Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Формирование у учащихся умения писать безударные личные окончания глаголов
  • Закрепление умения распознавать спряжение глагола.

Задачи:

Образовательная:

  • познакомить учащихся с алгоритмом написания безударных личных окончаний глаголов
  • развивать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Развивающая:

  • развивать орфографическую зоркость, речевую активность учащихся
  • обогатить активный словарь учащихся
  • развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему мир

Воспитательная:

  • воспитывать любовь к родному языку
  • воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, воспитывать внимательное отношение друг к другу при работе на уроке

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел для вас звонок,
Начинается урок.

– Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на работу. Сегодня мы приоткроем еще одну тайну родного языка.

2. Актуализация знаний

Какую часть речи изучаем?

Глагол

Дайте определение по плану: отвечает на вопросы…

обозначает…
изменяются…
в предложении

– Что еще мы узнали о глаголе на последнем уроке?

Глаголы бывают I и II спряжения

Какие глаголы относятся к I спряжению?

С окончаниями - ем, - ешь, - ете…

Какие глаголы относятся ко II спряжению?

С окончаниями - им, - ишь, - ите…

Мы умеем определять безударные окончания у существительных и прилагательных, а сегодня будем учиться писать окончания глаголов.

– Давайте выполним следующее задание, применив свои знания. Откройте тетрадь-задачник на стр.31 упр.404. Это загадка. Прочитайте.

Бел____ пчёл из син___ туч___
Вылета___ рой летуч____ .
Не гуд___ и не куса___ ,
На ладошк___ тёпл___ та____

Как загадку сделать ясной?

1. Над каждым словом, где пропущено окончание, укажите часть речи.
2. Объясните и впишите окончания у существительных.
3. Объясните и впишите окончания у прилагательных.
4. А теперь вставляем окончания у глаголов. В каком случае мы можем написать окончания?

Если окончание ударное.

– Найдите такие глаголы и впишите окончания.

– А можем ли мы сказать, каким будет безударное окончание?

Нет, не понятно, какую букву писать.

Оставляем окошечки. Это орфографическая задача. И сегодня мы эту задачу должны решить.

Итак, у существительных и прилагательных мы написали безударные окончания, действуя по определенному алгоритму. Как вы думаете, можем ли мы применить эти же алгоритмы, определяя личные окончания глагола?

Нет.

Почему?

Это разные части речи.

Да, для каждой части речи существует свой алгоритм. А как вы считаете, что надо знать о глаголе, чтобы написать его окончание?

Спряжение.

Как вчера на уроке мы определяли спряжение?

По окончанию.

Давайте, пользуясь этим способом, определим спряжение глаголов в ваших карточках

3. Открытие нового знания

светит –
владеет –
летаете –
влияет –
колете –
спорят –

- Прочитайте глаголы. Можем указать их спряжение?

Да, так как окончания написаны

Выделите окончания и поставьте ударение. Чем похожи эти глаголы?

Окончания безударные

Определите спряжение.

– Поставьте глаголы в неопределенную форму (коллективная работа)

– Найдите глаголы II спряжения, посмотрите на их неопределенную форму, что заметили?

Их неопределенная форма заканчивается на – ить

Найдите глаголы I спряжения, что можете сказать об их неопределенной форме?

Оканчиваются не на – ить

Итак, какие же глаголы относятся ко II спряжению?

На – ить

К I спряжению?

Не на - ить

Сравним ваш вывод с правилом из учебника с.33

– А теперь назовите мне два способа определения спряжения у глаголов?

1) по личному окончанию

2) по неопределенной форме

А для чего нужно уметь определять спряжение у глаголов?

Чтобы правильно писать личные окончания

4. Создание алгоритма

– Мы выяснили, чтобы написать безударное личное окончание глагола надо знать его спряжение, а спряжение можно определить по неопределенной форме. Давайте вернемся к упражнению в тетради. Сможем ли мы теперь написать окончания у глаголов?

Да.

Что для этого нужно сделать? Перечислите те действия, которые вам необходимо выполнить.

1. Поставь ударение
2. Если окончание ударное, пиши как слышишь.
3. Если окончание безударное, поставь глагол в неопределенную форму.
4. Посмотри, глагол оканчивается на – ить или не на – ить.
5. Определи спряжение.
6. Вспомни нужную букву и напиши окончание.

Что у нас получилось?

Алгоритм.

5. Закрепление

Проверим, как работает наш алгоритм.

Выполним упр.407 в тетради-задачнике

– Найдите среди слов такие, в которых можно сразу написать окончания. Впиши их, выдели и поставь ударение.

Клад__м, (ты) свар___, теч__т, (он) съед__т, (вы) готов__т__, (она) ла__т, (он) вспомн__т, (ты) спеш___, (ты) скуча___, (он) стро___ .

Действуя по алгоритму, определи окончания у оставшихся глаголов.

Итак, какую орфографическую задачу помог решить наш алгоритм?

6. Рефлексия

Молодцы! Какую же тайну родного языка вы открыли сегодня на уроке?

Познакомились с алгоритмом написания безударных личных окончаний глаголов

Оцените свою работу, используя слова:

– У меня получилось…

– У меня вызвало затруднение…