Формы работы с языковым портфелем в практике преподавания иностранного языка могут быть различными в зависимости от поставленной цели. В методических статьях, посвящённых использованию языкового портфеля, подчеркивается, что вряд ли правомерно говорить об "одном правильном способе" работы с языковым портфелем в том или ином образовательном контексте. По своей сути языковой портфель является гибким учебным средством, и может быть адаптирован практически к любой учебной ситуации. Вариации могут быть по цели обучения, возрасту учащихся, этапу или уровню овладения иностранным языком, условиям обучения, индивидуальным особенностям учащегося и индивидуальному стилю учебной деятельности, а также используемым методам и средствам обучения. Возможны также комбинации указанных видов языковых портфелей для достижения различных целей работы над изучаемым языком.
Большое значение имеет то, что последовательная работа над созданием языкового портфеля ученика дает возможность развить у учащихся способность к рефлексивной и достаточно адекватной самооценке, что является одним из наиболее важных показателей учебной компетенции и автономии учащегося в учебной деятельности, направленной на овладение языком и культурой. Модель рефлексивного овладения иностранным языком основана на том, как оценивают сами учащиеся степень сформированности коммуникативных умений и уровень коммуникативной компетенции в видах речевой деятельности, как они анализируют свои проблемы в данной области, отслеживают свой прогресс посредством серии промежуточных и итоговых контрольных срезов, и как они используют предлагаемые рекомендации по самостоятельной работе. Их учебная деятельность и ответственность за свой труд становятся все более осознанными. Немаловажным фактором является то, что родители и независимые эксперты принимают активное участие в этом процессе. Это дает возможность создания целостной картины объективного продвижения ученика в той или иной области. Реальная значимость и личная вовлеченность учащегося в процесс управления учебной деятельностью и ее оценки (позиция "я – учитель") обеспечивают повышение мотивации учащегося не только на практический результат использования изучаемого языка, но и на процесс овладения им. Это, как известно, является наиболее высоким и наиболее эффективным уровнем мотивации учебной деятельности и свидетельствует о ее продуктивном творческом характере. Работа с языковым портфелем способствует формированию такого важного показателя продуктивной учебной деятельности, как накопление эффективного опыта использования и овладения иностранным языком и перенос его в новые ситуации. Языковой портфель предполагает долговременную работу с этим учебным средством, которая может и должна перейти в привычку постоянно фиксировать свой речевой и учебный опыт в области изучения языка и культуры, оценивать его, внося необходимую коррекцию. Таким образом, анализ педагогических возможностей языкового портфеля как средства рефлексивного обучения иностранным языком показывает, что его использование в самостоятельной работе учащегося позволяет обеспечить:
– личностно ориентированный характер обучения иностранному языку, при котором для учащегося складываются условия осознания и реализации, реальных личностно значимых потребностей в изучении языка и культуры; языковой портфель иностранный преподавание
– направленность на создание личностного образовательного продукта и включение процесса овладения иностранным языком непосредственно в создание учащимся личностного образовательного продукта в формате языкового портфеля, что обеспечивает ситуацию развития и условия для продуктивной учебной деятельности учащегося в области изучения языка и культуры;
– аутентичность в обучении иностранному языку, включая аутентичность коммуникативного поведения и межкультурного общения, аутентичность учебной деятельности учащегося с учетом его реальных мотивов и потребностей, аутентичность взаимодействия в системе учащийся – преподаватель – учебная группа;
– формирование учебной компетенции и развитие реальной самостоятельности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком и иноязычной культурой;
– условия для проявления креативности учащегося и его творческой самореализации в языковой, информационной и образовательной среде;
– непрерывное изучение языка и культуры в условиях вариативного языкового образования.
В зависимости от основной функции и цели языкового портфеля будут определяться и содержание, и структура каждого его вида, в том числе предлагаемые учащемуся средства самооценки и характер материалов, включаемых учащимся в языковой портфель.
Методика работы с языковым портфелем в целях реализации педагогической функции и активизации учащегося как субъекта учебной деятельности. Продемонстрируем систему работы, обеспечивающую ключевые задачи: развитие рефлексивной самооценки как основы учебно-познавательной компетенции и автономии учащегося и развитие креативности изучающего язык.
Развитие рефлексивной самооценки в области изучения языка предполагает формирования умения оценивать:
- потребности и цели изучения языка и культуры;
- успешность коммуникативной деятельности (уровень коммуникативной компетенции и сформированность умений в видах речевого общения) свой прогресс;
- качество речи и успешность использования языка включая индивидуальные трудности
- эффективность используемых стратегий и приемов овладения языком (эффективность и опыт учебной деятельности);
- личностные качества учащегося (способности индивидуальны стиль изучения языка степень самостоятельности).
В процессе рефлексии и оценки своего опыта речевого общения для изучающего язык важно осознание:
- основных объектов и критериев оценки уровня владения языком;
- основных ситуации и целей общения в реальном контексте сопоставление с целями изучения языка;
- основных умений по каждому виду речевой деятельности;
- трудностей и своих возможностей в овладении языком.
Диалоговый характер рефлексивной самооценки подразумевает также собственный внутренний диалог как важный аспект механизма личностных новообразований личностного развития. Этот механизм проявляется как вмешательство сознания в спонтанный поток переживаний индивида и своеобразная вербализация чувственного опыта, что означает его осмысливание словесный отчет принятия собственного решения. Внутренний диалог можно рассматривать как своеобразную форму рефлексивного анализа как способ работы индивида со своей чувственной сферой способ и инструмент самопреобразования.
Отсюда следует, что формирование и развитие рефлексивной самооценки должно опираться на характер самой способности, основу которой составляет внутренний диалог со своим "Я". Таким образом, основной путь развития умения рефлексивной самооценки - диалоговая деятельность (вопросы, рассуждение, беседа). При этом объектами целенаправленной работы выступают:
- личностная рефлексивная деятельность - рефлективная самооценка как способность к отражению и осознанию своих личных качеств;
- взаимная рефлексия - подкрепление самооценки другими.
Формирование этой деятельности идет от внешних действий к внутренним, то есть от внешнего диалога к внутреннему. Иными словами путь формирования умений рефлексивной самооценки - от внешнего диалога "учитель - ученик" "ученик - группа" к самоотражению и внутреннему диалогу - рассуждению. Основные формы диалога - вопросы анализ беседа обсуждение дискуссия. Именно такой подход к обучению рефлексивной самооценки заложен в технологии "Языковой портфель".
Введение языкового портфеля в учебный процесс предполагает решение на уроке различных задач. Перед тем, как представить его учащимся, объяснить и обсудить задачи работы с ним преимущества его использования, учитель может провести совместное обсуждение с целью последовательного рефлексивного анализа следующих аспектов:
- как заполнять языковой портфель
- как подбирать материал в Досье;
- как соотносятся дескрипторы с учебными заданиями;
- как найти в учебнике задания, соотносящиеся с дескрипторами и помогающие отработать соответствующие умения;
- как самостоятельно оценивать себя, используя дескрипторы;
- как накапливать приемы и опыт работы над языком составлять банк учебных заданий по дескрипторам;
- как составлять учебные задания для других, для учебной группы используя дескрипторы;
- как с помощью языкового портфеля подготовиться к проверочной работе;
- помогает ли языковой портфель оценивать других;
- как с помощью языкового портфеля сотрудничать с другими учащимися, с преподавателями.
Ведущие виды диалоговой работы с учащимися связаны с обдумыванием и обсуждением опыта изучения и использования иностранного языка в соответствии с объектами, описанными выше:
- вопросы, интервью, например о том, что учащиеся умеют в различных ситуациях речевого общения, чему они хотели бы научиться, как, по каким критериям они себя оценивают;
- беседа, например, о том, что отличает опытного изучающего язык, какие приемы работы над языком необходимы для его освоения;
- совместное заполнение некоторых разделов языковой биографии и обсуждение, например, опыта учащихся в использовании иностранного языка в ходе путешествий, школьных обменов и других ситуации межкультурного взаимодействия;
- дискуссия, например, о том, какие виды работы могли бы составить содержание досье, что в большей степени свидетельствует о достижениях в изучении языка, какие разделы можно выделить в досье и почему;
- представление (презентация) образцов ученических работ, например обзоров докладов, творческих работ проектов и их взаимная оценка.
Естественно, что совместно с учащимися преподаватель предваряет эти виды работ подбором и закреплением соответствующих языковых средств.
Основной объем аудиторной работы, составляют обсуждение, дискуссия, переговоры с учащимися, построенные на материале дескрипторов языковой биографии или содержания досье. Цель таких переговоров с учащимися - стимулировать их рефлексию, анализ и оценку их коммуникативной и учебной деятельности. Это обсуждение с учетом обсуждения возраста учащихся может охватывать практически все аспекты изучения языка и культуры от целей, учебных задач, выбора учебных материалов и средств, использования способов и видов работы над языком до оценки результата освоения иностранного языка и иноязычной культуры. Включение такого рода рефлексивно - аналитических заданий в общее содержание урока позволяет одновременно развивать и соответствующие коммуникативные умения учащегося, его когнитивные и интеллектуальные способности.
Наряду с традиционными вариантами учебной деятельности при работе с языковым портфелем создаются условия для использования видов продуктивной учебной деятельности, таких как лингвистические задачи, игровые задания, творческие задания, исследовательские задачи, различного рода проектные задания. Эта система может строиться на основе только содержания разделов языкового портфеля или содержания разделов языкового портфеля и материалов учебника, дополнительных учебных пособий.
При подготовке портфеля рекомендуется сосредоточить внимание на таких позициях: самостоятельность мышления ученика; определение временного периода создания портфеля; взаимосвязь и взаимообусловленность лингвистических знаний.