Общедидактическая цель. Найти способ вычисления разности смешенных чисел; осмысление связей и отношений в объекте изучения.
Образовательные аспекты:
- Используя известный для детей способ вычитания смешанных чисел, создать ситуацию необходимости поиска нового способа вычитания смешанных чисел, когда дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.
- Научить находить ошибкоопасные места.
- Выявлять границу собственного знания и незнания.
Развивающие аспекты:
- Развитие математической речи учащихся.
- Формирование умений детей аргументировано говорить.
- Формирование способности вести учебную дискуссию, выдвигать гипотезы.
Воспитательные аспекты:
- Воспитание чувства само- и взаимоуважения.
- Воспитание интереса к предмету.
Тип урока. Постановка учебной задачи, анализ, контроль и оценка.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый. При этом используется технология развивающего обучения.
Оборудование:
- Проектор
- Компьютер
- Экран
- Компьютерная презентация (Приложение 1)
Девиз урока:
«В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления» (В.П. Ермаков)
Структура урока:
- Организационный момент. Разминка.
- Создание «ситуации успеха».
- Постановка учебной задачи.
- Анализ условий решения задачи.
- Контроль и оценка «открытого» способа.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Разминка.
Учитель: Нам предстоит сделать на этом уроке немало открытий. Для начала решим ребусы. Используются слайды 2, 3, 4, 5 из презентации. (Приложение 1)
2. Создание ситуации успеха.
Учитель предлагает детям записать ответы следующих примеров (слайд 6)
Учитель: Как вы действовали при решении примеров №1, 2, 3, 4, 5?
Дети: …
Учитель: Подходит ли этот способ для решения таких примеров как №6?
3. Постановка учебной задачи.
Учитель: Почему же последний пример не все смогли решить? Почему не сработал известный нам способ?
Дети: …
Учитель: Значит, мы не сможем узнать результат?
Учитель: Так чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Дети: Искать способ! (Формулируют учебную задачу).
4. Анализ условий решения задачи.
Идет поиск результата. Затем варианты решения выносятся на доску. Дети аргументируют свои ответы.
5. Контроль и оценка «открытого» способа.
Учитель: Проверьте, правильно ли решены следующие примеры (слайд 7). Дети должны оценить правильность решения с точки зрения применения «открытого» способа. Найти ошибкоопасные места.
Скорее всего, последний пример не будет решен детьми.
Учитель: Почему последний пример не решен?
Учитель предлагает ребятам его решить. Затем они объясняют, почему они не могут его решить (другой вариант: объясняют, как его можно решить).
Учитель: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на следующем уроке? Какую задачу будем решать?
6. Рефлексия.
Учитель: Продолжите фразу:
- «Сегодня на уроке я узнал…
- «Сегодня на уроке я научился…
- «Сегодня на уроке я познакомился…(слайд8)
7. Домашнее задание.
Творческая работа: составить и решить пять примеров на вычитание смешанных чисел (слайд 9).