Основная цель работы:
- создание условий для формирования умения анализировать собственное эмоциональное состояние как средство достижения личных жизненных целей;
- формирование знаний, умений и навыков педагогов по способам регуляции психоэмоционального состояния.
Задачи:
– Создание доброжелательной атмосферы взаимодействия участников.
– Осознание своих ценностных ориентаций и личных приоритетов.
– Повышение профессиональной компетенции.
– Снятие психоэмоционального напряжения.
– Развитие навыков саморегуляции.
Методы работы: арттерапия, игротерапия, музыкотерапия, беседа, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха.
Форма работы: групповая. Участники: педагоги начальной школы (10–15человек).
Техническое обеспечение: карандаши, ручки, краски, бумага и т.п. Оборудование: столы, стулья, магнитофон, учебная доска.
Время (на занятие): 1 час 20 минут.
Программа тренинга.
1. Приветствие.
Разминка “Поздороваемся…”
Тест “Тест геометрических фигур”
2. Введение в тему.
Упражнение “Герб профессии”.
Упражнение “Ваши ожидания”. Обсуждение: что вы ждете от этого тренинг, принципы
групповой работы.
3. Основная часть.
Тест “Погода в школе”.
Проективная методика “Дерево достижений”
Релаксация “Вверх по радуге”
4. Завершение работы.
Упражнение “что себе подарить”
Рефлексия “Неожиданным для меня сегодня было…”.
5. Подведение итогов.
Обсуждение, обмен впечатлениями.
Этап | Задачи | Методы | Комментарии | Вопросы для обсуждения |
1. Приветствие (15 мин.). | Создание доброжелательной атмосферы. Осознание своих ценностных ориентаций и личных приоритетов. |
Разминка. “Поздороваемся…” “Тест геометрических фигур”. |
Сплочение группы. Индивидуальная работа. |
Как вы себя чувствуете? |
2. Введение в тему (10 мин.). | Введение в тему занятия. | Упражнение “Герб профессии”. | Работа в подгруппах. Презентация своего герба в виде скульптуры. | Какой из этапов работы был самым
трудным? Самым легким? Чья идея оказалось наиболее оригинальной, творческой? Какие способы принятия решения вы использовали в создании идеи герба? Как вы оцениваете свое выступление и выступление вашей подгруппы? |
Упражнение “Ваши ожидания”. | Работа в группе. | Обсуждение: что вы ждете от этого тренинга, принципы групповой работы. | ||
3. Основная часть (30 мин.). | Осознание своих ценностных ориентаций и
личных приоритетов. Повышение профессиональной компетенции. Снятие психоэмоционального напряжения. |
Тест “Погода в школе”. Проективная методика “Дерево достижений”. Релаксация “Вверх по радуге” |
Индивидуальная работа. Методика способствует развитию рефлексивного самосознания: Дерево помогает осознать, что получается лучше всего, а над чем еще надо поработать. Способствует стабилизации эмоционального состояния. |
Какие успехи вы вспомнили? Трудно было вспомнить успехи? В какой из сфер труднее? В какой легче? Измените ли вы что-нибудь на рисунках? Как вы себя ощущаете? |
4. Завершение работы (15 мин.). |
Формирование навыка позитивного
отношения к себе. Развитие навыков саморегуляции и саморефлексии. |
Упражнение “Что себе подарить” Рефлексия “Неожиданным для меня сегодня было…”. |
Рефлексивная деятельность повышает
самооценку, расширяет представления о самом себе. Дать возможность обязательно каждому высказаться. |
Какие качества вы выбрали? Какие
качества хотели бы формировать в себе?
Что было неожиданным для меня сегодня? Что я нового узнала про себя как личность? |
5. Подведение итогов (10 мин.). | Развитие навыков рефлексии. | Обсуждение, обмен впечатлениями, чувствами. | Выражение своего мнения и впечатления по занятию в целом. | Что я сейчас чувствую? Какие эмоции и впечатления я получила от сегодняшнего занятия? Что еще хотела бы узнать в будущем? Мои итоги сегодня. |
Список литературы
- Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога.– Ростов н\Д: Феникс, 2004.
- Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других”, М., “Аст-Пресс книга”, 2003.
- А.С.Пpутченков. Тpенинг личностного pоста. М., 1993.
- Лапин В.А., Редя Г.П. Групповая психотерапия.