отвечают на вопросы. |
||||||
II. Фаза вызова | 10 | Цель:
|
Компетенции | методы | формы | используемые образовательные ресурсы | |
Знания | Умения | ||||||
Обратить внимание учеников на экологические проблемы п.Борки. | 1. Признаки экологических проблем. 2. Экологические проблемы поселка Борки. |
1.Выделять экологические проблемы и
оценивать их значимость. 2.Представлять фоторепортаж. 3. Работать с цифровой техникой для реализации учебной задачи. |
Мозговая атака, фоторепортаж | Фронтальные. Работа в парах. |
Ноутбук, проектор, фотоаппарат, слайд-шоу | ||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ||||||
1. Прием "Ключевые
понятия", извлекая ключевые понятия из термина
"Биосфера" определили, что проблемы охраны
биосферы не были нами рассмотрены, так ученики
перешли к теме и сформулировали цели урока. 2. Обеспечение комфортного представления фоторепортажа, установление регламента в 3 минуты выступления для каждой группы. |
1.Предлагают ключевые понятия
к термину "Биосфера" и определяют тему и
цель урока. 2. Определение экологических проблем в поселке Борки, фотографирование этих моментов, формирование слайд-шоу и устной презентации этого фоторепортажа. Определение выступающего и ассистента. Представление фоторепортажа на уроке. Приложение 1. /фотографии/. |
||||||
III.Фаза осмысления | 10 | цель | компетенции | методы | формы | используемые образовательные ресурсы | |
Знания | умения | ||||||
На основе выявленных экологических проблем осмыслить рациональные пути их решения. | 1.Методы рационального
природополь-зования 2. Способы охраны биосферы. 3. Правовые аспекты природоохранного законодательства. |
1.Выделять главное из текста. 2. Ориентироваться в информационном потоке; 3. Критически анализировать и оценивать информацию. |
Частично поисковый, анализ
информационных ресурсов
|
Групповая | Информационные ресурсы Интернета | ||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА | ||||||
1. Направить учеников на
поисковую работу. 2. Обеспечить доступ к ресурсам Интернета. 3.Обеспечить нормативно-правовой документацией: выдержки из статей закона об охране природы Республики Казахстан, Положение о государственном контроле за использованием и охраной окружающей природной среды в Республике Казахстан. |
1.Осуществляют поисковую
работу с помощью ресурсов Интернета о способах
охраны природы и мероприятий рационального
природопользования. 2.Заполнение таблицы Последствия деятельности человека Мероприятия рационального природопользо- вания Способы охраны природы Законода-тельная база |
||||||
IV. Фаза рефлексии | 20 | цель | компетенции | методы | формы | используемые образовательные ресурсы | |
знания | умения | ||||||
Разработать план мероприятий по улучшению экологической обстановки в поселке Борки | Основных мероприятий по охране биосферы | Выделять представлять и отстаивать свою точку зрения. | Практическое действие Словесный. |
Групповая | Ватман и маркеры | ||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | ||||||
1. Предложить составить
"Кодекс экологической этики поселка Борки". 2.Обеспечить ресурсами для работы. 3.Регламинтировать работу: 10 минут на выполнение и по 5 минут на защиту каждой группы. 4.Организовать процесс оценивания работ. 5. Предложить группам составить синквейн по данной теме (раздать памятки "как составлять синквейн"). 6.С помощью стикеров провести самооценивание и обменявшись ими взаимооценивание. |
1.В группе выработать
"Кодекс экологической этики поселка Борки". 2.Обменяться постерами, представить чужую работу и защитить идею. 3.Выработать критерии оценивания работ. 4.Выставить оценку на постере своих товарищей и аргументировать её в устной форме. 5.Составить синквейн в группе и представить его. 6. Оценить себя и аргументировать свою оценку на стикере, поменяться с представителем другой группы и проанализировать его оценку. Приложение 2. /рефлексивный отчет по уроку/. |
||||||
V.Подведение итогов урока и д/з. | 3 | 1. Организовать рефлексию
урока: что понял?, что интересного узнал?, что
вызвало затруднения?, как оцениваешь свою работу? 2. Выставить и прокомментировать оценки. 3.Прокоментировать домашнее задание: составить кластер "Природные ресурсы Северного Казахстана". |
1.Используя рефлексивный
дневник учащиеся делают выводы о своей работе на
уроке. 2.Записывают в дневниках домашнее задание. |