Важнейшей составляющей педагогического процесса в современных условиях, считаю личностно ориентированное взаимодействие с учащимися. Моделирую учебно-воспитательный процесс так, чтобы помочь личности познать и проявить себя, самоопределиться и самореализоваться, развить индивидуальные, познавательные, творческие способности.
В течение ряда лет работаю над темой “Формирование познавательной активности учащихся через проблемно-диалогическое обучение”.
Считаю технологию проблемного диалога универсальной, то есть применимой на любом предметном содержании и любой ступени. В частности она реализуется в образовательной системе “Школа 2100”, по которой я работаю.
Технологию проблемно-диалогического обучения реализую с целью развития познавательных и творческих способностей учащихся, приобретения знаний, умений и навыков на основе усвоения способов самостоятельной деятельности. Учебный материал предлагаю ученикам как неизвестные знания, которые они должны открыть для себя сами.
Коллективно или в группах анализируем различные варианты выхода из проблемной ситуации, выбираем наиболее доступный и рациональный способ решения.
Использование данной технологии помогает и позволяет ученику осуществлять мыслительную деятельность, развивает творческие способности, логическое мышление, формирует положительную мотивацию учения.
Для включения учащихся в творческую деятельность ставлю перед ними проблемную задачу, либо показываю противоречия, задаю проблемные вопросы. Выходом из проблемных ситуаций и является самостоятельное решение учениками данной проблемы, что заставляет их активно мыслить, наблюдать, сравнивать, выполнять практические работы, анализировать, делать выводы. Выполняя задания такого вида, учащиеся включаются в активную творческую деятельность, а результаты своих исследований оформляют в творческие работы.
На уроках окружающего мира дети выступают в качестве ученых - исследователей природы, корреспондентов. В своих творческих работах они готовят сообщения: о том, какие тайны природы они открыли на экскурсиях, предложения по охране природы, окружающей школу; какие изменения происходили с погодой в течение года, в чем причина этих изменений, делают предложения о том, как сохранить своё здоровье в разных погодных условиях.
Младшие школьники с большим интересом знакомятся с различными литературными источниками, издаваемыми специально для детей. В их числе много книг познавательного характера, таких как - энциклопедии. При знакомстве учеников с особенностями содержания и оформления энциклопедий, показываю, как составляются такого рода книги, обращаю внимание на особенность изучения и сбора материалов, подбора иллюстраций и предлагаю посильную для младших школьников исследовательскую работу по составлению мини-энциклопедий на разные темы: “Домашние животные”, “Рыбки. Аквариум”, “Комнатные растения”, “Лекарственные растения”, “Природные зоны. Животный и растительный мир”, “Природные катастрофы” и другие.
Поскольку эта работа требует много времени и значительной подготовки, а также привлечения родителей, рекомендую использовать план опережающих заданий, где даются рекомендации по тематике, содержанию и оформлению такого вида творческих работ.
С целью развития литературно-поэтических способностей учащихся на уроках чтения провожу “Творческие странички”. Стимулируя различные виды литературной активности детей-читателей, с большим успехом использую совместное творчество: придумывание поговорок, чистоговорок, загадок и самостоятельное творчество учащихся – придумывание стихов на заданную тему. Предлагаю детям стать “соавторами”, придумав концовку той или иной сказке.
Для того чтобы детей привлечь к поиску рифмы, подбору нужных слов, использую игру “Подбери словечко”:
Как у нашего Мирона
На носу сидит ... (ворона, корона и т.д.)В темноте увидел Петя:
Сверху смотрит великан.
Оказалось на рассвете –
Это старый ...(таракан, пеликан и т. д.)
Далее подбирается рифма к заданному слову.
Провожу “Аукцион”- кто больше придумает слов. Например, из рассыпанных слогов дети собирают слово “игрушки”, затем подбирают к нему рифму: хлопушки, подушки, зверюшки, лягушки и т.д.
В итоге ребята начинают рифмовать строчки и получаются стихи на заданную тему.
Например:
На ёлочке нашей смешные игрушки:
Шары золотые, сосульки, хлопушки.
Есть фрукты, есть ягоды, клоун, зверюшки.
Грибы и конфеты, и даже лягушки.
У детей появляется желание написать в стихах отзыв о том, что они читали:
Мы сказку Пушкина прочли
И вот, что мы узнали:
Как братья – семь богатырей,
Царевну принимали.
Как свойство зеркальце имело,
Как говорить оно умело,
Что там за тридевять земель
Средь поля и раздолья
Горюет бедный Елисей
И нет ему покоя.
С большим удовольствием дети пишут о своих увлечениях:
Ох, люблю же я рыбалку,
Тихий берег, омуток.
Раз поклёвка, два поклёвка
И поймался окунёк!
“Творческая страничка” урока нравится всем учащимся класса. Дети, не стесняясь, представляют на всеобщее внимание и обсуждение свои сочинения. Ребята обсуждают, что у автора получилось хорошо, а что не совсем удачно, редактируют, предлагают свои варианты.
Таким образом, дети учатся не только рифмовать слова, но и спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, обсуждать и соглашаться с мнением своих товарищей.
Творческие работы систематизируются и красочно оформляются.
Например, в сборник “Ветерок” вошли стихотворения собственного сочинения ученицы 4 класса Яковец Александры – самобытной и творческой девочки. Это первые самостоятельные шаги в литературном творчестве. Представленные в сборнике стихи по-детски светлы и наивны. Но, несмотря на это, имеют индивидуальность, вполне сложившийся стиль, выдержано чувство ритма. В стихотворениях автор рассказывает о себе, своих восторженных мечтах, о красоте окружающего нас мира со всем многообразием красок и звуков, о светлых взаимоотношениях, так необходимым всем нам. Создание стихотворений побуждает желание поделиться собственными наблюдениями, даёт возможность самовыражения, творческого поиска. В процессе сочинения стихотворений возрастает интерес к поэзии, через познание прекрасного развивается личность ребенка.
Ветерок.
Засверкали звезды в тишине ночной,
Все замерло. Природа отдыхает.
Лишь ветерок легонько шелестит листвой
Он, озорник, усталости не знает.Он, как и я, не хочет спать,
Его в кровать не уложить.
Он хочет очень много знать,
И хочет он со мной дружить.Все наяву, а не во сне,
Его я познакомлю с вами.
Вот даже месяц улыбнулся мне
И спрятался за облаками.
Регулярно организуется выставка творческих работ, проводится пресс-конференция, где дети с большим удовольствием выступают со своими творческими проектами перед родителями и сверстниками. Жюри в составе родителей дает оценку выполненным работам и вручает дипломы, где перечисляются заслуги учеников в области познания тайн природы, литературного творчества.
Большое внимание уделяю внеурочной деятельности по учебным предметам. Важнейшими задачами внеклассных занятий считаю развитие личностных качеств ребенка, формирование у учащихся ключевых компетенций с учетом их психологических и возрастных особенностей. Использование нестандартных форм проведения факультативных занятий (театральная постановка, экскурсия, виртуальное путешествие, игровая программа и т.д.) позволяет повысить внутреннюю мотивацию обучающихся и их познавательный интерес к предмету. А требования нового Федерального государственного образовательного стандарта достаточно четко указывают на то, что доля вариативных занятий должна возрастать, что будет способствовать развитию инициативного отношения младших школьников и их родителей к созданию индивидуальных образовательных программ.
Для реализации этих задач самостоятельно разработала тематическое планирование факультатива “Языкознание для всех” так, чтобы познавательная активность, теоретические знания и практические навыки выступали во взаимосвязи.
Многим школьникам языкознание кажется лишь сводом сухих и скучных правил. Чтобы преодолеть это заблуждение, открыть детям красоту науки о языке, использую такие приемы и формы деятельности, которые заинтересовывают детей своей необычностью, новизной, нетрадиционными подходами, игровыми моментами. Это возбуждает внимание детей, активизирует их интеллектуальные процессы. Дети осознают богатство и красоту русской речи, у них появляется интерес к родному языку и его изучению, а накопление знаний в области языкознания становится у школьников важнейшим внутренним стимулом для участия в международной игре - конкурсе “Русский Медвежонок – языкознание для всех”, в российском заочном конкурсе “Познание и творчество”.
Что даёт младшим школьникам участие в таких интеллектуальных соревнованиях, как олимпиады и марафоны? Для младшего школьника основным видом деятельности является учёба. Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к школе. Участие в олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах способствует воспитанию познавательного интереса, развитию личности ребёнка, выявлению его индивидуальных достижений на раннем возрастном уровне.
Материал факультативных занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяет обучающимся расширить свои знания и представления о закономерностях родного языка. Сами задания часто выходят за рамки программы по русскому языку и вносят элемент неожиданности в сочетании с различными занимательными формулировками.
Система и содержание занятий способствует не только созданию проблемных ситуаций при выполнении нестандартных заданий, но и позволяет вести “рейтинговое” оценивание, отслеживать наиболее трудные задания.
Приёмы, упражнения развития творческих способностей.
“Фонетика”
- Откуда пришло слово “алфавит”?
- Сравните таблицу древнерусских названий букв современным алфавитом и определите, каких трёх букв не было в древнерусской азбуке (ё, й, э)
- Сколько фонем в русском языке? (42)
- Что вы знаете о гласных, согласных звуках?
“Сказочный алфавит”
Написать сверху вниз все буквы русского алфавита. Придумать слова и вписать их так, чтобы каждая из букв в этих словах была второй (третьей и т. д.) Например:
бАнка
сБор
Слова-перевёртыши. Отгадайте загадку; в ней спрятались слова-отгадки, которые можно прочитать слева направо и наоборот:
Я по полену бью, звеня,
Дровами на зиму снабжаю,
Когда ж с конца прочтут меня,
Я недовольство выражаю. (Топор-ропот)
Назовите десять имён существительных, которые читаются справа налево, так же как и слева направо.
(Казак, доход, потоп, топот, комок, шалаш, довод, боб, поп, дед)
Замените определения и толкования одним словом, начинающимся с буквы э
- Ярлык, табличка, с надписью на каком-либо предмете.
- Вид соревнования в беге.
- Крупное соединение судов военно-морского или воздушного флота.
- Широко распространившаяся болезнь.
- Команда корабля, самолёта, танка.
- Вывоз людей, имущества в безопасное место.
- Человек, который любит себя больше других.
- Поездка, путешествие людей с целью ознакомления.
- Справочное пособие по всем видам знаний.
(Ответы: этикетка, эстафета, эскадра, эпидемия, экипаж, эвакуация, эгоист, экскурсия, энциклопедия)
Подчеркните в словах буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.
Роль, печка, лейка, ельник, читатель, щётка, семья, мебель, чайка, щавель, шить, циркач, грусть, кисель.
Выпишите слова, в которых все согласные звуки мягкие:
Десять, ручка, метель, липкий, кирпич, вещь, монетки, деньги, кисель, утиный, лебедь, неделя, везде, скользить.
Превратите реку в море:
Река – р...ка - ...ука – мук... - ...уза – л...за - ...оза – по...а - ...ора – гор...
(рука, мука, муза, луза, лоза, поза, пора, гора, горе, море)
Объясните, почему в пословице не трудиться, так и хлеба не добиться только 4 мягких согласных звук
Отгадайте логогрифы – загадки, по условиям которых из данного слова путём добавления, отбрасывания или вставки нового звука или слога получается новое слово.
С буквой д – вас в дом пускает,
С буквой з – рычит, кусает.С буквой ш – он над цветком жужжит,
А без ш – на ней корабль сидит.С буквой г – я большой магазин,
Ярко сияю стеклом всех витрин,
Если же г у меня отобрать –
Буду я звёзды тогда изучать.
(Дверь, зверь, шмель, мель, гастроном, астроном)
Подчеркните в словах гласные буквы, которые обозначают только один гласный звук.
Аня, каюта, ёлка, ночью, индюк, руки, яма, баян, осы, ёжик, утка, ежевика, енот, эхо, сыр, клюв.
Игра “ Поймай родственное слово!”
Белка, беленький, белить, водяной, вода, водить, лист, лиса, лисёнок, горный, горка, городок, пёс, песочный и песок, моряки, морской, моржи, корень, корневой, коржи, холод, холмик, холодок, носик, носит и носок, семя, семечко, семья, вдруг, подруга и друзья.
Определи лишнее слово в каждой строчке:
Боль, большой, больница; рис, рисунок, рисовая; горе, горный, гора; поле, полевой, полочка; сорняк, сорвал, соринка; лес, лесник, лестница
Допиши суффиксы так, чтобы слова стали называть профессии:
Танц..., аптек..., пев..., мор..., лес..., лёт..., учи..., мал..., ток... .
Напишите по пять существительных с суффиксом -ость, обозначающие различные черты характера.
Положительные: честность, смелость, правдивость, храбрость, любознательность
Отрицательные: трусливость, грубость, наглость, лживость, хитрость
Шрарды.
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение –
И превращаюсь я в конфету. (Ирис-ирис)Я сборник карт; от ударения
Завися два моих значения.
Хочу – преображусь в название
Блестящей шелковистой ткани. (Атлас-атлас)Мы - для пилильщиков подставка,
Мы – для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударение.
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами. (Козлы-козлы)С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос).С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья обьедает. (Коса – коза).С “м” – приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой “л” зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд – лёд).
Викторина “Что могут предлоги?”
- Название какого домашнего животного состоит из двух предлогов? (к-от, ко-за)
- Назовите вкусный и полезный напиток из трёх предлогов. (с-о-к)
- Какой знак препинания состоит из четырёх предлогов? (в-о-про-с)
- Какие три местоимения самые чистые? (вы - мы – ты)
- Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (я – мы)
- Отгадайте существительное общего рода:
- Драчун, зачинщик ссор и драк
- Тот, кто любит сладости
- Грубый, невоспитанный человек
Ответ: забияка (задира), сластёна (лакомка), невежа.
- Допишите глагол, чтобы он сочетался как в прямом, так и в переносном значении.
Заяц, время ...(бежит)
Солнышко, ребёнок ...(улыбается)
Игра “10 ос”
Ос - - а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- - а
А эта растёт на лугу у болота,
- ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
- ос - - - а-
На этой опасно устраивать игры,
- ос - - - а - -
Эта оса на луну улетает,
- ос - - - - а
Эта на солнце худеет и тает,
- - ос - - - - а - -
Эта оса продаётся в бутылке,
- ос - - - а
Эта боится горчицы и вилки,
- ос – а
С этой спит в колыбели малыш,
- о - с - - - - а
Эта по классу крадётся, как мышь.
Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.
“Поле чудес”
Некоторые буквы уже открыты. Остальное – за вами. Разгадайте и запишите пословицу о зиме.
Д – ка- - - - о - - - - - - - - , а з – му н - - - на- - .
Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Найдите старославянские слова и замените их русскими.
Горят румянцем свежие ланиты.
Старец нахмурил чело.
Построен град великий над рекой.
Шуточные загадки по фразеологии.
1. Из какого фразеологизма инопланетяне могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? “Бежать со всех ног”.
2. В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?
“Знать как дважды два”.
3. Что общего в словах “дуга”, “бараний рог”, “три погибели”?
(Все сочетаются со словом “согнуть”)
Занимательные вопросы.
- Какой птицей можно из колодца воду достать? (Журавлём).
- Какую строчку не прочтёт ни один грамотей? (Шов на платье).
- Какую часть слова можно в земле найти? (Корень).
- Какое крыло никогда не летает? (Крыло здания).
- Что можно разбить, получив за это не выговор, а благодарность? (Цветник, клумбу).
- За чем вода в графине? (За стеклом).
- Какое государство можно носить на голове? (Панама).
- Какой город летает? (Орёл).
- Какой полуостров жалуется на свой размер? (Ямал).
- Какой остров называет себя спортивной одеждой? (Ямайка).
- Какой город в США, ткань, танец пишутся одинаково? (Бостон, бостон).
- Какие горы и река в нашей стране называются одинаково? (Урал).
- Какой город в нашей стране называется мужским именем? (Владимир).
Упражнения и игры, проводимые на занятиях, обогатят словарный запас детей, помогут в развитии слуховой памяти, научат чувствовать слово, будут развивать логическое мышление, фонематический слух, научат умению слушать, чувствовать красоту поэтического слова, вслушиваться в окружающие звуки, помогут полнее воспринять всё то, что мы можем увидеть, услышать, ощутить. Ребята научатся сравнивать и делать логические выводы, увеличат знания об окружающем мире, научатся строить логические завершённые предложения, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого. Обучающиеся познакомятся с антонимами, синонимами, омонимами, умению видеть и хорошее, и плохое в предмете, явлении и поступке. На занятиях у детей расширятся знания о пословицах, они познакомятся с фразеологическими оборотами, будут учиться фантазировать, давать определения словам, сочинять, рассказывать.
Рекомендации:
Любому учителю хочется, чтобы его воспитанник почувствовал красоту и звучность родного слова, полюбил его, проник в его внутренний мир, научился говорить ясно и понятно. Надо разговаривать с ребёнком, рассказывать ему интересные истории, сочинять вместе с ним сказки, истории, стихи, загадки, писать ему коротенькие письма от имени сказочных героев, произносить вслух интересные слова, спрашивать, что он слышит в том или ином слове.
И ребёнок полюбит язык, поймёт глубинный смысл звуков, слов и фраз, научится играть со словами, станет сочинять и сам начнёт открывать огромный мир звучащего русского слова.
Данная программа призвана оказывать индивидуальную помощь детям в реализации заложенных природой способностей и возможностей, помочь ребёнку в творческом самовоплощении.