Цель урока: сформировать у учащихся понятия плазма крови и форменные элементы крови.
Задачи урока
Образовательные: сформировать знания о составе плазмы и ее функциях, раскрыть особенности строения форменных элементов крови в связи с их функциями.
Развивающие: развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Воспитательные: формирование правил личной и общественной гигиены.
Оборудование: таблицы “Эпителиальные, соединительные, мышечные ткани”, “Кровь”, учебник для 8-го класса под редакцией Сонина Н.И.
Ход урока
- Организационный момент. (2 минуты)
- Проверка домашнего задания. (5 минут)
- Изучение нового материала. (30 минут)
- Закрепление изученного материала. (5 минут)
- Подведение итогов урока. (2 минуты)
- Домашнее задание. (1 минута)
Ход урока
Организационный момент (2 минуты)
- Приветствие.
- Подготовка класса к работе.
- Наличие учащихся.
Проверка знаний учащихся (5 минут).
Вопросы для проверки знаний учащихся на базовом уровне (ответьте на вопросы).
1 вариант
- Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Какова ее роль в жизни клеток?
- Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?
2 вариант
- Каковы функции крови, лимфы и межклеточного вещества?
- Какая жидкость выделяется при неглубоких ссадинах кожи, заполняет водяную мозоль?
3 вариант
- Что может произойти, если надолго туго перевязать палец?
- Почему результаты анализа крови широко используют в медицинской практике?
Вопросы для проверки знаний учащихся на повышенном уровне
- Заполните таблицу:
Функции крови
Название функций |
Сущность функций |
2. Заполните таблицу:
Компоненты внутренней среды и их местонахождение в организме
Компонент внутренней среды |
Местонахождение в организме |
3. Ответьте на вопросы:
В чем проявляется постоянство внутренней среды организма? Объясните, почему постоянство внутренней среды называют относительным?
Вопросы для проверки знаний учащихся на высоком уровне
- Почему кровь относят к внутренней среде организма?
- Почему межклеточное вещество служит для клеток жизненно важной средой?
- Почему должно поддерживаться относительное постоянство внутренней среды?
- Как внутренняя среда организма связана с внешней?
Мотивация учебной деятельности: сообщение темы, цели, задач урока.
Изучение нового материала (30 минут)
Вступительное слово учителя
Гиппократ считал, что кровь – один из соков человеческого тела. Ничего более существенного о “реке жизни” медики не могли сообщить жаждущему знаний человечеству еще в течение долгих веков. Впрочем, это и понятно: как без микроскопа рассмотреть клетки крови и без познаний в химии определить ее состав? Действительно, кровь – самая удивительная ткань нашего организма. Подвижность крови – важнейшее условие жизни организма.
Кровь – жидкость красного цвета – представляет собой особый вид соединительной ткани. У взрослого человека количество крови составляет 5-6 л, это около 7% массы тела.
Учащимся предлагается самостоятельно изучить материал учебника на стр. 118-119 и выполнить задания.
Задания базового уровня:
1. Составить схему:

2. Ответьте на вопросы и составьте схему:
- Что представляет собой плазма крови?
- Каков состав плазмы крови? Какие функции она выполняет?

Задания повышенного уровня: составить таблицу:
Форменные элементы крови |
Содержание в крови |
Особенности строения |
Местообразование |
Функции |
Задания высокого уровня: используя материал статьи “Свертывание крови” на стр. 119 учебника, ответьте на вопросы:
- Каково значение свертывания крови?
- Какое вещество попадает в плазму крови при разрушении тромбоцитов?
- Какое влияние оказывает фермент, содержащийся в тромбоцитах, на один из растворимых в плазме белков?
- Составьте схему образования тромба.
После завершения работы проверяется правильность выполнения задания

Плазма крови – жидкая часть крови, состоящая на 90-92% из воды и на 8-10% из растворенных в ней веществ. В состав плазмы входят минеральные вещества, белки, глюкоза.

Функции плазмы крови:
- Принимает участие в транспорте веществ
- Принимает участие в свертывание крови
Форменные элементы крови
Форменные элементы крови |
Содержание в 1мм3 крови |
Особенности строения |
Местообразование |
Функции |
| Эритроциты (красные клетки крови) |
4,5 – 5,5 млн. | Мелкие Безъядерные Форма двояковогнутой линзы Эластичные Содержат гемоглобин, придающий им красный цвет |
Красный костный мозг Живут 100-120 суток |
Выполняют дыхательную функцию |
| Лейкоциты (белые клетки крови) |
6000 – 8000 | Бесцветные Форма различна Содержат ядро Могут активно передвигаться |
Красный костный мозг Селезенка В лимфатических узлах |
Защищают организм от болезнетворных микроорганизмов |
| Тромбоциты (кровяные пластинки) | до 400 000 | Небольшие Безъядерные |
Красный костный мозг Живут 5-7 дней |
Участвуют в свертывании крови |
Свертывание крови – это защитная реакция крови, в ходе которой образуется кровяной сгусток, закрывающий поврежденной место сосуда и прекращающий кровотечение.
Схема образования тромба
Повреждение кровеносного сосуда
![]()
Разрушение тромбоцитов
![]()
Выделение в плазму особого фермента
под его
влиянием
Фибриноген (растворимый белок плазмы) превращается
Фибрин (нерастворимый белок)
![]()
Тромб (образован из нитей фибрина)
Закрепление изученного материала (5 минут)
Вопросы для закрепления знаний учащихся на базовом уровне
Выберите один правильный ответ.
1. В составе крови, жидкой соединительной ткани,
разные клетки:
а) эритроциты и лейкоциты; в) лейкоциты,
эритроциты, тромбоциты;
б) лейкоциты и тромбоциты; г) все верно.
2. Дыхательный пигмент гемоглобин находится:
а) в тромбоцитах; в) в эритроцитах;
б) в лейкоцитах; г) в эритроцитах и лейкоцитах.
3. В плазме крови преобладает вода, на которую
приходиться (в %)
а) 40; в) 90;
б) 60; г) 98.
4. Основная функция тромбоцитов – это:
а) перенос питательных веществ; в) участие в
свертывание крови;
б) удаление из крови углекислого газа; г)
фагоцитарная.
5. В 1 мм3 крови содержится:
а) 4,5 – 5,5 млн. эритроцитов; в) 400 тыс. эритроцитов;
б) 6 – 8 тыс. эритроцитов; г) до 1 млн. эритроцитов.
Вопросы для закрепления знаний учащихся на повышенном уровне
- Какие клетки содержаться в плазме крови? Какие функции они выполняют?
- Какое значение имеет отсутствие ядра в эритроцитах?
- О чем может свидетельствовать повышение количества лейкоцитов в крови?
Вопросы для закрепления знаний учащихся на высоком уровне
- Как происходит образование тромба?
- Почему раны на морозе долго кровоточат?
- Какие особенности эритроцитов обеспечивают наиболее полное и быстрое насыщение гемоглобина кислородом?
Подведение итогов урока (2 минуты)
Домашнее задание (1 минута)
Изучите текст учебника на стр.118-119 (учебник под редакцией Сонина Н. И., Сапина М. Р.).
Список используемой литературы
- Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина, М. Р. Сапина “Человек” / авт.-сост. Т. В. Козачек. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. С. Батуев, И. Д. Кузьмина, А. Д. Ноздрачев и др.; Под ред. А. С. Батуева. – М.: Дрофа, 1997.
- Резникова В. З., Сивоглазов В. И. Биология: Раздел “Человек и его здоровье”: Методическое пособие для учителя. – М.: Издательский дом “Генжер”, 1998.
- Сонин Н. И., Сапин М. Р. Биология. 8 кл. Человек: Учебник. – М.: Дрофа, 2001.
- Тарасов В. В. Иммунитет. История открытий. М..: Дрофа, 2004.
- Биология: Словарь-справочник к учебн. “Биология. Человек. 9 класс” под ред. А.С. Батуева / А.С. Батуев, А.А. Александров, И.И. Александрова, Л.Н. Станкевич. – 2-е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2002.
- Энциклопедия для детей. Человек. Т.18. М.: Аванта+, 2001.