I. Пояснительная записка
Теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И, тем не менее, люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей…
Экологическая задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Только раннее формирование правильного, осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их.
Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.
Экологическое воспитание учащихся актуально. Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с учащимися. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания.
Эффективнее эта проблема будет решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой.
Программа по экологическому воспитанию учащихся “Экология в школе” включает в себя систему мероприятий по вопросам охраны окружающей среды школьного, районного, областного и Всероссийского уровней.
- Принципы организации экологического воспитания школьников:
- Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным ее направлением.
- Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.
- В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по ее улучшению.
- Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности в содержании и организации экологического образования.
- Виды природоохранной деятельности, предусмотренные программой:
- По защите природной среды (подкормка птиц, борьба с мусором, изготовление кормушек, скворечников для птиц);
- По предупреждению дурных поступков в природе и борьба с ними;
- По улучшению природной среды (посадка растений, уборка парков и скверов);
- По пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, выпуск стенгазет, изготовление плакатов, листовок, буклетов);
- По сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала);
- Озеленение городской территории, территории школы, классных комнат.
- Экологические проекты, вошедшие в программу:
- Проект “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций);
- Проект “Цветочный калейдоскоп” (разбивка, оформление цветочных клумб на территории школы);
- Проект “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка).
- Формы работы:
- Беседы;
- Конкурсные программы;
- Познавательные и интеллектуальные игры;
- Экологические акции:
- Экологические проекты;
- Конкурсы плакатов, листовок, рисунков, презентаций;
- Викторины;
- Экскурсии;
- Мастер-клссы;
- и т.п.
- Сроки реализации программы: Декабрь 2012 – декабрь 2014 года.
- Модули программы:
2013 год
- Зима: “Красная книга – сигнал опасности”
- Весна: “Природа как единое целое”
- Лето: “Планета Земля – наш общий дом”
- Осень: “Природа в наших ощущениях”
2014 год
- Зима: “Животные в природе нашего края”.
- Весна: “Птицы наших лесов”
- Лето: “Природа и человек”
- Осень: “Разнообразие растительного мира”.
II. Цели и задачи программы
Цель:
Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников.
Задачи программы:
Обучающие:
- Формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- Учить видеть и понимать красоту живой природы;
- Учить основам экологических знаний;
- Знакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека.
Воспитательные:
- Продолжить формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
- Воспитывать у учащихся ответственное отношение к окружающей среде;
- Продолжить формировать необходимость соблюдения человеком правил поведения в природе.
Развивающие:
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой, осознание ее облагораживающего воздействия.
- Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению;
- Развивать эмоционально доброжелательное отношение к природе, духовно-нравственные и эстетические чувства.
III. Этапы, содержание и календарно-тематический план программы
3.1. Этапы реализации программы:
I этап: Подготовительный и организационный этапы.
- Оценка экологической обстановки, сбор и обработка информации, анкетирование.
- Формулировка экологической проблемы.
- Определение целей и задач экологической проблемы,
- Планирование мероприятий по экологическому образованию учащихся.
- Составление сценариев мероприятий, разработка проектов по экологическому воспитанию учащихся.
- Составление сметы расходов на выполнение мероприятий по реализации программы.
- Организационные работы по экологического и трудового отрядов, экологического кружка.
- Подготовка территорий для реализации программы (территория школы, детский парк);
- Составление эскизов ландшафтного дизайна для благоустройства (территория школы, детский парк);
- Разработка системы оценки эффективности работы над программой.
- Проведение теоретического семинара по мероприятиям программы.
- Подведение итогов I этапа программы.
II этап: Практический этап.
- Содержание программы
2013 год
Зима: “Красная книга – сигнал опасности”
Знакомство с редкими и исчезающими растениями и животными Кировской области и Орловского района. Знакомство с нормами поведения в природе. Составление экологических знаков.
Проект “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций, подготовительный этап).
Весна: “Природа как единое целое”
Знакомство с единством природы: вода, земля, воздух, растительный и животный мир.
Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы) и “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): подготовительный и основной этапы.
Выращивание рассады. Посадка цветов, саженцев деревьев и кустарников. Уход за растениями. Оформление клумб.
Лето: “Планета Земля – наш общий дом”
Реализация проектов “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы) и “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): поддержание порядка травяного покрова и клумб (полив, прополка, рыхление).
Работа экологического и трудового лагерей.
Осень: “Природа в наших ощущениях”
Влияние природы на эмоции человека. Природа в творческих работах. Зарисовки осенней природы. Работа с природными материалами.
Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): основной этап.
2014 год
Зима: “Животные в природе нашего края”.
Знакомство с животным миром Орловского района, Кировской области. Практическая работа по охране животного мира.
Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): основной этап.
Весна: “Птицы наших лесов”
Знакомство с птицами Орловского района, Кировской области. Практическая работа по охране птиц.
Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): основной этап.
Лето: “Природа и человек”
Реализация проектов “Цветочный калейдоскоп” и “Остров детства” (городской детский парк): поддержание порядка травяного покрова и клумб (полив, прополка, рыхление).
Работа экологического и трудового лагерей.
Осень: “Разнообразие растительного мира”
Знакомство с растениями Орловского района, Кировской области. Практическая работа по охране растений.
Проекты “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций), “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы), “Остров детства” (озеленение и благоустройство городского детского парка): обобщающий и информационно-просветительский этапы).
III этап: Обобщающий этап.
- Анализ полученных результатов проведенных мероприятий и обобщение опыта.
- Организация работы с учащимися по подготовке презентаций проектов.
- Оформление результатов.
IV этап: Информационно-просветительский этап.
Распространение через районные СМИ и сайт школы информации о деятельности учащихся по реализации программы.
- Календарно-тематический план мероприятий
IV. Критерии эффективности программы
Показателем и условием эффективности формированием экологической культуры и экологического сознания школьников служат осознанность, глубина и прочность знаний о явлениях, процессах и законах природы, готовность к конкретным действиям, улучшающим состояние окружающей среды своей местности и реальный вклад в это дело.
Методы оценки эффективности |
Кто будет оценивать |
Критерии эффективности оценки |
Анкетирование | Администрация школы | Положительная динамика |
Проведение рефлексии | Ответственные за проведение мероприятий | Понравилось или нет мероприятие |
Качественные результаты | Администрация школы | Сформированность экологической культуры и экологического сознания школьников |
Количественные результаты | Администрация школы | Объем выполненных работ |
V. Ожидаемый результат
Литература
- Агесс П. “Ключи к экологии”, 1982г. Л.
- Алексеев В.А. “300 вопросов и ответов по экологии”, Ярославль, 1998г.
- Бобылева Л.Д. “Воспитание у младших школьников бережного отношения к природе”, Тамбов, 1988г.
- Бобылева Л.Д. “Игра в экологическом образовании старшеклассников”, Москва, 2000г.
- Будыко Н. “Глобальная экология”, Москва, 1977г.
- Грехова Л.И. “В союзе с природой” С., 2002г.
- Голубев И.Р. “Окружающая среда и её охрана”, Москва-просвещение, 1985г.
- Захлебный А.Н., Суравегина И.Г. “Экологическое образование школьников во внеклассной работе”, Москва, 1984г.
- Зверев И.Д. “Проблемы социальной экологии”, Москва, 1984г.
- Иванова Г. “В судьбе природы – наша сдьба”, Москва, 1990г.
- Израэль Ю.А. “Экология и контроль состояния природной среды” Л., 1979г.
- Кашлев С.С. “Педагогические условия развития экологической культуры учащихся”, Минск, 2001г.
- Морозов Г.И. “Глобальная экологическая проблема”, Москва, 1988г.
- Моррис Т.К. “Тайны живой природы”, Москва, 1996г.
- Молодцова Л.П. “Игровые экологические занятия с детьми”, Минск, 1996г.
- Новиков Ю.В. “Природа и человек”, Москва, 1991г.
- Сидоренко Г.И. “Санитарное состояние окружающей среды и здоровья населения”, Москва, 1987г.
- Серия детской энциклопедии “Я познаю мир”.