Урок письма и развития речи в классе для детей с умеренной степенью умственной отсталости

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели:

  • учить различать звуки З и С на слух и в произношении.
  • развивать фонематический анализ и синтез, слуховое и зрительное внимание через различение звуков и букв.
  • воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

Оборудование: картинки для корректурной пробы, магнитная азбука, цветные квадраты, колокольчики, картинки для орг.момента, песня «Зимняя сказка», таблички «знать», «уметь», «тема урока», снежинки с карточками, картина «Зимние забавы».

Ход урока

1. Психологический настрой.

- Ребята, давайте подойдем к окну. Что вы видите за окном?

Какое время года сейчас?

Какая сегодня погода?

Какое время года наступает?

2. Организационный момент.

- Подойдите к своим партам. У каждого из вас лежит картинка. Возьмите ее. Назовите, что на ней изображено.

Дети называют предметы, изображенные на картинках, садятся за парты.

(сапоги, снег, снеговик, снежинка, снегопад, санки, снежок, снегирь, синица)

3. Введение в тему урока.

- Назовите первый звук в словах, которые вы сейчас называли. (С)

-Какой буквой обозначается? Найдите ее среди других букв.

-Звук С какой? (согласный, глухой)

На доску вешается буква С, рядом с ней синий квадрат, зачеркнутый колокольчик.

- К какому времени года относятся все эти слова? (зима)

-Назовите первый звук в слове зима. (З)

-Какой буквой обозначается? Найдите ее среди других букв.

-Звук З какой? (согласный, звонкий)

На доску вешается буква З, рядом с ней синий квадрат, колокольчик.

Итак, тема нашего урока: «Звуки и буквы З и С».

Мы должны знать отличия звуков и букв З и С.

Мы должны уметь различать звуки и буквы З и С на слух и на письме.

4. Основная часть.

-Ребята, мы с вами сказали, что послезавтра наступает зима. Сегодня на уроке письма я предлагаю вам поговорить немного о зиме.

А). Корректурная проба.

- Я вам сейчас раздам картинки. Посмотрите внимательно и скажите. Какое время года на них изображено? (зима)

- Если вы внимательно посмотрите на картинку, то вы увидите, что повсюду на ней спрятались буквы С и З. Найдите их. Букву С обведите в кружок, а букву З зачеркните.

Б). Минутка чистописания.

-Какие буквы вы искали?

-Теперь давайте напишем эти буквы в тетрадях.

Прописать в тетрадях строчку букв Зз, Сс.

Физминутка.

- Какие признаки зимы вы можете назвать?

- К нам в класс тоже залетели снежинки. Давайте скорее их соберем. Каждый должен найти по одной снежинке.

Дети собирают снежинки по классу.

В). Работа с карточками.

- Почему согласные С – З называются парными? (потому что произносятся одинаково, но один глухой, другой звонкий).

- У каждого из вас на снежинке написано слово, в котором пропущена согласная буква. Прочитайте слово, вставьте пропущенную букву. Полученное слово запишите на доске, затем в тетради.

Каждый по очереди выходит к доске, записывает слово, подчеркивает вставленную согласную (З – одной чертой, С – двумя).

Г). Списывание предложений.

- Зима очень красивое время года. Деревья в снегу, все сверкает и искрится. Послушайте, как поэт описывает зиму:

Снова в заботах зима-рукодельница - 
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет

- Спишите с доски это стихотворение. Подчеркните согласные С и З.

Дети списывают, затем один ученик выходит к доске, подчеркивает С и З.

Д). Составление предложений по картине.

- Все радуются наступлению зимы. В том числе и мы с вами. Почему мы так рады приходу зимы?

- Все мы любим зиму за зимние забавы, которые она нам дарит.

- Посмотрите на картину. Что на ней изображено. Давайте составим предложения по картине и запишем их.

Дети катаются на санках. Зоя и Саша слепили снеговика. Зина и Степа играют в снежки.

Дети по одному выходят к доске и записывают предложения. З подчеркивают одной чертой, С – двумя.

5. Подведение итогов.

- Ребята, какое время года мы ждем с нетерпением?

- Какие звуки мы учились отличать сегодня? Какие буквы?

- Вы отлично сегодня поработали на уроке. Зима скоро вступит в свои права и порадует вас своими забавами.

Спасибо за урок!