Цели.
Обучающие
- показать взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме;
- рассмотреть возможные ошибки начинающего аквариумиста;
- научить поддерживать экосистему аквариума;
- учить ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку
Развивающие
- развивать умение ребят работать в группах, чувство товарищества.
- развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, умение наблюдать, видеть проблему
Воспитывающие
- воспитывать экологическую культуру младших школьников, чувство бережного отношения к окружающей природе, заботу о животных
Оборудование (учитель): конверты с заданиями; аквариум, живая рыбка, иллюстрации аквариумных рыб (панорама) и растений, компрессор, творческое, дифференцированное домашнее задание (на “рыбках) , выставка книг по данной теме, презентация (Приложение 1. Экосистема Аквариум.ppt);
Оборудование (учащиеся): толковый словарь, карточки, план, книга “Аквариум”, исследование грунта (карточка, план работы, образцы грунта).
Ход урока
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
У: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече! Садитесь.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами!
II. Проверка домашнего задания
Слайд 2. Презентация
У: В качестве эпиграфа к уроку я взяла слова замечательного писателя Виталия Бианки.
“Весь огромный мир полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире!".
У: Чтобы определить, на какие тайны мы будем искать ответы, выполним задание.
- Первое задание (на слайде 3 даны иллюстрации).
У: Выясните, по какому признаку можно объединить эти иллюстрации? (Экосистемы, природа)
Д: Экосистемы, природа.
У: Как можно назвать одним словом?
Д: Природные экосистемы.
У: Что такое экосистема?
Д: Единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных профессий способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
У: Какие “профессии” живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут?
Д: Нужны “производители” (“кормильцы”), “потребители” (“едоки”), “разрушители” (“мусорщики”).
У: С какой экосистемой вы познакомились на прошлом уроке?
Д: Экосистема леса.
У: Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Мы сейчас будем работать по-разному. (3 учащимся раздать карточки с дифференцированным заданием)
У: А вам, ребята, я предлагаю написать тест по теме “ЛЕС”. Работа рассчитана на 5 минут.
Инструкция к этому тесту следующая: я буду зачитывать высказывания, если вы согласны, то рядом с номером высказывания поставьте знак “+”, если нет, то “ - ”. В тесте будет 10 заданий. (Слайд 4). Если вы выполните все
10 заданий – “5”
7-9 заданий – “4”
5-6 заданий – “3”
менее 5 заданий – “2”
Вопросы к тесту. (Слайды 5, 6, 7)
1. Верхний этаж леса – это деревья.
2. Деревья – главные производители леса.
3. Кустарник – растение с мягкими зелеными стеблями.
4. Главные потребители леса – животные.
5. Без животных круговорот веществ может нормально существовать.
6. Дождевой червь – лесной разрушитель.
7. В природе нельзя регулировать обилие насекомых.
8. Правильно ли составлена цепь питания:
Береза – жук-короед – дятел
9. Мертвые остатки в лесу не накапливаются. Лес – устойчивая экосистема с замкнутым круговоротом веществ.
У: Оцените себя: трудно (т), легко (л), сомневались (с).
Проверка: обменяйтесь листочками с соседом по парте.
А теперь посмотрите на ключ, где даны правильные ответы. Сравните ответы с теми, которые вы видите на ключе. (Слайд 8)
1.+
2.+
3.—
4.+
5.—
6.+
7.—
8.+
9.+
Верните листочки с тестом.
Поднимите руку, кто допустил 4 ошибки? 3 ошибки? 2 ошибки? 1 ошибку?
- Кто не допустил ошибок?
- Молодцы! Похлопайте сами себе! (Собрать карточки и листочки с тестом)
Как вы считаете, все ли поняли эту тему? Можно ли переходить к следующей?
III. Создание проблемной ситуации
У: Отгадайте загадку (Слайд 9)
Посмотрите: дом стоит,
До краев водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный,
В этом домике жильцы все умелые пловцы.
Слайд 10 (аквариум)
У: Я предлагаю добавить эту картинку с аквариумом к вашей группе. Возможно ли это? (Слайд 11)
Д: Да, это тоже экосистема.
У: Молодцы! Я поняла, что вы очень хорошо разбираетесь в этой теме.
У: Ребята, если аквариум создает человек, то как мы назовем эту экосистему?
Д: Искусственная
У: Как вы думаете, над какой темой урока мы будем работать?
Д: Аквариум – маленькая экосистема. (Слайд 12)
У: Что бы вы хотели узнать на уроке?
Д: (определяются цели урока: исследовать аквариум, как искусственную экосистему; узнать, как создать аквариум; выяснить, как живут растения и животные в аквариуме)
У: Молодцы! Какие вы любознательные, но , к сожалению, за 1 урок мы не сможем ответить на все ваши вопросы, т.к. материала по этой теме очень много. А вот на самые главные, попытаемся найти ответ.
У: Итак, что же такое аквариум? Давайте обратимся к толковому словарю? А вы внимательно послушайте и скажите, какое определение подходит к нашему уроку?
1 ученик читает толкование этого слова. (Дети отвечают на вопрос)
У: корень этого слова АКВА – означает ВОДА.
Физминутка
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
У: Ребята, я к вам в гости пришла не с пустыми руками. (Учитель показывает в сосуде аквариумную рыбку)
У: Как вы думаете, сможет ли рыбка жить в этом сосуде?
Д: Нет.
У: Почему?
Д: Ей мало места в банке, нет кислорода. Необходимо создать естественную среду обитания
У: Итак, ребята, сегодня у нас с вами есть возможность смоделировать экосистему аквариума для нашей рыбки.
У: Мало аквариум купить, надо его еще и запустить в работу. (Слайд 13)
IV. Совместное открытие новых знаний
1) Задание с карточками
На доске карточки.
У: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Придумайте задание вот к этим словам.
Задание: Из представленных на доске карточек, выберите и назовите составные части экосистемы, которые нам необходимы для аквариума и распределите их по группам.
У: Какие слова мы никуда не определили?
Д: Вода, воздух, грунт.
У: Почему?
Д: Это неживые части экосистемы.
У: Для чего они нужны в экосистеме?
Д: Они создают уют, это тоже необходимые компоненты, без чего не могут жить рыбы.
У: Вода уже у нас готова в аквариуме. Она отстоялась 3 суток.
У: А давайте узнаем, какой грунт подойдет для аквариума? (Слайд 14)
2) Работа в группах. Приложение 2
Для этого мы поработаем в группах. Работа рассчитана на 5 минут.
Я вам приготовила конверты с заданием. В каждом задании есть план, по которому вы будете работать.
- Прочитать статью о грунте и выбрать самое главное.
- Рассмотреть 3 образца грунта и выбрать тот грунт, который не подходит.
- Сделать вывод и дать ответ по плану.
А теперь давайте объединимся в группы и дружно поработаем.
У: Все группы у нас уже готовы. Сейчас от каждой группы будут выступать учащиеся. А ваша задача, ребята, выслушать всех выступающих, а потом сделать общий вывод: какой же грунт нужен для аквариума. (Дети выступают)
Вывод У: Какой же грунт нужен для аквариума? Вот у меня на столе 3 видов грунта. (Я показываю грунт, а дети отвечают)
У: Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Итак, про грунт мы выяснили.
У: Ребята, как вы думаете, какие ещё необходимы условия для создания маленькой искусственной экосистемы?
Д: Дневной свет и компрессор. Компрессор насыщает воду кислородом.
У: Кто является производителем в аквариуме?
Д: Растения.
У: Какую роль выполняют растения. (Ответы учащихся)
IV. Закрепление изученного материала
Слайд 15
У: Растения имеют очень важную роль - прежде всего, это главный декоративный элемент подводного ландшафта; служат основным источником кислорода в аквариуме; многие из растений - превосходный нерестовый субстрат; другие - поглощают из воды кальций - снижая ее жесткость; многим рыбам - растения незаменимая пища или витаминная добавка к рациону. Поэтому растения в аквариуме необходимы. Давайте познакомимся с некоторыми видами водных растений - валлиснерия, элодея, риччия, эхинодорус. (Опускаем в аквариум растения)
У: Кто является потребителем?
Д: Рыбы
У: Итак, наш аквариум создан по всем правилам. Теперь мы можем заселить нашего первого обитателя, рыбку. (В аквариум запускается рыбка)
У: А сейчас я предлагаю познакомиться с основными обитателями аквариумов.
Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах, либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды. Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных хищных от нехищных.
Сейчас можно полюбоваться красотой аквариумных рыбок. (Звучит музыка и одновременно показываются Слайды 17-23 с аквариумными рыбками)
У: Рыбки – являются ещё успокаивающим средством для человека. Они восстанавливают его работоспособность, снимают нервное напряжение, расслабляют. Сейчас мы это проверим. (Слайд 24 - просмотр видеоклипа)
У: Что вы чувствовали, когда смотрели видеоклип?
Д: Нам было хорошо, спокойно, мышцы расслаблялись.
Слайд 25 (аквариум, за которым никто не ухаживает)
У: Как вы думаете, что случилось с этим аквариумом?
Д: Его забросили, за ним никто не ухаживает, вода стала мутной)
У: Выживут ли рыбки, если не чистить аквариум, не кормить рыбок?
Слайд 26
У: Ребята, мы изучаем с вами аквариум, а почему же я показываю вот эту картинку?
(Котенка тоже бросили, как и рыбок)
У: А почему человек нам показан спиной? Порассуждайте на эту тему.
Д: Он прошел мимо брошенного котенка, не остановился, не приласкал его.
Слайд 27 (котенок спит под одеялом)
У: Какая ситуация с котенком вам больше всего нравится?
- Почему?
У: Антуан Де Сент Экзюпери сказал: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
- А как вот это высказывание мы можем перенести на человеческие отношения?
Д: Нельзя бросать детей, стариков, больных людей – это очень горько и больно, нельзя предавать друзей.
V. Итог урока
У: Что же такое аквариум?
Д: Аквариум-это экосистема. Так как везде необходимо участие человека, то она искусственная.
VI. Рефлексия
- Какое открытие вы сделали для себя на уроке?
- Вспомните, какие цели мы ставили? Выполнили мы их?
Вспомните слова Виталия Бианки. Можно сказать, что мы открыли неизведанное и интересное?
- А сейчас оцените свою работу (по линеечке оценивания):
__|__
__|__
__|__
|
- вам было интересно на уроке, все понятно;
- вам было интересно на уроке, но многое вы не поняли;
- вам было плохо, неинтересно, вы ничего не поняли
VII. Домашнее задание. (Cлайд 29)
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Выберите любое понравившееся задание и подготовьте к следующему уроку. При подготовке сообщений вы можете использовать книги, журналы, находящиеся на выставке. Также много дополнительной литературы по данной теме в библиотеке.
- Подготовь сообщение об аквариумной рыбке.
- Составь 5 вопросов по теме: “ Аквариум – маленькая искусственная экосистема”.
- Нарисуй аквариум твоей мечты.