Цель: организация ученического самоуправления в классном коллективе, формирование коммуникативной и лингвистической компетенций, воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, помочь увидеть нравственную силу родного слова.
Оборудование: на доске – название пресс-центра, логотипы разных газет, классная газета только с названием “Моя Родина - русский язык!”
(в ходе работы она заполняется необходимым материалом); в группах- видеокамера, фотоаппарат, справочники, газеты, фломастеры, блокноты; ИКТ-интерактивная доска, компьютер, видеоинтервью, мультимедийный проектор. На заседании присутствуют журналисты и корреспонденты местных газет “Сельский вестник” и “К вашим услугам”, видеооператор телекомпании “Видеотон”.
1. Приветствие гостей.
2. Представление классного коллектива.
Редактор пресс-центра представляет класс.
Название классного коллектива “Лицейское братство”.
Девиз: “Нет уз святее на Земле, чем наше лицейское братство!”
3. Цель и форма заседания пресс-центра.
Редактор говорит о том, что объявлен конкурс на лучшую классную тематическую газету и в ее создании примут участие все учащиеся класса. Заседание предлагает провести в форме ролевой игры. В редакции газеты будут работать 4 отдела:
- журналисты,
- фото-видеорепортеры,
- отдел социальной рекламы,
- художники-оформители.
4. Каждый отдел представляет себя.
Фото-видеооператоры
Работе нашей завидуют все:
Мы фото и видеорепортеры,
Встречаемся мы со многими людьми
И видим как радости, так и невзгоды.
Художники-оформители
В газете важны и содержание, и эстетическая
красота.
Кому доверена такая миссия?
Нам, оформителям,
У кого тонкая душа!
О главном редакторе
Наш главный редактор – строгий судья,
Не все ему нравится сразу,
Но то, что одобрит нам написать,
В итоге всем будет по нраву.
Отдел рекламы
Реклама… Как много в этом слове:
Идеи блеск и информации поток,
И, кроме всего прочего, в основе-
Доходность и финансовый приток.
Журналисты
Журналистская судьба такая-
Находиться на переднем крае.
И о том, что приключилось на планете,
Рассказать в сегодняшней газете.
5. Слово классного руководителя.
Каждый народ- это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни , а величайшее его богатство –язык. “Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта”,-сказал лауреат Нобелевской премии по литературе, наш земляк, М.А. Шолохов.
Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
На интерактивной доске
Указ Президента РФ Д.А. Медведева №705 от 6 июня 2011 года о Дне русского языка:
Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А.С. Пушкина.
Из русского языка Пушкин сделал чудо. (В.Г.Белинский)
- Оскорбление русскому языку принимал он за оскорбление, лично ему нанесенное. (П.Вяземский)
- А как Пушкин ценил народную речь нашу!..(В.И.Даль)
- В нем (Пушкине), как в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка . (Н.В.Гоголь)
- Пушкин – чародей русского языка, закончивший его чеканку как языка совершенного, мирового. (А.В.Карташев)
- Говорить по-русски значит говорить на пушкинском языке… (А.В.Карташев)
6. Работа отделов.
Редактор ставит задачу: создать газету, посвященную русскому языку, так как считает выбранную тему актуальной и своевременной.
Каждый отдел подбирает материал для газеты, отдают главному редактору, и одобренный им текст, иллюстративный материал помещаются в газету, которая прикреплена на доске только с названием “Я славлю тебя по –русски, язык прапрадедов моих!”
7. Сценка “Пушкин в современном лицее”.
На уроке словесности преподаватель предложил в стихах изобразить природу.
Лицеист (печатает на компьютере):
Собачий холод на дворе,
И день хоть яркий, но морозный,
А ты все дрыхнешь на тахте,
Открой глаза, закрыты с ночи…
Пушкин возмушенно:
Сударь,
Ваш слог –то вовсе не народный,
Пугает странностью своей.
Неправильный, небрежный лепет,
Неточный выговор речей.
Язык свой русский вы, увы, не знаете
И выражаетесь с трудом
На языке своем родном!
Лицеист:
Ведь вы поэт! Вам все известно,
А я всего лишь ученик.
И выражаюсь я свободно,
Чтоб мысли шли все напрямик.
Пушкин
Я должен буду, без сомненья,
Записку вашу перевесть..
(С пером в руках, задумавшись, смотрит в окно и
читает):
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Лицеист:
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык!
8. Представление материала.
Фото-видеорепортеры показывают фотографии класса с уроков русского языка, олимпиад, конкурсов, а также комментируют интервью с первой учительницей, родительницей учащегося 11 класса, с учащимся 8 класса о роли русского языка в их жизни, профессии.
Видеоинтервью “В стенах лицея”.
“Язык есть самая живая, самая обильная прочная связь, соединяющая отжившие, настоящие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое”. Вот так К.Ушинский выразительно сказал о русском языке.
Интервью с первой учительницей
- Елена Анатольевна, скажите , пожалуйста, что для Вас важнее в суждениях об учителе: признание и мнение детей, ваших учеников, или все же мнение взрослых?
- Конечно, мнение детей для меня важнее. Они, как открытая книга, говорят то, что чувствуют и думают. Их слова, сказанные искренне и от души,- самая точная оценка работы учителя. Очень приятно, что многие учащиеся выбирают в будущем профессию учителя.
- Елена Анатольевна, в школе и институте изучали не только свой родной язык, но иностранный. На ваш взгляд, какой язык наиболее красив?
- Все языки мира уникальны, но мой родной русский язык для меня, безусловно, самый меткий, выразительный, богатый и красивый. Русский язык известен во всем мире как один из величайших языков, на нем созданы шедевры нашей литературы. Я люблю свой язык, горжусь им и учу своих детей грамотно и красиво писать, владеть культурой речи.
- Как Вы считаете, Елена Анатольевна, русский язык нуждается в совершенствовании?
- Я бы сказала, что не сам язык, а наша речь требует совершенствования и контроля. Культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться выразительными средствами языка –вот показатели знания русского языка. Для этого надо много читать, следить за своей речью, не употребляя без необходимости иностранные слова и жаргонизмы.
- Да, Елена Анатольевна, Вы правы. Как сказал А.Н.Толстой, “человек, говорящий на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке”.
Интервью с мамой ученика лицея.
- Наталья Владимировна, каким учебным предметам Вы отдавали предпочтение в школе?
- Мне довольно легко давались предметы естественно – научного цикла, но вместе с тем я с удовольствием работала на уроках русского языка и читала много научной и художественной литературы.
- Какую профессию Вы выбрали по окончании школы?
- Я работаю бухгалтером.
- Каким образом русский язык влияет на Вашу повседневную жизнь?
- Я много общаюсь с людьми, и достаточно глубокие знания родного языка позволяют мне точно, ясно выражать свои мысли, грамотно составлять документацию.
- Как Вы думаете, изменяется ли русский язык в наши дни?
- Да, несомненно. Если говорить о человеке высокой культуры, то наша речь становится богаче и выразительнее. Но вредит русскому языку , на мой взгляд, чрезмерное употребление иностранных слов, слов-“паразитов”.
Отдел рекламы провел исследование рекламных объявлений (на экране некоторые из них), которые размещаются на страницах газет и журналов, и выяснили, что многие содержат стилистические ошибки, что приводит к искажению первоначального смысла информации. В связи с этим отдел предложил создать “Книгу жалоб Русского языка” и провести акцию “Чистое слово” под девизом: “Я кланяюсь тебе по-русски, язык прапрадедов моих!”.
Журналисты рассказали об истории русского языка , прочитали стихотворение Алексея Маркова “Язык России”, подобрали высказывания о русском языке, некоторые из них предложили поместить в газету.
Берегите чистоту языка как святыню! (И.С. Тургенев)
Обращаться со словом надо честно! (Н.В. Гоголь)
Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. (А.П. Чехов)
Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.(Н.А.Некрасов)
Художники оформляют представленный материал в газете.
9. Редактор подводит итоги работы всех отделов.
10. Выступление гостей.
11. Учитель читает стихотворение.
Дорожите
Родным, милым словом:
Многоликим -
Большим языком!
Нашей жизни ОН –
Первооснова-
Всем народам
Планеты знаком!
Берегите ЕГО
От цветистых,
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток-
От наречий ручьистых-
Не затмил
Родника Родников!
В нем черпайте
Живящую силу
Русских говоров,
Песен, стихов -
Все, что дорого
Сердцу,
Чтоб слилось
в языке
Как Основа Основ!