Цель: Учить различать звуки и буквы Ч-Ш на слух и при письме.
Задачи:
- Закреплять знания детей о согласных звуках и буквах Ч-Ш, правила написания ча-ща; жи-ши; большой буквы в именах, фамилиях, названиях городов.
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза; мышление, память, устную и письменную речь детей средствами мультипликации;
- Воспитывать интерес к урокам логопедии, желание говорить правильно, писать грамотно.
Оборудование для учителя: проектор; ноутбук; презентация к уроку; толковый словарь Ожегова; учебники русского языка для 2,3,4 классов коррекционной школы VIII вида; карточки, напечатанные на компьютере со словами: _айковский, мо_ _лка, мар_ _ровать, зада_а, малы_и, _иряев.
Оборудование для детей: тетради, ручки.
Ход урока
1. Орг. момент. Настрой детей на рабочий лад.
2. Речевая разминка:
Детям предлагается прочитать глазками пословицу на доске:
Молодец против овец,
А против молодца и сам овца.
Затем предлагается прочитать поговорку
- Хором
- Индивидуально
Работа над смыслом: как вы понимаете эту пословицу?
Давайте заменим слово МОЛОДЕЦ на слово СИЛЬНЫЙ,
Слово ОВЕЦ (ОВЦА) на слово СЛАБЫЙ. Что получилось?
Сильный против слабого,
А против сильного сам слабый.
Воспитательный момент: нельзя хвастаться своей силой перед детьми, которые младше тебя, слабее.
3. Сообщение темы урока:
Ребята, детям второго класса предложили задание (на слайде №1). Им нужно было выбрать нужную букву и вставить ее в текст. Давайте попробуем, прочитаем, выбрав правильную букву.
Дети читают текст на слайде.
А вы знаете, многие дети второго класса не справились с заданием. Значит, именно эти буквы они путают.
Я предлагаю вам помочь второклассникам. Сегодня на уроке мы сделаем для них памятку о звуках и буквах Ч-Ш, “Книжку-малышку”. Посмотрев ее, они научатся не путать звуки и буквы Ч-Ш.
Для этого нам самим придется вспомнить все, что мы знаем о звуках и буквах Ч-Ш, как они произносятся, как пишутся, какие правила есть с этими буквами. По ходу урока у нас будут создаваться странички нашей книжки-малышки.
- Слайд 2 “Звуки и буквы Ч-Ш”.
- Слайд 3
Итак, звук Ч. Давайте дадим ему характеристику.
Ответы детей: Ч-согласный, не парный, глухой.
Звук Ш:
Ответы детей: Ш - согласный, парный, глухой.
- Вспомните, похожи ли звуки по артикуляции? (похожи)
- А какая у них разница? (Ч- короткий, Ш – длинный)
- А буквы Ч и Ш похожи ли между собой? (нет, они не похожи)
- На что похожа буква Ч? (ответы детей: на цифру 4)
- На что похода буква Ш? (ответы детей: на ковш экскаватора, на вилку без черенка)
Мы с вами приготовили мультфильмы про буквы Ч-Ш, давайте их посмотрим.
Слайд 4
- А какие правила вы знаете с буквой Ш?
Ответы детей: правило ЖИ-ШИ.
Давайте вспомним и расскажем сказку об этом правиле.
Дети рассказывают по 5,6 слайдам сказку:
Однажды буквы Ш и Ж купались в реке. Вдруг подул сильный ветер, поднялись волны и буквы Ш и Ж начали тонуть.Они закричали: “Помогите! Помогите!”. На берегу лежали буквы Ы и И. Толстая, важная буква Ы только подняла голову, посмотрела и продолжала лежать. А буква И бросилась на помощь. Протянула одну руку букве Ш, а другую – букве Ж и вытащила их на берег. С тех пор буквы Ш и Ж дружат с буквой И.
Про правило ЧА-ЩА такой сказки не придумали. А давайте мы ее придумаем сами. Дети рассказывают подобную сказку, только про правило ЧА-ЩА по слайду 7, 8
Слайд 9. Физминутка. Учитель предлагает детям под музыку сделать упражнения по показу (после физминутки проектор можно отключить)
4. Работа в тетради.
Детям предлагается взять карточку и, вставив пропущенную буку Ч или Ш в слово, придумать и записать предложение с этим словом на доске (в тетради)
Слова на карточках: Чайковский, Ширяев, мочалка, маршировать, задача, малыши.
Примерные предложения:
Город Чайковский очень красивый. Ширяев Андрей учится в четвертом классе. У меня новая мочалка. На уроках физкультуры мы любим маршировать. На контрольной была трудная задача. Малыши любят играть.
(Возможно, что все предложения дети записать не успеют)
5. Итог урока.
Ребята, поднимите руку, кто слышал слово ПРОЕКТ? Учитель в толковом словаре находит по закладке это слово и читает детям, что это такое.
Вот сегодня мы с вами занимались составлением проекта на тему: как второклассникам запомнить буквы Ч и Ш и не путать их.
Проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
Я принесла вам учебники для второго, третьего и четвертого класса, здесь есть закладки. Давайте откроем эти закладки и прочитаем темы уроков
(Дети приходят к выводу, что темы “Написание правил ЧА-ЩА и ЖИ-ШИ” встречается в каждом классе). Учитель подводит итог, значит наш проект долгосрочный.
В результате нашего проекта появилась книжка-малышка для второклассников. Надеемся, что эта книжка им пригодится.
- Что вам понравилось на уроке?
- А что было трудно?
Молодцы, урок закончен.