Урок окружающего мира по теме "Аквариум – маленькая искусственная экосистема". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели.

Обучающие

  • показать взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме;
  • рассмотреть возможные ошибки начинающего аквариумиста;
  • научить поддерживать экосистему аквариума;
  • учить ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку

Развивающие

  • развивать умение ребят работать в группах, чувство товарищества.
  • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, умение наблюдать, видеть проблему

Воспитывающие

  • воспитывать экологическую культуру младших школьников, чувство бережного отношения к окружающей природе, заботу о животных

Оборудование (учитель): конверты с заданиями; аквариум, живая рыбка, иллюстрации аквариумных рыб (панорама) и растений, компрессор, творческое, дифференцированное домашнее задание (на “рыбках) , выставка книг по данной теме, презентация (Приложение 1. Экосистема Аквариум.ppt);

Оборудование (учащиеся): толковый словарь, карточки, план, книга “Аквариум”, исследование грунта (карточка, план работы, образцы грунта).

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой

У: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече! Садитесь.

Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами!

II. Проверка домашнего задания

Слайд 2. Презентация

У: В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова замечательного писателя Виталия Бианки.

“Весь огромный мир полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире!".

У: Чтобы определить, на какие тайны мы будем искать ответы, выполним задание.

- Первое задание (на слайде 3 даны иллюстрации).

У: Выясните, по какому признаку можно объединить эти иллюстрации? (Экосистемы, природа)

Д: Экосистемы, природа.

У: Как можно назвать одним словом?

Д: Природные экосистемы.

У: Что такое экосистема?

Д: Единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.

У: Какие “профессии” живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?

Д: Нужны “производители” (“кормильцы”), “потребители” (“едоки”), “разрушители” (“мусорщики”).

У: С какой экосистемой вы познакомились на прошлом уроке?

Д: Экосистема леса.

У: Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Мы сейчас будем работать по-разному. (3 учащимся раздать карточки с дифференцированным заданием)

Приложение 2

У: А вам, ребята, я предлагаю написать тест по теме “ЛЕС”. Работа рассчитана на 5 минут.

Инструкция к этому тесту следующая: я буду зачитывать высказывания, если вы согласны, то рядом с номером высказывания поставьте знак “+”, если нет, то “ - ”. В тесте будет 10 заданий. (Слайд 4). Если вы выполните все

10 заданий – “5”

7-9 заданий – “4”

5-6 заданий – “3”

менее 5 заданий – “2”

Вопросы к тесту. (Слайды 5, 6, 7)

1. Верхний этаж леса – это деревья.

2. Деревья – главные производители леса.

3. Кустарник – растение с мягкими зелеными стеблями.

4. Главные потребители леса – животные.

5. Без животных круговорот веществ может нормально существовать.

6. Дождевой червь – лесной разрушитель.

7. В природе нельзя регулировать обилие насекомых.

8. Правильно ли составлена цепь питания:

Береза – жук-короед – дятел

9. Мертвые остатки в лесу не накапливаются. Лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.

У: Оцените себя: трудно (т), легко (л), сомневались (с).

Проверка: обменяйтесь листочками с соседом по парте.

А теперь посмотрите на ключ, где даны правильные ответы. Сравните ответы с теми, которые вы видите на ключе. (Слайд 8)

1.+

2.+

3.—

4.+

5.—

6.+

7.—

8.+

9.+

Верните листочки с тестом.

Поднимите руку, кто допустил 4 ошибки? 3 ошибки? 2 ошибки? 1 ошибку?

- Кто не допустил ошибок?

- Молодцы! Похлопайте сами себе! (Собрать карточки и листочки с тестом)

Как вы считаете, все ли поняли эту тему? Можно ли переходить к следующей?

III. Создание проблемной ситуации

У: Отгадайте загадку (Слайд 9)

Посмотрите: дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный,
В этом домике жильцы все умелые пловцы.

Слайд 10 (аквариум)

У: Я предлагаю добавить эту картинку с аквариумом к вашей группе. Возможно ли это? (Слайд 11)

Д: Да, это тоже экосистема.

У: Молодцы! Я поняла, что вы очень хорошо разбираетесь в этой теме.

У: Ребята, если аквариум создает человек, то как мы назовем эту экосистему?

Д: Искусственная

У: Как вы думаете, над какой темой урока мы будем работать?

Д: Аквариум – маленькая экосистема. (Слайд 12)

У: Что бы вы хотели узнать на уроке?

Д: (определяются цели урока: исследовать аквариум, как искусственную экосистему; узнать, как создать аквариум; выяснить, как живут растения и животные в аквариуме)

У: Молодцы! Какие вы любознательные, но , к сожалению, за 1 урок мы не сможем ответить на все ваши вопросы, т.к. материала по этой теме очень много. А вот на самые главные, попытаемся найти ответ.

У: Итак, что же такое аквариум? Давайте обратимся к толковому словарю? А вы внимательно послушайте и скажите, какое определение подходит к нашему уроку?

1 ученик читает толкование этого слова. (Дети отвечают на вопрос)

У: корень этого слова АКВА – означает ВОДА.

Физминутка

Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.

У: Ребята, я к вам в гости пришла не с пустыми руками. (Учитель показывает в сосуде аквариумную рыбку)

У: Как вы думаете, сможет ли рыбка жить в этом сосуде?

Д: Нет.

У: Почему?

Д: Ей мало места в банке, нет кислорода. Необходимо создать естественную среду обитания

У: Итак, ребята, сегодня у нас с вами есть возможность смоделировать экосистему аквариума для нашей рыбки.

У: Мало аквариум купить, надо его еще и запустить в работу. (Слайд 13)

IV. Совместное открытие новых знаний

1) Задание с карточками

На доске карточки.

У: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Придумайте задание вот к этим словам.

Задание: Из представленных на доске карточек, выберите и назовите составные части экосистемы, которые нам необходимы для аквариума и распределите их по группам.

У: Какие слова мы никуда не определили?

Д: Вода, воздух, грунт.

У: Почему?

Д: Это неживые части экосистемы.

У: Для чего они нужны в экосистеме?

Д: Они создают уют, это тоже необходимые компоненты, без чего не могут жить рыбы.

У: Вода уже у нас готова в аквариуме. Она отстоялась 3 суток.

У: А давайте узнаем, какой грунт подойдет для аквариума? (Слайд 14)

2) Работа в группах.  Приложение 2

Для этого мы поработаем в группах. Работа рассчитана на 5 минут.

Я вам приготовила конверты с заданием. В каждом задании есть план, по которому вы будете работать.

  1. Прочитать статью о грунте и выбрать самое главное.
  2. Рассмотреть 3 образца грунта и выбрать тот грунт, который не подходит.
  3. Сделать вывод и дать ответ по плану.

А теперь давайте объединимся в группы и дружно поработаем.

У: Все группы у нас уже готовы. Сейчас от каждой группы будут выступать учащиеся. А ваша задача, ребята, выслушать всех выступающих, а потом сделать общий вывод: какой же грунт нужен для аквариума. (Дети выступают)

Вывод У: Какой же грунт нужен для аквариума? Вот у меня на столе 3 видов грунта. (Я показываю грунт, а дети отвечают)

У: Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Итак, про грунт мы выяснили.

У: Ребята, как вы думаете, какие ещё необходимы условия для создания маленькой искусственной экосистемы?

Д: Дневной свет и компрессор. Компрессор насыщает воду кислородом.

У: Кто является производителем в аквариуме?

Д: Растения.

У: Какую роль выполняют растения. (Ответы учащихся)

IV. Закрепление изученного материала

Слайд 15

У: Растения имеют очень важную роль - прежде всего, это главный декоративный элемент подводного ландшафта; служат основным источником кислорода в аквариуме; многие из растений - превосходный нерестовый субстрат; другие - поглощают из воды кальций - снижая ее жесткость; многим рыбам - растения незаменимая пища или витаминная добавка к рациону. Поэтому растения в аквариуме необходимы. Давайте познакомимся с некоторыми видами водных растений - валлиснерия, элодея, риччия, эхинодорус. (Опускаем в аквариум растения)

У: Кто является потребителем?

Д: Рыбы

У: Итак, наш аквариум создан по всем правилам. Теперь мы можем заселить нашего первого обитателя, рыбку. (В аквариум запускается рыбка)

У: А сейчас я предлагаю познакомиться с основными обитателями аквариумов.

Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах, либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды. Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных хищных от нехищных.

Сейчас можно полюбоваться красотой аквариумных рыбок. (Звучит музыка и одновременно показываются Слайды 17-23 с аквариумными рыбками)

У: Рыбки – являются ещё успокаивающим средством для человека. Они восстанавливают его работоспособность, снимают нервное напряжение, расслабляют. Сейчас мы это проверим. (Слайд 24 - просмотр видеоклипа)

У: Что вы чувствовали, когда смотрели видеоклип?

Д: Нам было хорошо, спокойно, мышцы расслаблялись.

Слайд 25 (аквариум, за которым никто не ухаживает)

У: Как вы думаете, что случилось с этим аквариумом?

Д: Его забросили, за ним никто не ухаживает, вода стала мутной)

У: Выживут ли рыбки, если не чистить аквариум, не кормить рыбок?

Слайд 26

У: Ребята, мы изучаем с вами аквариум, а почему же я показываю вот эту картинку?

(Котенка тоже бросили, как и рыбок)

У: А почему человек нам показан спиной? Порассуждайте на эту тему.

Д: Он прошел мимо брошенного котенка, не остановился, не приласкал его.

Слайд 27 (котенок спит под одеялом)

У: Какая ситуация с котенком вам больше всего нравится?

- Почему?

У: Антуан Де Сент Экзюпери сказал: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.

- А как вот это высказывание мы можем перенести на человеческие отношения?

Д: Нельзя бросать детей, стариков, больных людей – это очень горько и больно, нельзя предавать друзей.

V. Итог урока

У: Что же такое аквариум?

Д: Аквариум-это экосистема. Так как везде необходимо участие человека, то она искусственная.

VI. Рефлексия

- Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

- Вспомните, какие цели мы ставили? Выполнили мы их?

Вспомните слова Виталия Бианки. Можно сказать, что мы открыли неизведанное и интересное?

- А сейчас оцените свою работу (по линеечке оценивания):

__|__
__|__
__|__
    |

- вам было интересно на уроке, все понятно;

- вам было интересно на уроке, но многое вы не поняли;

- вам было плохо, неинтересно, вы ничего не поняли

VII. Домашнее задание. (Cлайд 29)

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Выберите любое понравившееся задание и подготовьте к следующему уроку. При подготовке сообщений вы можете использовать книги, журналы, находящиеся на выставке. Также много дополнительной литературы по данной теме в библиотеке.

- Подготовь сообщение об аквариумной рыбке.

- Составь 5 вопросов по теме: “ Аквариум – маленькая искусственная экосистема”.

- Нарисуй аквариум твоей мечты.