Воспитание патриотических чувств – одно из направлений работы ДОУ с подрастающим поколением – особенно актуально в современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества.
“Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом” (С.Михалков).
Для успешной реализации системы патриотического воспитания дошкольников в ДОУ, развития их познавательной активности необходимо выполнение следующих важных условий.
Повышение уровня самообразования педагогов.
Методический инструментарий:
- педагогический совет
- деловая игра
- цикл лекций, консультаций
- семинар-практикум
- изучение научной и методической литературы, передового опыта
- тренинги
- открытые занятия опытных педагогов, взаимопосещения
- работа творческой группы “Растим патриотов”, разработка конспектов занятий, совместных с родителями и социальными партнерами мероприятий
- реализация проектов
- дни педагогического мастерства
- клуб встреч с интересными людьми
- составление картотеки методической литературы и дидактических материалов
2. Создание предметной развивающей среды.
Методический инструментарий:
- организация мини-музеев со сменными экспозициями
- проведение смотров-конкурсов по созданию развивающей среды, памятки
- тематические выставки
- методический час
- собрание мультимедийных материалов по темам патриотического воспитания
- семинар-практикум по использованию ИКТ в работе по патриотическому воспитанию дошкольников
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников
Методический инструментарий:
- родительские собрания, консультации для родителей, памятки
- анкетирование
- дискуссии и диспуты в Семейном клубе
- дни открытых дверей, открытые показы для родителей организации организованной образовательной и самостоятельной деятельности детей
- тематические дни
- совместные детско-родительские праздники
- совместная познавательная деятельность, участие в организации проектно-исследовательской деятельности детей; конкурсы семейных проектов
- постоянная рубрика “Из опыта семейного воспитания” в газете ДОУ
4. Взаимодействие с окружающим социумом (школа, музей, библиотека и др.) Методический инструментарий:
- мониторинг возможностей
- круглый стол участников образовательного процесса
- совместные мероприятия с учреждениями окружающего социума
Цель методической работы: обобщение и систематизация опыта педагогической деятельности по патриотическому воспитанию в ДОУ.
Система работы рассчитана на два года и направлена на решение следующих задач:
Систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по патриотическому воспитанию; приведение в систему научно-методической базы (дидактических материалов, методических пособий, мультимедийных средств обучения и т.д.)
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах развития познавательной активности дошкольников в процессе патриотического воспитания
Создание единой системы мониторинга познавательной деятельности детей для всех участников педагогического процесса
Разработка и внедрение в практику ДОУ программы патриотического воспитания дошкольников
Установление тесного взаимодействия детского сада и семьи в вопросах нравственно-патриотического воспитания
Осуществление взаимодействия детского сада и школы в работе по развитию познавательной активности дошкольников в процессе патриотического воспитания
Использование возможностей окружающего социума (музеи, библиотеки, мемориальные комплексы и др.) для развития познавательных интересов и формирования патриотических чувств дошкольников
Пропаганда опыта работы педагогического коллектива средствами методических служб разных уровней
Содержание методической работы по патриотическому воспитанию дошкольников
Задача | Цель | Мероприятия |
Информационное обеспечение | Сбор информации об условиях и результатах патриотического воспитания детей в ДОУ; выявление уровня теоретической и практической готовности педагогов в области патриотического воспитания |
Анкетирование педагогов,
мини-исследование. Цель: определение степени сформированности у детей представлений о себе, семье, обществе; выявление достижений и возможных затруднений педагогов в вопросах формирования патриотических чувств дошкольников Подведение итогов работы по патриотическому воспитанию по результатам педагогической диагностики Цель: сбор информации об условиях и результатах развития познавательной активности детей в процессе патриотического воспитания |
Создание системы мониторинга | Создание единой системы мониторинга
познавательной деятельности в процессе
патриотического воспитания (программы
наблюдения, анкетирования, тестирования) для
всех участников образовательного процесса
(администрации, педагогов, родителей, социальных
партнеров, детей); Информационный мониторинг – сбор, накопление, обобщение и систематизация информации; Управленческий мониторинг – отслеживание и оценка эффективности принимаемых управленческих решений; Педагогический мониторинг – изучение эффективности педагогического процесса, способствующего развитию познавательной активности в процессе патриотического воспитания; Психологический мониторинг – определение уровня сформированности элементов познавательной деятельности. |
|
Контроль, анализ и регулирование реализации системы работы по патриотическому воспитанию | Выявление и коррекция состояния и результатов работы, рефлексия педагогической деятельности | Смотр-конкурс Уголков
патриотического воспитания, изучение
документации, перспективного плана по
патриотическому воспитанию. Тематический контроль “Состояние работы по патриотическому воспитанию в ДОУ”, диагностика уровня сформированности представлений детей о себе, семье, обществе; результативности работы педагогов Цель: выявление затруднений воспитателей в организации познавательной деятельности детей в процессе патриотического воспитания. |
Методическое обеспечение образовательного процесса | Стимулирование и повышение педагогического мастерства и творчества педагогов; систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по развитию познавательной активности детей в процессе патриотического воспитания | Организация и совершенствование
деятельности мини-музеев “Русская изба”,
“Родной край”, “Народная игрушка” и др. Систематическая организация выставок, обзоры методической литературы по проблемам развития познавательного интереса детей в процессе патриотического воспитания. Периодическое обновление материалов стенда “Познавательное развитие дошкольников”. Работа с кадрами Цель: включение каждого педагога в творческий педагогический поиск решения проблем развития познавательной активности дошкольников в процессе патриотического воспитания. Педагогические советы с целью определения новых подходов к решению проблемы познавательного развития в процессе патриотического воспитания, выявления положительного опыта работы: “Приобщение дошкольников к истокам народной культуры”; “Развитие познавательной активности средствами проектной деятельности”; “Совершенствование системы работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников”. Семинары-практикумы. “Исследовательские методы обучения старших дошкольников: повышаем результативность педагогического труда” (обмен опытом) Цель: вооружение педагогов эффективными технологиями. “Знакомство дошкольников с историческим прошлым России” Цель: выявить резервы педагогической работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Постоянно действующий семинар для молодых педагогов в “Школе педагогического мастерства” ДОУ Цель: выявление степени владения методикой развития познавательных интересов; углубление знаний по организации патриотического воспитания дошкольников. Самообразование педагогов Цель: активизировать деятельность педагогов по повышению профессионального мастерства, развитию творчества и самостоятельности, самосовершенствованию Выставки-отчеты о самообразовании Цель: показ результатов педагогической деятельности, стимулирование повышения мастерства, творчества педагогов |
Взаимодействие с семьями воспитанников | Ознакомление родителей с направлениями развития познавательной активности дошкольников в процессе патриотического воспитания; организация сотрудничества с родителями | Родительские собрания “Развитие познавательных способностей дошкольников – условие успешного обучения в школе” Цель: ознакомление родителей с содержанием познавательной деятельности и средствами развития познавательных способностей старших дошкольников “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников” Цель: привлечение родителей к участию в реализации с детьми проектов по патриотическому воспитанию Лекторий для родителей “Растим патриотов” Цель: ознакомление родителей с методами и формами работы по развитию у детей патриотических чувств |
Взаимодействие со школой | Развитие педагогического сотрудничества со школой | Совместный педсовет Цель: ознакомление учителей с направлениями педагогического поиска ДОУ решения проблемы патриотического воспитания; определение путей педагогического сотрудничества со школой |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса | Создание, развитие и эффективное использование материальных ресурсов для организации развивающей среды в ДОУ | Оборудование в группах Уголков
патриотического воспитания, мини-музеев со
сменными экспозициями Цель: расширение методической основы решения задач патриотического воспитания Смотры-конкурсы Уголков патриотического и социально-нравственного воспитания Цель: активизация деятельности педагогов в работе по патриотическому воспитанию дошкольников; пополнение предметно-развивающей среды в группах; выявление тенденций развития материальной базы ДОУ и имеющихся затруднений Месячники по изготовлению наглядных пособий, дидактических материалов, мультимедийных ресурсов для оснащения методического кабинета, Уголков патриотического воспитания и групп Цель: создание условий для эффективного труда педагогов по успешному решению задач патриотического воспитания |
В рамках реализации системы работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе патриотического воспитания педагоги готовят и реализуют образовательные проекты “Моя родословная”, “Есть у каждого семья”, “Наши истоки”, “И помнит мир спасенный”, “Народная игрушка”, “Страницы семейных военных историй”, “Семейные книжные реликвии” и другие. Презентациями проектов являются совместные детско-родительские праздники, благотворительные акции, выпуски газет, спектакли, альбомы, выставки, мультимедийные продукты.