В настоящее время существуют проблемы
взаимоотношения человека с окружающей средой.
Раньше, когда количество населения было
сравнительно небольшим, и каждый человек
находился в постоянном непосредственным
контактом с природой, экологические законы
усваивались людьми в их обычной жизни. А сейчас
основная масса людей сосредоточилась в городах и
потеряла связь с природой. В итоге изменилось и
их поведение: стали брать от природы всё, что им
кажется необходимым, ничего не давая ей в замен.
Поэтому перед нами, взрослыми, стоит задача –
усилить внимание к природе, она должна быть для
человека родной, знакомой, полезной и в первую
очередь для подрастающего поколения.
Дошкольное детство – начальный знак
формирования личности ребёнка. В этот период
закладывается позитивное отношение к всему, что
его окружает, а накопленный в этот период опыт
эмоционального-позитивного отношения к
окружающему человек пронесёт через всю жизнь.
Программное содержание:
- расширять и закреплять знания детей о представлениях животного мира;
- сформировать представление о потребностях животных в условиях среды (пище, месте обитания, защите от врагов), самостоятельно применять знания;
- развивать интерес к природе, воспитывать добрые чувства.
Оборудование: конверт с письмо «от сороки», картины с изображением деревьев, дидактический игры «Накорми животное», «Узнай по описанию», «Чьи это детёныши?», картина с изображением жилищ зверей, картинки на тему «Защита животных», цветная бумага, трафареты фигурок диких животных, простые карандаши, подставки, кисточки, тарелочки, клей, салфетки, плитки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Сообщаю:
– У нас сегодня гости, они очень хотят узнать,
как же вас зовут? Давайте положим своё имя на
ладошку передадим его гостям. Но имя положим
ласковое – ласковое.
(Дети передают своё имя дуновением из
ладошки)
– Ой, что это такое? Я только что увидела, как
какая-то птиц пролетела мимо нашего окна. Какая
же это птица и откуда она прилетела? (Догадки
детей)
– Ребята, она большая, чёрная с белой грудкой,
длинным хвостом и звонко трещала. Так какая же
это птица? (Ответы детей)
– Что же это она хотела нам сообщить? (Догадки
детей)
– Ребята, она летела с левой стороны от окна,
давайте пойдём и посмотрим, быть может, мы найдём
отгадку.
(Обнаруживаем конверт между рамками окна)
– Что же в нём?
Читаю:
«Спешите скорее,
В лесу – беда!
Подмокла шуба меховая…»
– Вот это да! Так неразборчиво написано, кто
носит меховую шубу? (Ответы детей)
– У кого она могла подмокнуть и почему? (Ответы
детей)
– А как можно помочь медведю?
– А медведь опасен? Чем?
– Ну, если не боитесь, в путь! Но где же лес?
(Дети обращают внимание на деревья)
– Так кому мы здесь должны были помочь?
– Где же мишка? Куда он делся? Мокрый ушёл? (Дети
высказывают свои предположения)
– А почему он зимой спит, а не гуляет по лесу?
– А кто ещё из лесных жителей зимует, как медведь?
– А белки тоже спят?
– А почему нет? (После каждого вопроса дети
делают свои ответы)
– Ой, ребята, кто-то промелькнул между
деревьями. Кто же это мог быть? (Ответы детей)
– Вы знаете, он был похож на собаку, лохматый,
серый и, мне показалось, очень злой!
– А как его ещё называют?
– Почему «Санитаром леса»?
– Предлагаю ребята взять по одной карточке и
подумать, что можно, (нужно) сделать.
(Дети объединяются в пары: взрослые –
животные – детёныши).
– Вот и получились звериные семейки.
– Вы кто? А вы?
(Дети называют название взрослого
животного и детёныша)
– А чья вы семейка? А вы чьи?
– Вот мне кто-то сейчас подсказал, что вы все –
домашние животные.
– Нет? А почему нет? (Ответы детей)
– А как вас нужно называть правильно?
– А как можно еще назвать? Одним словом? (Ответы
детей)
– Вы дружите в своих семейках?
– Вот как дружной семейкой (парами) выберите
лакомство и разложите их на отдельные столы, так,
чтоб за одним столом оказалось «хищники», за
другим – «всеядные», а за третьим –
«растительноядные».
– Решите, кто же из вас один будет рассказывать о
том, чем вы любите лакомиться. Когда будете
готовы, покажите это.
После того, как семейки готовы отвечать,
устанавливаем последовательность, кто же будет
первый, второй, третий? (чья семейка)
Спрашиваю ту семейку, которая первая была готова
к ответу:
– Вы нас приглашаете к себе в гости? (И так
последовательно ходим в гост друг к другу)
– А ещё кроме зверей кто-нибудь живёт в лесу?
– Хотите, я загадаю вам про птиц загадки, задам
«хитрые» вопросы?
(Загадаю вопросы поочерёдно каждой семейке)
– Кто кукует у кукушки?
– Кого называют доктором леса?
– Что птицам страшнее: голод или холод?
– Какая птица не высиживает своих птенцов?
– Какая птица первая прилетает к нам весной?
– Почему под ранеткой, рябиной можно
увидеть на снегу ягоды?
(По ходу ответов дети дают разъяснение, дополнение, отвечая на вопросы: «Почему?», «Что происходит?»).
– Сегодня утром дети из соседней группы
передали мне вот такие картинки и просили помочь
разобраться в них.
– Поможете? Тогда договорились и выберете одного
посыльного от каждой семейки, я расскажу обо всём
им, а они донесут задание до вас.
(Предлагаю рассказать о защите того или иного животного, изображённого на сюжетной картинке, даю указание посыльному – донеси все, что я сказала своей семейке)
– Когда будете готовы, дайте мне знать!
Выбранный своей семейкой ребёнок помещает картинку на подставку и рассказывает о том, как защищает животных от врагов. При необходимости обращаться за помощью или дополнение к членам своей семейки или же к «соседям».
– А можно вам задать вопрос?
– А если белочке грозит беда?
– Хотите поиграть?
(Дидактическая игра «Животное к животному»)
– Ребята, знакомый художник побывал в лесу зимой, нарисовал картину, но я что-то не могу разобраться, что же здесь нарисовано?
(Дети рассматривают и находят жилища зверей: берлогу, нору, дупло, кустик, корягу)
По ходу задаю вопросы:
– А что такое берлога?
– А ёж тоже себе берлогу делает?
– Ребята, а почему же их домки (жилища) пустые? Вы
хотели бы их заселить?
Предлагаю подойти к столу и взять всё
необходимое для работы и пройти на любое место
выполнить задание.
После «расселения» зверей в «домики» обращаю
внимание детей на то, что не вижу волка;
предполагаем, что художник забыл нарисовать ему
жилище. Спрашиваю детей:
– А как называется жилище волка?
– А какое он, логово?
(Дети любуются картинкой)
Читаю стихотворный текст:
«Рады все зверята: белки, медвежата.
Им ребята помогли свои домики найти.
Животные живут везде:
В лесу, в пустыне,
В стайке, на дворе…
Одни хитры, другие –
Быстроноги,
Один к нам с помощью спешит,
Другие спят в берлоге…
Но все они для нас – друзья,
О них нам забывать нельзя!»