Цель:
- познакомить учащихся 5 класса с основными событиями Сталинградской битвы, с подвигами защитников города;
- воспитание гордости за народ – победитель, уважения к истории страны.
Задачи:
- рассмотреть основные события Сталинградской битвы,
- показать примеры мужества участников Сталинградской битвы,
- развивать умения учащихся читать предложенные тексты анализировать, делать выводы, работать с рабочим листом.
Оборудование урока:
- интерактивная доска, компьютер, презентация,
- пакет документов и рабочих материалов,
- рабочие листы.
Текст учителя
Дни воинской славы России (Дни славы русского оружия) — дни воинской славы (победные дни) России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России.
Перечень этих дней был установлен в феврале 1995 года Федеральным законом Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России»
- 8 сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год; произошло 26 августа по старому стилю.);
- 7 ноября — День проведения военного парада на Красной площади в Москве в ознаменование двадцать четвёртой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год);
- 5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецких войск в битве под Москвой (1941 год).
Наше занятие посвящено 70-летию со дня разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.
О Сталинградском сражении знают и помнят во всех уголках земного шара. По своим масштабам и ожесточенности она превзошла все прошлые битвы: на территории почти в сто тысяч квадратных километров сражались более двух миллионов человек. Пройдут века, а немеркнущая слава доблестных защитников волжской твердыни будет вечно жить в памяти народов мира как ярчайший образец беспримерного в военной истории мужества и героизма.
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.)
На уроке будет идти работа по заполнению рабочего листа, вы будете читать и анализировать документы.
Учащиеся получают рабочий лист и пакеты текстами о Сталинградской битве и её героях. (Приложение 10)
Задание 1. Опираясь на свои знания, дайте объяснения следующим словам
Далее учащиеся зачитывают свои ответы, дополняют друг друга.
Задание 2. Запишите, какие памятники и памятные места в Москве посвящены Победе нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 1945 г.г.
Далее учащиеся представляют классу свои ответы.
Задание по работе с Листом. Посмотрите ещё раз задания в ваших рабочих листах. (Приложение 11)
Порядок работы с пакетом материалов
|
Задания учащимся для работы с пакетом материалов.
Все выступления учащихся сопровождаются презентацией (Приложение 12)
1 | Мамаев курган. Памятник «Родина – мать» | Приложение 1 |
2 | Дом Павлова | Приложение 2 |
3 | Василий Зайцев | Приложение 3 |
4 | Матвей Путилов | Приложение 4 |
5 | Михаил Паникаха | Приложение 5 |
6 | Чуйков Василий Иванович | Приложение 6 |
7 | Шумилов Михаил Степанович | Приложение 7 |
8 | Родимцев Александр Ильич | Приложение 8 |
9 | «Остров Людникова» | Приложение 9 |
Далее, в течение 7-10 минут идет работа учащихся с материалами по истории Сталинградской битвы. Одинаковые задания получают 2-3 группы, после выступления одной группы учащиеся дополняют и конкретизируют ответы одноклассников.
Представление классу итогов работы с материалами
Беседа по итогам занятия
Сталинград – это город – герой так как,..
2 февраля 1943 года – День воинской славы – было важное историческое событие.
Это …
Как ты понял название занятия «От солдата до генерала?»
О чем бы ты спросил при встрече у защитника Сталинграда?
Благодаря чему Красная Армия победила в Сталинградской битве?
Когда ты приедешь в Волгоград (так называется Сталинград с 1961 года) какие места и почему посетишь?
О чем это стихотворение? Прочитай его с выражением
В свой срок –
не поздно и не рано –
придёт зима,
замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
придёшь
второго февраля.
И там,
у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло
метели белой
положишь красные цветы.
И словно в первый раз
заметишь, каким он был,
их ратный путь!
Февраль, февраль,
солдатский месяц –
пурга в лицо,
снега по грудь.
Сто зим пройдёт.
И сто метелиц.
А мы пред ними
всё в долгу.
Февраль, февраль.
Солдатский месяц.
Горят
гвоздики
на снегу.
(М. Агашина)
В заключении занятия звучит песня «Горячий снег» (А. Пахмутова, Н. Добронравов, Ю. Гуляев)