Цели:
- Формирование у учащихся умения писать безударные личные окончания глаголов
- Закрепление умения распознавать спряжение глагола.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить учащихся с алгоритмом написания безударных личных окончаний глаголов
- развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени
Развивающая:
- развивать орфографическую зоркость, речевую активность учащихся
- обогатить активный словарь учащихся
- развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему мир
Воспитательная:
- воспитывать любовь к родному языку
- воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, воспитывать внимательное отношение друг к другу при работе на уроке
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел для вас звонок,
Начинается урок.
– Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу. Сегодня мы приоткроем еще одну тайну родного языка.
2. Актуализация знаний
– Какую часть речи изучаем?
Глагол
– Дайте определение по плану: отвечает на вопросы…
обозначает…
изменяются…
в предложении…
– Что еще мы узнали о глаголе на последнем уроке?
Глаголы бывают I и II спряжения
– Какие глаголы относятся к I спряжению?
С окончаниями - ем, - ешь, - ете…
– Какие глаголы относятся ко II спряжению?
С окончаниями - им, - ишь, - ите…
– Мы умеем определять безударные окончания у существительных и прилагательных, а сегодня будем учиться писать окончания глаголов.
– Давайте выполним следующее задание, применив свои знания. Откройте тетрадь-задачник на стр.31 упр.404. Это загадка. Прочитайте.
Бел____ пчёл из син___ туч___
Вылета___ рой летуч____ .
Не гуд___ и не куса___ ,
На ладошк___ тёпл___ та____
Как загадку сделать ясной?
1. Над каждым словом, где пропущено окончание, укажите часть речи.
2. Объясните и впишите окончания у существительных.
3. Объясните и впишите окончания у прилагательных.
4. А теперь вставляем окончания у глаголов. В каком случае мы можем написать
окончания?
Если окончание ударное.
– Найдите такие глаголы и впишите окончания.
– А можем ли мы сказать, каким будет безударное окончание?
Нет, не понятно, какую букву писать.
– Оставляем окошечки. Это орфографическая задача. И сегодня мы эту задачу должны решить.
Итак, у существительных и прилагательных мы написали безударные окончания, действуя по определенному алгоритму. Как вы думаете, можем ли мы применить эти же алгоритмы, определяя личные окончания глагола?
Нет.
– Почему?
Это разные части речи.
– Да, для каждой части речи существует свой алгоритм. А как вы считаете, что надо знать о глаголе, чтобы написать его окончание?
Спряжение.
– Как вчера на уроке мы определяли спряжение?
По окончанию.
– Давайте, пользуясь этим способом, определим спряжение глаголов в ваших карточках
3. Открытие нового знания
светит –
владеет –
летаете –влияет –
колете –
спорят –
- Прочитайте глаголы. Можем указать их спряжение?
Да, так как окончания написаны
– Выделите окончания и поставьте ударение. Чем похожи эти глаголы?
Окончания безударные
– Определите спряжение.
– Поставьте глаголы в неопределенную форму (коллективная работа)
– Найдите глаголы II спряжения, посмотрите на их неопределенную форму, что заметили?
Их неопределенная форма заканчивается на – ить
– Найдите глаголы I спряжения, что можете сказать об их неопределенной форме?
Оканчиваются не на – ить
– Итак, какие же глаголы относятся ко II спряжению?
На – ить
– К I спряжению?
Не на - ить
Сравним ваш вывод с правилом из учебника с.33
– А теперь назовите мне два способа определения спряжения у глаголов?
1) по личному окончанию
2) по неопределенной форме
– А для чего нужно уметь определять спряжение у глаголов?
Чтобы правильно писать личные окончания
4. Создание алгоритма
– Мы выяснили, чтобы написать безударное личное окончание глагола надо знать его спряжение, а спряжение можно определить по неопределенной форме. Давайте вернемся к упражнению в тетради. Сможем ли мы теперь написать окончания у глаголов?
Да.
– Что для этого нужно сделать? Перечислите те действия, которые вам необходимо выполнить.
1. Поставь ударение
2. Если окончание ударное, пиши как слышишь.
3. Если окончание безударное, поставь глагол в неопределенную форму.
4. Посмотри, глагол оканчивается на – ить или не на – ить.
5. Определи спряжение.
6. Вспомни нужную букву и напиши окончание.
– Что у нас получилось?
Алгоритм.
5. Закрепление
– Проверим, как работает наш алгоритм.
Выполним упр.407 в тетради-задачнике
– Найдите среди слов такие, в которых можно сразу написать окончания. Впиши их, выдели и поставь ударение.
Клад__м, (ты) свар___, теч__т, (он) съед__т, (вы) готов__т__, (она) ла__т, (он) вспомн__т, (ты) спеш___, (ты) скуча___, (он) стро___ .
– Действуя по алгоритму, определи окончания у оставшихся глаголов.
Итак, какую орфографическую задачу помог решить наш алгоритм?
6. Рефлексия
Молодцы! Какую же тайну родного языка вы открыли сегодня на уроке?
Познакомились с алгоритмом написания безударных личных окончаний глаголов
Оцените свою работу, используя слова:
– У меня получилось…
– У меня вызвало затруднение…