Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о частях слова.
Задачи:
Предметные:
- выяснить, зачем нужно знать состав слова;
- отрабатывать умение разбора слов по составу;
- развивать орфографическую зоркость.
Метапредметные:
- воспитывать интерес к русскому языку;
- развивать чувство коллективизма и индивидуальности учащихся, взаимопомощи.
Планируемые результаты: умение осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.
Тип урока: Урок применения знаний, умений и навыков.
Структура урока
- Организационный момент
- Приветствие
- АОЗ
- Работа над текстом. Корень ЛЕС
- Подсказка: окончание, суффикс
- Незнайка….
- Образование слов при помощи суффиксов
- Морфема -Ш-
- Подсказка о приставке
- Закрепление однокоренные слова
- Творческая работа
- Итог, рефлексия, Д/З.
ХОД УРОКА
Дети.
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.
Слайд, Приложение 2
I. Сообщение темы урока.
Друзья! Наша задача такова –
Открыть всем, как построены слова,
Какие их морфемы составляют,
Какую роль в словах они играют!
П. Чесноков.
– Всё на свете из чего-то состоит: лес – из деревьев, облака – из множества водяных капель. А из какого «строительного материала» сделаны слова? Слайд
«Строительные блоки» для слова называются морфемами. Сколько их? Назовите известные нам морфемы.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о значении каждой части слова, «разбирать» и «собирать» слова.
II. АОЗ. Слайд
На доске стихотворение:
Л_ска, лисонька, л_са!
Ты в каких живешь л_сах?
Л_сий хвост замел следы.
Где л_сичка? Видел ты?
М.Н. Бетенькова.
– Подумайте, есть ли в предложениях родственные слова?
– Вставьте пропущенные буквы и выделите корень в этих словах.
– Какое слово, близкое по звучанию, не является родственным?
– Почему?
– Выпишите и разберите это слога по составу.
Слайд (разбор словао лесах)
III. Работа над основной целью урока.
– Ребята, по-моему, корень ЛЕС рассердился, Он не хочет без родственников жить. На доске плакат с текстом: Слайд
Пошел корень ЛЕС искать своих родственников. Вышел на лесную тропинку. Красиво в лесу осенью! Лес, точно терем расписной! Перешел он через ручеек, дошел до озера и увидел лесника. Он обходил свои владения. Подошел корень ЛЕС к сторожу, поздоровался с ним и спросил, где ему лесничего искать?
– Ребята, не поможете ли вы найти корню ЛЕС однокоренные слова? Найдите и выпишите их в тетрадь. Слайд – однокоренные слова
лес
лесную
в лесу
лесника
лесничего
– Выделите общую часть слов. Как она называется?
Какое слово лишнее? Почему?
Слайд
Так же, как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
Вы его в словах найдите,
Аккуратно выделите.
– А какие еще морфемы «работают» в этих словах? (Окончание, суффикс)
– Какую роль они выполняют?
Слайд
Стихотворные «подсказки»
На конце любого слова
Окончанье ищет Вова.
Изменяемая часть
С другим словом держит связь.
Окончанье он найдет,
Его в рамочку возьмет.
После корня он стоит
Перед окончанием.
Его я, если изменю,
Другое слово получу.
Обозначу уголком,
Называю домиком.
Это – суффикс.
– Что можно сказать о суффиксе? Какую строительную работу они выполняют?
– Суффиксы выполняют даже две работы. Во-первых, они из одних слов делают другие. Например:
учитель, ученик, училище
– Во-вторых, суффиксы могут придавать словам разные смысловые оттенки. Могут показывать, большой предмет или маленький, симпатичный или противный. Вспомните героев книги Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
Слайд
Штанишкин, Сапожкин, Таракашкин, Мордочка.
– О каких людях писал автор? (О малышах.)
– А теперь представьте, что они стали великанами. Как будут звучать их фамилии?
Слайд
Штанищин, Сапожищин, Тараканищин, Мордища.
Физкультминутка – Слайды
Слайд – работа с суффиксами
– А теперь к словам, записанным на доске, подберите однокоренные слова, используя суффиксы.
На доске:
– Как изменилось значение слов?
– Вот например морфема -ш-.
– Вам понятно, что она обозначает?
– Сознайтесь, что нет.
– А теперь вернемся к нашему герою – корню.
Слайд текста ЛЕС. Какую группу родственных слов он встретил, гуляя в лесу? Запишите их в тетрадь:
пошел
вышел
перешел
дошел
подошел
– Вдумайтесь в их смысл. Нетрудно понять, что корень – Ш – обозначает движение. Причем движение человека пешком.
– Докажите, что это – слова-родственники. Какая морфема внесла в слово новое значение? (Приставка)
– Какую роль выполняют приставки?
Слайд
Подсказка-рифмовка
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она;
И при помощи приставки
Образуются слова.
Слайд На доске слова:
- Загадка, зажим, зарница, зазнайка.
- Пожелтеть, поилка, поливка, поломка.
- Изрубить, известить, извалять, изюминка.
- Позвать, попросить, подарок, портной.
- Захотеть, загрустить, зайчонок, загадка.
- Накупить, нарочно, нагрузка, нашивка
– В каждой строке есть слово без приставки. Найдите его, подчеркните, обоснуйте ответ.
IV. Закрепление.
1. К каждому слову подберите однокоренное слово по схемам: Слайды
Слайды
2. Творческая работа
I группа. Слайд Списать текст, выделить корень в однокоренных словах.
В лесу осиновом
Дрожат осинки,
Срывает ветер
С осин косынки.
II группа. Слайд Вписать в предложения подходящие по смыслу слова.
Жили были серый………………
И его…………………………….,
Серый …………….был очень тих
И ……………… тоже.
И ребёнок был у них
Очень тихий ………………..
Слова для справок: ёж, ёжик, ежиха.
V. Итог урока. Слайды
- Изменяемая часть слова.
- Часть слова без окончания.
- Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
- Часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
- Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.
– Оцените свою работу на уроке.
– Был ли интересен наш урок?
– Что повторили?
– Перед вами лесенка. На какой ступеньке знаний, по вашему мнению, вы сейчас
находитесь?
Дети показывают цветной карточкой выбранную ими ступеньку. Голубая карточка – трудности, розовая – хорошо, но могу лучше, зеленая – хочу знать больше.
Домашнее задание. Вспомните правописание звонких и глухих согласных в корне слова.
Физкультминутка.
Прежде чем выполнить зарядку, нужно восстановить текст, вставив нужные приставки.
Милым детям нужно _стать,
Руки медленно _нять.
Пальцы _жать, потом _жать,
Так секунду _стоять.
Руки плавно _пустить.
Всё ещё раз повторить.