ЦЕЛЬ:
- Формирование у учащихся умения строить речь в определенной композиционной форме; навыка орфографической зоркости, устойчивого внимания.
- Обобщение знаний учащихся о глаголе как части речи.
- Систематизация и закрепление собранных сведений об изменениях с приходом весны, о характерных признаках этого времени года.
- Развитие творческих способностей учащихся, творческого воображения.
- Воспитание любви к природе, эмоционально-эстетической отзывчивости на произведения.
- Знакомство с творчеством А.П. Чехова.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, репродукции картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; выставка книг русских и советских поэтов и писателей о весне; портреты А.П. Чехова, П.И. Чайковского; видеотехника; музыкальные записи произведений П.И. Чайковского «Жаворонок», CD диск Кирилла и Мефодия «Шедевры музыки».
ХОД УРОКА
I. Орг.момент. Вступление.
Весна! Мы не деревья и не птицы,
Не счесть людских забот и дел,
Но как похорошели лица,
Как взгляд у всех похорошел!
Вероника Тушнова
– Мы с вами сегодня проводим серию уроков, объединенных одной темой: «Весна, весна! И все её радо!» (Слайд 1.)
– С каким настроением вы пришли сегодня в школу? Почему? (высказывания детей)
– С каждым днем все живое больше и больше радуется приходу весны и солнышку. От весеннего тепла всем становится очень хорошо.
Весна – удивительное время года и самое быстрое время года. Новый день – новые события. И мартовские совсем не похожи на апрельские, а апрельские – не будут похожи на майские. Это время года воспето в народных песнях, в музыке композиторов, на полотнах художников изображены картины родной природы, весенние пейзажи. Весне посвящено много стихотворений и рассказов. Сегодня и нам с вами предстоит выразить свое отношение, свои чувства к этому удивительному времени года.
– Так почему же светло и радостно кругом? Назовите приметы весны, которые вы заметили?
(Слайд 2.)
II. ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ.
- солнце;
- проталины;
- ледоход;
- вестники: ручьи, первоцветы в лесу, птицы;
- жизнь деревьев.
(Слайд 3.)
– В народе каждый месяц называли по-своему:
СНЕГОГОН ПРОТАЛЬНИК ТРАВЕНЬ
– Подумайте и объясните, как правильно нужно расположить таблички?
(Слайд 4.)
- ПРОТАЛЬНИК (Весна прилетела на крыльях, делает проталины, солнце начинает одолевать зиму)
- СНЕГОГОН (С гор вода, освобождение из-подо льда воды, тайное движение сока в деревьях, первоцветы)
- ТРАВЕНЬ (Весна начинает одевать лес, все поет, играет)
III. РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН И ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.
(Слайд 5.)
И. Ендогуров «Начало весны»
- С. Маршак «Снег теперь уже не тот…»
- А. Плещеев «Весна»
- Я. Колас «Песня о весне»
(Слайд 6.)
А.К. Саврасов «Грачи прилетели».1871г. Вид русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, с нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С веселыми криками они летают над деревьями, хлопочут о своем жилье. Снег едва начал таять, образуя лужи. Картина хранится в Москве в Третьяковской галерее.
- Ф. Тютчев «Весна»
- А. Плещеев «Уж тает снег…»
- А. Фет «Весна»
- Ф. Тютчев «Еще земли печален вид…»
(Слайд 7.)
И.И. Левитан «Весна. Большая вода». 1897 г. Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березы, которые воспевались в русских песнях.
- А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
- Ю. Мориц
- А. Барто «Апрель»
- А. Прокофьев «Вот-вот и хлопнет…»
- Ф. Тютчев «Весенние воды»
(Слайд 8.)
IV. ПЕРВОЦВЕТЫ – ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ.
Рассказы и мифы о первых весенних цветах.
- Примула.
- Мать-и-мачеха.
- Гиацинт.
- Ландыш.
V. Прослушивание музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Жаворонок» (Март) из альбома «Времена года» (CD диск Кирилла и Мефодия «Шедевры музыки».).
– Позовем на помощь воображение, закроем глаза и представим себе, что мы находимся в лесу или на лугу. (Звучит музыка)
Учитель выразительно читает отрывок из рассказа Г.Скребицкого «Жаворонок».
– Звучала мелодия известного русского композитора П.И.Чайковского, в музыке которого природа нашла удивительно сердечное выражение.
(Выставляется портрет композитора.)
– Что еще интересного вы можете рассказать о жаворонке?
21 марта – день весеннего равноденствия – день с ночью меряется: полсуток – день, полсуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот. Утром по-старинному обычаю пекут жаворонки – булочки с носиком, с изюминками на месте глаз.
С этого дня начинается месяц птиц. Ребята посвящают его своим пернатым друзьям: развешивают скворечники, устраивают столовые для птиц, делают доклады о том, как пернатые армии защищают леса, поля, сады, луга, как надо беречь и привечать веселых крылатых певунов.
VI. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ.
– Сейчас я предлагаю вам прочитать отрывок из стихотворения В.Жуковского:
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури … звонкий.
– О ком это говорится?
А. Запись под диктовку.
Б. Орфографическая работа (выделение и объяснение изученных орфограмм).
В. Лексическая работа.
– Какое время дня описывается в стихотворении? (Утро)
– Как вы думаете, что значит «зардел», «в лазури»?
ЗАРДЕЛ – стал ярко-красным.
ЛАЗУРЬ – голубое небо, синева.
– Найдите и подчеркните глаголы в данном тексте. (Проверка)
– Как вы думаете, для чего нам в речи нужны глаголы?
Беседа-опрос о глаголе как части речи.
Предполагаемые вопросы:
– Что это такое – глагол?
– Что обозначает?
– На какие вопросы отвечает?
– Что имеет? Почему так называется эта форма?
– Как изменяются глаголы?
– Какие правила правописания знаете?
– Что такое НЕ? Что за часть речи? Когда употребляется?
– Какую синтаксическую роль выполняет глагол?
Разбор глагола как часть речи.
Зардел – что сделал? глагол, н.ф. зардеть, сов.вида, пр.в., м.р., ед.ч.
Белеет – что делает? Глагол, н.ф. белеть, несов.вида, н.в., ед.ч.
Запел – что сделал? глагол, н.ф. запеть, сов.вида, пр.вр., м.р., ед.ч.
VII. РАЗМИНКА «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВЕСНЕ»
Запись пословицы: «Весною сверху печет, а снизу морозит».
– Объясните смысл пословицы.
– Подчеркните глаголы, определите время.
– Поставьте глаголы в неопределенную форму. (МОРОЗИТЬ ПЕЧЬ)
– Что интересного заметили? (Глагол ПЕЧЬ, это слово может быть и существительным женского рода, пишется с Ь, произносятся и пишутся одинаково.)
(Слайд 9.)
VIII. РАБОТА С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ А.П. ЧЕХОВА «ВЕСНОЙ».
1) Вводная беседа.
– Сегодня мы с вами говорим о приходе весны, о том, как радуются весне природа и человек. Мы убедились с вами, как художники с помощью кисти и красок изобразили наступление весны, как поэты и композиторы выразили свое отношение к этому времени года. И сейчас мы с вами посмотрим, как писатели с помощью слова могут передать радость, чувства людей с приходом весны. А поможет нам в этом одно произведение.
– Прочитайте название и автора произведения.
– Знакомое имя? (Вывешивается портрет писателя.)
2) Рассказ о писателе.
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге 29 января 1860 года. Он был не только литератором, но и врачом. Многие его произведения, написанные для взрослых, вошли в круг детского чтения. Это рассказы «Мальчики», «Ванька», «Белолобый», «Детвора», «Каштанка».
3) Работа с текстом до чтения.
– Выскажите ваши предположения:
- о какой весне пойдет речь;
- о настроении и чувствах автора.
4) Работа с текстом во время чтения.
А. Чтение текста про себя с заданием: подчеркните глаголы, характеризующие приход весны.
Б. Вопросы после чтения:
– О какой весне идет речь?
– Назовите приметы, описываемые автором.
– С чем сравнивает автор состояние природы в начале весны?
В) Чтение текста вслух с комментированием.
– Как понимаете выражение «в душу уже просится весна»?
(Весна наступила только по календарю, снег еще лежит, холодно, но сердце человека уже чувствует это прекрасное время года, и весна сама просится в душу.)
– Знакомо ли вам такое состояние?
– Как вы думаете, почему все же так весело, ласково и приветливо кругом?
– Подтвердите ваши предположения.
– Какое необычное выражение использует автор при описании солнца?
(Солнце играет и улыбается, купается в лужах.)
– Для чего автор использует такие выражения?
(Чтобы оживить природу, природа становится похожа на живое существо; солнышко вместе с воробьишками радуется весне.)
– Такие образные выражения называются олицетворением.
– Какие глаголы использовал Чехов при описании речки?
(Надувается, темнеет, проснулась, заревет.)
– Как вы думаете, это как «речка проснулась, скоро заревет»?
(Проснулась – лед стал трескаться, лопаться, как речка начнет разливаться – значит заревела.)
– Глагол «заревет» используется в переносном значении.
– Дайте объяснение выражению «деревья живут, дышат».
– Чем лучше всего заниматься, по словам Чехова, в это время года?
(Гнать метлой или лопатой воду, пускать кораблики, привязывать скворечни.)
– Почему писатель называет это время счастливым?
(Жизнь оживает после зимы, все радостно, приветливо кругом)
Г) Вопросы после чтения:
– Какие чувства вызвало это произведение у вас?
(Чувства радости, спокойствия)
– Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?
Весна – счастливое время года.
А.П. Чехов смог ярко и образно передать описание прихода весны. Его произведение помогает нам почувствовать и насладиться этим временем года – временем пробуждения природы.
IX. РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ.
Работа проводится в парах. Прочитать текст, расставить знаки препинания.
ПОДСНЕЖНИКИ.
Пришла ранняя весна ночью еще наступают холода прозрачные лужицы покрываются звонким ледком а под пушистым снежным ковром трогаются в рост подснежники они пустили цепкие корни в мерзлую землю и тянутся к теплому солнцу почему спешат цветы подснежники очень любят свет а в голос лесу света очень много зацветай же скорей, весенний цветок мы очень ждем тебя
Проверка.
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
– Списать текст с расставленными знаками препинания, подчеркнуть глаголы. Разобрать 2 глагола как часть речи.
XI. ЧТЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ СОЧИНЕНИЙ О ВЕСНЕ.
– Мы с вами сегодня увидели, как настроение и чувства, навеянные весной писатели и поэты, художники и композиторы выражали и выражают по-разному: поэты – в стихотворениях, художники – в картинах, композиторы – в музыке, писатели – в рассказах. Как вы постарались выразить свои чувства и настроение мы сейчас узнаем.
Чтение учащимися своих сочинений.
XII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
– Что нового, интересного вы сегодня узнали?
– Что вам понравилось больше всего?
– Какая работа, какое задание вызвало наибольшую трудность?