Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях внешнего строения, происхождения, размножения, классификации и разнообразии земноводных.
Тип урока: нетрадиционный урок – телепередача.
Задачи:
- Воспитательная – продолжить формирование чувства ответственности за свои действия; умения принимать решения сообща; способности выражать свои мысли ярко, четко, кратко; выслушивать. Прививать любовь к окружающей природе.
- Образовательная – показать многообразие амфибий в природе, рассмотреть роль амфибий в деятельности человека и биоценозах;
- Развивающая – развивать познавательные интересы учащихся, умение обобщать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование - иллюстрации и рисунки с изображением заботы о потомстве земноводных, выполненные учащимися, влажные зоопрепараты “Развитие лягушки”, смайлики, бейджики для учащихся, карточки для игры “Найди свой отряд”.
Методы – словесная (сюжетно-информационные беседы, рассказ, инструктивное объяснение), игра, компьютерные технологии.
Программное обеспечение: презентация к уроку “Класс Земноводные”, подготовленная в Microsoft Power Point; видеофрагменты детского журнала Ералаш “Царевна лягушка”, видеофрагмент “Развитие лягушки”, звукозапись "Голоса земноводных".
Ход урока
Здравствуйте!!! Снова мы, вместе с вами, встречаемся на телеканале.
Прежде чем озвучить тему сегодняшнего выпуска я бы хотела, чтобы вы мне показали ваше настроение с помощью смайликов.
Сегодня, на нашей телепередаче “Эти удивительные Хордовые”, будем говорить об интересных, необычных, ярких животных. Так, о ком идет речь? Для этого я предлагаю послушать аудиозапись (Слайд 1).
Учащиеся по аудиозаписи определяют звук животных и класс, к которому они относятся.
Сегодня в нашей программе: (слайд 2)
1. Рубрика “Терминология”.
2. Репортажи наших корреспондентов.
3. Прямое включение с кружка “Юный натуралист”.
4. Рубрика “А ну-ка, отгадай-ка”.
5. Игра “Найди свой отряд”.
6. Кто это к нам в гости пришел?
В нашей программе присутствуют корреспонденты, ученные и гости.
1. Рубрика “Терминология”
Начинаем мы с терминов озвученных ранее на телепередаче (Слайд 3).
- Хорда
- Позвоночник
- Желудочек
- Боковая линия
- Латимерия
- Рыбы
- Икринки
(учащиеся дают определения терминам)
2. Репортажи корреспондентов
А теперь послушаем информацию, которую подготовили наши корреспонденты.
Корреспондент 1. Рассказывает об общей характеристике Класса Земноводных (слайд 4,5,6).
Корреспондент 2. Рассказывает о развитии лягушки (слайд 7). Просмотр видеофрагмента “Развитие лягушки” (слайд 8).
Класс земноводные подразделяется на 3 отряда: Безногие, Бесхвостые, Хвостатые (слайд 9).
Корреспондент 2. Рассказывает про представителей Отряда Безногие (слайд 10).
Корреспондент 3. Рассказывает о встречаемости, разнообразии Отряда Хвостатые (слайд 11).
Корреспондент 4. Рассказывает Отряд Бесхвостые (слайд 12).
Корреспондент 5. Рассказывает интересные факты “Лягушкины рекорды” (слайд 13).
Корреспондент 6. Рассказывает про памятники, возложенные лягушкам (слайд 14, 15, 16).
Спасибо большое, уважаемые корреспонденты за такую интересную информацию! В нашу программу пришло письмо от учащихся младшей школы, посещающих кружок “Юный натуралист” (учитель зачитывает текст письма, в котором описывается просьба юных натуралистов дать им ответ на вопросы, слайд 17).
3. Прямая трансляция с кружка “Юный натуралист”
Для видео трансляции, необходимо заранее снимать на видео уч-ся младшей школы, а именно, какие вопросы их интересуют о земноводных, и смонтировать краткий видеофрагмент.
Во время видеотрансляции младшие школьники задают вопросы, а участники нашей телепередачи отвечают.
- Почему лягушка относится к земноводным?
- Почему лягушка мокрая?
- Сколько лет живут лягушки?
- Кто такие земноводные?
- Правда, что есть лягушки весом до 2–х кг.
- Как дышит лягушка под водой?
- Как длинный язык помещается во рту у лягушки?
4. Рубрика “А ну-ка, отгадай-ка”
В нашей рубрике “А ну-ка, отгадай-ка” вы должны разгадать кроссворд и ребусы (слайд 18, 19, 20).
Вопросы для кроссворда:
- Группа животных, приспособленных к жизни на суше и в воде.
- Отряд земноводных, характеризующихся наличием хвоста.
- Личинки земноводных.
- Орган дыхания головастика.
- Представитель земноводных отряда Хвостатых без задних конечностей.
- Бесхвостые земноводные, на верхней челюсти которых имеются мелкие зубы.
- Самая крупная жаба.
Ответы на ребусы: чесночница, тритон, рыбозмей, саламандра.
5. Игра “Найди свой отряд” (слайд 21)
Дорогие участники программы, у Вас на столах есть карточки, на которых написаны либо название вида, либо признак характеризующего отряд земноводных. Определите, к какому отряду относится ваша карточка, подойдите к доске и прикрепите ее к нужному отряду:
А какое значение имеют земноводные? (учащиеся отвечают, потом сверяем ответы с тем что написано на слайде 22).
Амфибии поддерживают в природе равновесие, которое сложилось за миллионы лет существования биосферы. Они - часть сложной системы с названием “Природа”, а все, что входит в нее, тесно связано друг с другом (слайд 23).
6. Кто к нам в гости пришел?
Художественное задание. Приложение № 1.
Кто у нас изображен на рисунке? А что не хватает нашей гостье? Давайте мы поможем гостье приобрести цвет. Для этого нужно ответить на несколько вопросов Приложение № 2.
(Учащиеся отвечают на вопросы и соединяют точки зеленым маркером).
Молодцы! Мы справились с заданием, которым принесла нам царевна лягушка, в благодарность наша “Царевна лягушка” принесла Вам видеоматериал, давайте мы его просмотрим.
(просмотр видеофрагмента киножурнала Ералаш “Царевна лягушка”).
На этом наша телепередача подошла к концу, покажите Ваше настроение с помощью смайликов.
На следующий выпуск нашей телепередачи подготовьте сказку или стихотворение про земноводных.