Урок русского языка по теме "Весна, весна! И все ей рады!". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


ЦЕЛЬ:

  1. Формирование у учащихся умения строить речь в определенной композиционной форме; навыка орфографической зоркости, устойчивого внимания.
  2. Обобщение знаний учащихся о глаголе как части речи.
  3. Систематизация и закрепление собранных сведений об изменениях с приходом весны, о характерных признаках этого времени года.
  4. Развитие творческих способностей учащихся, творческого воображения.
  5. Воспитание любви к природе, эмоционально-эстетической отзывчивости на произведения.
  6. Знакомство с творчеством А.П. Чехова.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, репродукции картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели», И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; выставка книг русских и советских поэтов и писателей о весне; портреты А.П. Чехова, П.И. Чайковского; видеотехника; музыкальные записи произведений П.И. Чайковского «Жаворонок», CD диск Кирилла и Мефодия «Шедевры музыки».

ХОД УРОКА

I. Орг.момент. Вступление.

Весна! Мы не деревья и не птицы,
Не счесть людских забот и дел,
Но как похорошели лица,
Как взгляд у всех похорошел!
Вероника Тушнова

– Мы с вами сегодня проводим серию уроков, объединенных одной темой: «Весна, весна! И все её радо!» (Слайд 1.)

– С каким настроением вы пришли сегодня в школу? Почему? (высказывания детей)

– С каждым днем все живое больше и больше радуется приходу весны и солнышку. От весеннего тепла всем становится очень хорошо.

Весна – удивительное время года и самое быстрое время года. Новый день – новые события. И мартовские совсем не похожи на апрельские, а апрельские – не будут похожи на майские. Это время года воспето в народных песнях, в музыке композиторов, на полотнах художников изображены картины родной природы, весенние пейзажи. Весне посвящено много стихотворений и рассказов. Сегодня и нам с вами предстоит выразить свое отношение, свои чувства к этому удивительному времени года.

– Так почему же светло и радостно кругом? Назовите приметы весны, которые вы заметили?

(Слайд 2.)

II. ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ.

  • солнце;
  • проталины;
  • ледоход;
  • вестники: ручьи, первоцветы в лесу, птицы;
  • жизнь деревьев.

(Слайд 3.)

– В народе каждый месяц называли по-своему:

СНЕГОГОН ПРОТАЛЬНИК ТРАВЕНЬ

– Подумайте и объясните, как правильно нужно расположить таблички?

(Слайд 4.)

  • ПРОТАЛЬНИК (Весна прилетела на крыльях, делает проталины, солнце начинает одолевать зиму)
  • СНЕГОГОН (С гор вода, освобождение из-подо льда воды, тайное движение сока в деревьях, первоцветы)
  • ТРАВЕНЬ (Весна начинает одевать лес, все поет, играет)

III. РАССМАТРИВАНИЕ РЕПРОДУКЦИЙ КАРТИН И ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.

(Слайд 5.)

И. Ендогуров «Начало весны»

  • С. Маршак «Снег теперь уже не тот…»
  • А. Плещеев «Весна»
  • Я. Колас «Песня о весне»

(Слайд 6.)

А.К. Саврасов «Грачи прилетели».1871г. Вид русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, с нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С веселыми криками они летают над деревьями, хлопочут о своем жилье. Снег едва начал таять, образуя лужи. Картина хранится в Москве в Третьяковской галерее.

  • Ф. Тютчев «Весна»
  • А. Плещеев «Уж тает снег…»
  • А. Фет «Весна»
  • Ф. Тютчев «Еще земли печален вид…»

(Слайд 7.)

И.И. Левитан «Весна. Большая вода». 1897 г. Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березы, которые воспевались в русских песнях.

  • А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
  • Ю. Мориц
  • А. Барто «Апрель»
  • А. Прокофьев «Вот-вот и хлопнет…»
  • Ф. Тютчев «Весенние воды»

(Слайд 8.)

IV. ПЕРВОЦВЕТЫ – ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ.

Рассказы и мифы о первых весенних цветах.

  • Примула.
  • Мать-и-мачеха.
  • Гиацинт.
  • Ландыш.

V. Прослушивание музыкальной пьесы П.И. Чайковского «Жаворонок» (Март) из альбома «Времена года» (CD диск Кирилла и Мефодия «Шедевры музыки».).

– Позовем на помощь воображение, закроем глаза и представим себе, что мы находимся в лесу или на лугу. (Звучит музыка)

Учитель выразительно читает отрывок из рассказа Г.Скребицкого «Жаворонок».

– Звучала мелодия известного русского композитора П.И.Чайковского, в музыке которого природа нашла удивительно сердечное выражение.

(Выставляется портрет композитора.)

– Что еще интересного вы можете рассказать о жаворонке?

21 марта – день весеннего равноденствия – день с ночью меряется: полсуток – день, полсуток – ночь. В этот день в лесу празднуют Новый год – к весне поворот. Утром по-старинному обычаю пекут жаворонки – булочки с носиком, с изюминками на месте глаз.

С этого дня начинается месяц птиц. Ребята посвящают его своим пернатым друзьям: развешивают скворечники, устраивают столовые для птиц, делают доклады о том, как пернатые армии защищают леса, поля, сады, луга, как надо беречь и привечать веселых крылатых певунов.

VI. ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О ГЛАГОЛЕ КАК ЧАСТИ РЕЧИ.

– Сейчас я предлагаю вам прочитать отрывок из стихотворения В.Жуковского:

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури … звонкий.

– О ком это говорится?

А. Запись под диктовку.
Б. Орфографическая работа (выделение и объяснение изученных орфограмм).
В. Лексическая работа.

– Какое время дня описывается в стихотворении? (Утро)

– Как вы думаете, что значит «зардел», «в лазури»?

ЗАРДЕЛ – стал ярко-красным.

ЛАЗУРЬ – голубое небо, синева.

– Найдите и подчеркните глаголы в данном тексте. (Проверка)

– Как вы думаете, для чего нам в речи нужны глаголы?

Беседа-опрос о глаголе как части речи.

Предполагаемые вопросы:

– Что это такое – глагол?

– Что обозначает?

– На какие вопросы отвечает?

– Что имеет? Почему так называется эта форма?

– Как изменяются глаголы?

– Какие правила правописания знаете?

– Что такое НЕ? Что за часть речи? Когда употребляется?

– Какую синтаксическую роль выполняет глагол?

Разбор глагола как часть речи.

Зардел – что сделал? глагол, н.ф. зардеть, сов.вида, пр.в., м.р., ед.ч.

Белеет – что делает? Глагол, н.ф. белеть, несов.вида, н.в., ед.ч.

Запел – что сделал? глагол, н.ф. запеть, сов.вида, пр.вр., м.р., ед.ч.

VII. РАЗМИНКА «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ВЕСНЕ»

Запись пословицы: «Весною сверху печет, а снизу морозит».

– Объясните смысл пословицы.

– Подчеркните глаголы, определите время.

– Поставьте глаголы в неопределенную форму. (МОРОЗИТЬ ПЕЧЬ)

– Что интересного заметили? (Глагол ПЕЧЬ, это слово может быть и существительным женского рода, пишется с Ь, произносятся и пишутся одинаково.)

(Слайд 9.)

VIII. РАБОТА С ПРОИЗВЕДЕНИЕМ А.П. ЧЕХОВА «ВЕСНОЙ».

1) Вводная беседа.

– Сегодня мы с вами говорим о приходе весны, о том, как радуются весне природа и человек. Мы убедились с вами, как художники с помощью кисти и красок изобразили наступление весны, как поэты и композиторы выразили свое отношение к этому времени года. И сейчас мы с вами посмотрим, как писатели с помощью слова могут передать радость, чувства людей с приходом весны. А поможет нам в этом одно произведение.

– Прочитайте название и автора произведения.

– Знакомое имя? (Вывешивается портрет писателя.)

2) Рассказ о писателе.

Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге 29 января 1860 года. Он был не только литератором, но и врачом. Многие его произведения, написанные для взрослых, вошли в круг детского чтения. Это рассказы «Мальчики», «Ванька», «Белолобый», «Детвора», «Каштанка».

3) Работа с текстом до чтения.

– Выскажите ваши предположения:

  • о какой весне пойдет речь;
  • о настроении и чувствах автора.

4) Работа с текстом во время чтения.

А. Чтение текста про себя с заданием: подчеркните глаголы, характеризующие приход весны.

Б. Вопросы после чтения:

– О какой весне идет речь?

– Назовите приметы, описываемые автором.

– С чем сравнивает автор состояние природы в начале весны?

В) Чтение текста вслух с комментированием.

– Как понимаете выражение «в душу уже просится весна»?

(Весна наступила только по календарю, снег еще лежит, холодно, но сердце человека уже чувствует это прекрасное время года, и весна сама просится в душу.)

– Знакомо ли вам такое состояние?

– Как вы думаете, почему все же так весело, ласково и приветливо кругом?

– Подтвердите ваши предположения.

– Какое необычное выражение использует автор при описании солнца?

(Солнце играет и улыбается, купается в лужах.)

– Для чего автор использует такие выражения?

(Чтобы оживить природу, природа становится похожа на живое существо; солнышко вместе с воробьишками радуется весне.)

– Такие образные выражения называются олицетворением.

– Какие глаголы использовал Чехов при описании речки?

(Надувается, темнеет, проснулась, заревет.)

– Как вы думаете, это как «речка проснулась, скоро заревет»?

(Проснулась – лед стал трескаться, лопаться, как речка начнет разливаться – значит заревела.)

– Глагол «заревет» используется в переносном значении.

– Дайте объяснение выражению «деревья живут, дышат».

– Чем лучше всего заниматься, по словам Чехова, в это время года?

(Гнать метлой или лопатой воду, пускать кораблики, привязывать скворечни.)

– Почему писатель называет это время счастливым?

(Жизнь оживает после зимы, все радостно, приветливо кругом)

Г) Вопросы после чтения:

– Какие чувства вызвало это произведение у вас?

(Чувства радости, спокойствия)

– Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?

Весна – счастливое время года.

А.П. Чехов смог ярко и образно передать описание прихода весны. Его произведение помогает нам почувствовать и насладиться этим временем года – временем пробуждения природы.

IX. РАБОТА С ДЕФОРМИРОВАННЫМ ТЕКСТОМ.

Работа проводится в парах. Прочитать текст, расставить знаки препинания.

ПОДСНЕЖНИКИ.

Пришла ранняя весна ночью еще наступают холода прозрачные лужицы покрываются звонким ледком а под пушистым снежным ковром трогаются в рост подснежники они пустили цепкие корни в мерзлую землю и тянутся к теплому солнцу почему спешат цветы подснежники очень любят свет а в голос лесу света очень много зацветай же скорей, весенний цветок мы очень ждем тебя

Проверка.

X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

– Списать текст с расставленными знаками препинания, подчеркнуть глаголы. Разобрать 2 глагола как часть речи.

XI. ЧТЕНИЕ УЧАЩИМИСЯ СОЧИНЕНИЙ О ВЕСНЕ.

– Мы с вами сегодня увидели, как настроение и чувства, навеянные весной писатели и поэты, художники и композиторы выражали и выражают по-разному: поэты – в стихотворениях, художники – в картинах, композиторы – в музыке, писатели – в рассказах. Как вы постарались выразить свои чувства и настроение мы сейчас узнаем.

Чтение учащимися своих сочинений.

XII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.

– Что нового, интересного вы сегодня узнали?

– Что вам понравилось больше всего?

– Какая работа, какое задание вызвало наибольшую трудность?

XIII. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.