Цель:
- Повышение эмоционального благополучия;
- развитие творчества и фантазии;
- развитие общения и активного взаимодействия взрослого и ребенка;
- снятие эмоционального напряжения.
Материал к занятию: Игрушка Антошка, пиктограммы с эмоциями, двусторонний макет зеркала с эмоциями; варежковые куклы с разными мимическими выражениями лица; музыкальный центр, аудиокассеты, диск с релаксацией.
Ход занятия
Приветствие: - Ребята, к нам в гости сегодня пришел Антошка. Давайте с ним поздороваемся. Каждый из вас будет нежно передавать его своему соседу и говорить: «Здравствуй!» При этом не забывайте улыбаться.
Упражнение 1. «Живые картинки» (работа с пиктограммами).
Педагог-психолог поочередно рассматривает с детьми схематические изображения и объясняет, какие действия нужно выполнить. Например, улыбающееся лицо на картинке (рот «лодочкой», уголками вверх) – значит, настроение веселое, можно всем вместе порадоваться, попрыгать; спокойное лицо (линия рта прямая) – отдыхаем, стоим на месте; грустное лицо – мы расстроены, приседаем, закрывая глаза ладошками.
Упражнение 2. «Волшебное зеркальце»
Ребенку предлагается двусторонний макет зеркала, выражение лица на котором изображаются по принципу контраста (доброе - злое, радостное - печальное).
Поворачивая зеркало, ребенок старается определить, какое из них ему нравится и более привычно, т.е. подходит лично для него.
Пальчиковая гимнастика:
Ладошки вверх, ладошки вниз,
А теперь их на бочок и зажали в кулачок.
Упражнение 3. «Дорисуй портрет»
Каждый ребенок получает возможность «помочь художнику» завершить его работу. На портрете-заготовке с уже имеющимися изображениями глаз и носа предстоит самостоятельно нарисовать рот (по своему выбору) и объяснить его.
Гимнастика для глаз:
- Во время выполнения упражнений для глаз голова должна быть неподвижна, двигаются только глаза.
- Сядьте удобно, голову держите прямо, улыбнитесь.
- Быстро-быстро поморгайте глазами, как будто это крылышки мотылька.
- Не поднимая головы, посмотрите вверх.
- Не наклоняя головы, посмотрите вниз.
- Смотрите право на ухо.
- А теперь влево, еще левее.
- Закройте глаза и попробуйте медленно «нарисовать» восьмерку. Сначала слева направо, затем справа налево. Глаза не напрягайте.
- Закройте глаза и вращайте ими по кругу, вначале по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
- Крепко зажмурьте глаза, теперь откройте (5 раз).
- Посмотрите на окошко и улыбнитесь.
Молодцы, у вас здорово получается.
Упражнение 4. Дидактическая игра «Настроение в варежках»
- Ребята, предлагаю вам послушать песенку про Антошку.
(В этой игре используется известная песенка «Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку» (слова О. Тимофеевского, музыка В. Шаинского). Вначале дети слушают песенку и описывают внешний вид Антошки).
- Ребята, какое настроение у Антошки? Как вы догадались? Как вы думаете, почему он такой грустный (испуганный)? А у вас бывает такое настроение?
Расскажите, почему оно возникает. Выберите варежковую куклу с эмоцией и покажите свое настроение.
Релаксация
- Ребята, давайте теперь отдохнем. Представьте себе, что сейчас теплый летний день! Голубое небо, ласковое, теплое солнце… Мы спокойно отдыхаем, отдыхаем, засыпаем…Дышится легко, ровно, глубоко…
Мы открываем глаза. Просыпаемся. Улыбнитесь друг другу и вставайте. Настроение у нас бодро и жизнерадостное.
Рефлексия
- Ребята, вам сегодня интересно было? Какая эмоция понравилась больше? Что было трудного?
Мне тоже понравилось с вами заниматься. А теперь давайте попрощаемся с Антошкой и пожелаем всем хорошего дня, спасибо!