Заседание пресс-центра "Росток" в форме ролевой игры "Мы создаем газету"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: организация ученического самоуправления в классном коллективе, формирование коммуникативной и лингвистической компетенций, воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, помочь увидеть нравственную силу родного слова.

Оборудование: на доске – название пресс-центра, логотипы разных газет, классная газета только с названием “Моя Родина - русский язык!”

(в ходе работы она заполняется необходимым материалом); в группах- видеокамера, фотоаппарат, справочники, газеты, фломастеры, блокноты; ИКТ-интерактивная доска, компьютер, видеоинтервью, мультимедийный проектор. На заседании присутствуют журналисты и корреспонденты местных газет “Сельский вестник” и “К вашим услугам”, видеооператор телекомпании “Видеотон”.

1. Приветствие гостей.

2. Представление классного коллектива.

Редактор пресс-центра представляет класс.

Название классного коллектива “Лицейское братство”.

Девиз: “Нет уз святее на Земле, чем наше лицейское братство!”

3. Цель и форма заседания пресс-центра.

Редактор говорит о том, что объявлен конкурс на лучшую классную тематическую газету и в ее создании примут участие все учащиеся класса. Заседание предлагает провести в форме ролевой игры. В редакции газеты будут работать 4 отдела:

- журналисты,

- фото-видеорепортеры,

- отдел социальной рекламы,

- художники-оформители.

4. Каждый отдел представляет себя.

Фото-видеооператоры

Работе нашей завидуют все:
Мы фото и видеорепортеры,
Встречаемся мы со многими людьми
И видим как радости, так и невзгоды.

Художники-оформители

В газете важны и содержание, и эстетическая красота.
Кому доверена такая миссия?
Нам, оформителям,
У кого тонкая душа!

О главном редакторе

Наш главный редактор – строгий судья,
Не все ему нравится сразу,
Но то, что одобрит нам написать,
В итоге всем будет по нраву.

Отдел рекламы

Реклама… Как много в этом слове:
Идеи блеск и информации поток,
И, кроме всего прочего, в основе-
Доходность и финансовый приток.

Журналисты

Журналистская судьба такая-
Находиться на переднем крае.
И о том, что приключилось на планете,
Рассказать в сегодняшней газете.

5. Слово классного руководителя.

Каждый народ- это неповторимая культура, история, традиции, образ жизни , а величайшее его богатство –язык. “Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта”,-сказал лауреат Нобелевской премии по литературе, наш земляк, М.А. Шолохов.

Горят, как жар, слова
Иль стынут, словно камни,-
Зависит от того,
Чем наделил их ты,
Какими к ним в свой час
Притронулся руками
И сколько отдал им
Душевной теплоты.
На интерактивной доске

Указ Президента РФ Д.А. Медведева №705 от 6 июня 2011 года о Дне русского языка:

Установить День русского языка и отмечать его ежегодно, 6 июня, в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А.С. Пушкина.

  Из русского языка Пушкин сделал чудо. (В.Г.Белинский)

  • Оскорбление русскому языку принимал он за оскорбление, лично ему нанесенное. (П.Вяземский)
  • А как Пушкин ценил народную речь нашу!..(В.И.Даль)
  • В нем (Пушкине), как в лексиконе, заключалось все богатство, сила и гибкость нашего языка . (Н.В.Гоголь)
  • Пушкин – чародей русского языка, закончивший его чеканку как языка совершенного, мирового. (А.В.Карташев)
  • Говорить по-русски значит говорить на пушкинском языке… (А.В.Карташев)

6. Работа отделов.

Редактор ставит задачу: создать газету, посвященную русскому языку, так как считает выбранную тему актуальной и своевременной.

Каждый отдел подбирает материал для газеты, отдают главному редактору, и одобренный им текст, иллюстративный материал помещаются в газету, которая прикреплена на доске только с названием “Я славлю тебя по –русски, язык прапрадедов моих!”

7. Сценка “Пушкин в современном лицее”.

На уроке словесности преподаватель предложил в стихах изобразить природу.

Лицеист (печатает на компьютере):

Собачий холод на дворе,
И день хоть яркий, но морозный,
А ты все дрыхнешь на тахте,
Открой глаза, закрыты с ночи…

Пушкин возмушенно:

Сударь,
Ваш слог –то вовсе не народный,
Пугает странностью своей.
Неправильный, небрежный лепет,
Неточный выговор речей.
Язык свой русский вы, увы, не знаете
И выражаетесь с трудом
На языке своем родном!

Лицеист:

Ведь вы поэт! Вам все известно,
А я всего лишь ученик.
И выражаюсь я свободно,
Чтоб мысли шли все напрямик.

Пушкин

Я должен буду, без сомненья,
Записку вашу перевесть..
(С пером в руках, задумавшись, смотрит в окно и читает):
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный-
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Лицеист:

Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык!

8. Представление материала.

Фото-видеорепортеры показывают фотографии класса с уроков русского языка, олимпиад, конкурсов, а также комментируют интервью с первой учительницей, родительницей учащегося 11 класса, с учащимся 8 класса о роли русского языка в их жизни, профессии.

Видеоинтервью “В стенах лицея”.

“Язык есть самая живая, самая обильная прочная связь, соединяющая отжившие, настоящие и будущие поколения в одно великое, историческое, живое целое”. Вот так К.Ушинский выразительно сказал о русском языке.

Интервью с первой учительницей

- Елена Анатольевна, скажите , пожалуйста, что для Вас важнее в суждениях об учителе: признание и мнение детей, ваших учеников, или все же мнение взрослых?

- Конечно, мнение детей для меня важнее. Они, как открытая книга, говорят то, что чувствуют и думают. Их слова, сказанные искренне и от души,- самая точная оценка работы учителя. Очень приятно, что многие учащиеся выбирают в будущем профессию учителя.

- Елена Анатольевна, в школе и институте изучали не только свой родной язык, но иностранный. На ваш взгляд, какой язык наиболее красив?

- Все языки мира уникальны, но мой родной русский язык для меня, безусловно, самый меткий, выразительный, богатый и красивый. Русский язык известен во всем мире как один из величайших языков, на нем созданы шедевры нашей литературы. Я люблю свой язык, горжусь им и учу своих детей грамотно и красиво писать, владеть культурой речи.

- Как Вы считаете, Елена Анатольевна, русский язык нуждается в совершенствовании?

- Я бы сказала, что не сам язык, а наша речь требует совершенствования и контроля. Культура разговорной и письменной речи, умение пользоваться выразительными средствами языка –вот показатели знания русского языка. Для этого надо много читать, следить за своей речью, не употребляя без необходимости иностранные слова и жаргонизмы.

- Да, Елена Анатольевна, Вы правы. Как сказал А.Н.Толстой, “человек, говорящий на чистом, хорошем, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке”.

Интервью с мамой ученика лицея.

- Наталья Владимировна, каким учебным предметам Вы отдавали предпочтение в школе?

- Мне довольно легко давались предметы естественно – научного цикла, но вместе с тем я с удовольствием работала на уроках русского языка и читала много научной и художественной литературы.

- Какую профессию Вы выбрали по окончании школы?

- Я работаю бухгалтером.

- Каким образом русский язык влияет на Вашу повседневную жизнь?

- Я много общаюсь с людьми, и достаточно глубокие знания родного языка позволяют мне точно, ясно выражать свои мысли, грамотно составлять документацию.

- Как Вы думаете, изменяется ли русский язык в наши дни?

- Да, несомненно. Если говорить о человеке высокой культуры, то наша речь становится богаче и выразительнее. Но вредит русскому языку , на мой взгляд, чрезмерное употребление иностранных слов, слов-“паразитов”.

Отдел рекламы провел исследование рекламных объявлений (на экране некоторые из них), которые размещаются на страницах газет и журналов, и выяснили, что многие содержат стилистические ошибки, что приводит к искажению первоначального смысла информации. В связи с этим отдел предложил создать “Книгу жалоб Русского языка” и провести акцию “Чистое слово” под девизом: “Я кланяюсь тебе по-русски, язык прапрадедов моих!”.

Журналисты рассказали об истории русского языка , прочитали стихотворение Алексея Маркова “Язык России”, подобрали высказывания о русском языке, некоторые из них предложили поместить в газету.

Берегите чистоту языка как святыню! (И.С. Тургенев)

Обращаться со словом надо честно! (Н.В. Гоголь)

Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен. (А.П. Чехов)

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.(Н.А.Некрасов)

Художники оформляют представленный материал в газете.

9. Редактор подводит итоги работы всех отделов.

10. Выступление гостей.

11. Учитель читает стихотворение.

Дорожите
Родным, милым словом:
Многоликим -
Большим языком!
Нашей жизни ОН –
Первооснова-
Всем народам
Планеты знаком!
Берегите ЕГО
От цветистых,
Иностранных
И чуждых нам слов,
Чтоб поток-
От наречий ручьистых-
Не затмил
Родника Родников!
В нем черпайте
Живящую силу
Русских говоров,
Песен, стихов -
Все, что дорого
Сердцу,
Чтоб слилось
в языке
Как Основа Основ!