Цель: выявить характерные особенности танцевальной музыки разных народов.
Задачи:
- Обучающие:
- обобщение знаний в области состава симфонического оркестра;
- закрепление знаний о народных инструментах; народных танцах.
- овладение музыкальными терминами, знание музыкальных жанров, знакомство с произведениями П. И. Чайковского.
- Воспитательные:
- закрепить знания о танцах разных народов;
- привить уважение к традициям и обычаям других народов.
- Развивающие:
- развитие музыкальных способностей: музыкальной памяти, чувства ритма, образно-ассоциативного мышления.
Материалы к уроку: произведения П. И. Чайковского: трепак из балета «Щелкунчик»; мазурка из «Детского альбома». Белорусская песня-танец «Бульба».
ТСО: аудио, CD магнитофон, мультимедиа проектор, компьютер.
Литература к уроку:
- Б.В. Левик, Музыкальная литература зарубежных стран, т.3,М., 1987
- Детская энциклопедия т.12 Искусство – М., 1961
- Л.Тарасова. Музыка в семье муз,Л., 1985
- Энциклопедия для детей т. 7 ч.3 – М., Аванта+, 2001.
ХОД УРОКА
Учащиеся делятся на четыре группы и садятся за столы. На экране портрет Й.Гайдна.
У: Ребята, вы узнали этого композитора? Назовите его имя!
Д: Да, это Й. Гайдн.
У: Что вы знаете об этом композиторе?
Д: Это венский композитор, который жил во второй половине XVIII века.
У: Что нового привнёс в музыку этот композитор?
Д: Его считают «отцом симфонии», создателем симфонического оркестра.
У: Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы запомнили состав групп симфонического оркестра. У вас на столе лежат конверты, из них вам нужно выбрать инструменты, входящие в одну из групп симфонического оркестра.
Учащиеся выбирают из представленных
различных инструментов заданную группу из
симфонического оркестра. Один человек от команды
выходит, и показывает карточку собранную всей
командой, и ребята обсуждают, правильно или нет,
представлены музыкальные инструменты в каждой
из групп. Если какая-то группа выполняет работу
неправильно, член команды возвращается к столу и
вся команда исправляет ошибку.
На экране показаны группы инструментов
симфонического оркестра, ребята сравнивают
результаты выполнения задания.
У: Ребята, как вы думаете, раз И. Гайдн сформировал такой состав музыкальных инструментов, только в Австрии будут играть таким составом симфонического оркестра? Или в других государствах и у других народов композиторы писали и пишут музыку для такого же состава музыкальных инструментов?
Д: Композиторы всего мира будут писать для такого состава, а может, кто-то из композиторов захочет ввести еще какой-нибудь инструмент.
У: Верно. Сейчас прозвучит музыкальное произведение, постарайтесь определить, какой состав музыкальных инструментов будет исполнять.
Звучит трепак из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
У: Какой состав оркестра прозвучал?
Д: Симфонический.
У: Какой характер звучания этой музыки?
Д: Музыка танцевальная, звучит весело и задорно. В ней отражаются ловкость, сила, удаль танцоров.
У: Как вам кажется, эту музыку написал русский или зарубежный композитор?
Д: Это трепак из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
У: Правильно. Какие русские народные танцы вы ещё знаете?
Д: Камаринская.
У: Сейчас прозвучит ещё один танец, постарайтесь определить, этот танец народный или светский?
Звучит мазурка из «Детского альбома» П. И. Чайковского.
Д: ?
У: Давайте попробуем разобраться, где могла звучать эта музыка! Для этого обратим внимание на особенности музыкального языка этого танца, прохлопаем его ритм.
Ребята прохлопывают несколько тактов танца мазурка.
Д: Характер музыки изысканный, как будто танцуют в пышных платьях. Такая музыка могла звучать на балу.
У: Верно. Этот танец зарубежный или русский?
Д: ?
На экране иллюстрация танца «Полонез».
У: Ребята, этот танец полонез – старинный польский танец, известный нам с XVI века. Для европейских танцев характерен пунктирный ритм. Прослушанный нами полонез написал П. И. Чайковский, тот же композитор, который написал трепак из балета «Щелкунчик». Откуда П.И. Чайковский мог знать особенности польского национального танца?
Д: Наверное, он мог путешествовать и познакомиться с национальной культурой этого народа.
У: Правильно. П.Чайковский путешествовал по Европе и знакомился с музыкальными национальными особенностями других народов. Прослушанный полонез – один из номеров «Детского альбома», посвящённого племяннику Володе Давыдову.
У: Ребята, какое место танец занимает в жизни человека?
Д: Люди танцуют на праздниках?
У: Танец – вид искусства, возникший в глубокой древности. Древнейшие танцы были частью обрядов. У славян обряды встречи весны отличались большим разнообразием. В селе выбирали самую красивую девушку, наряжали её в яркие одежды, а на голову надевали венок из весенних цветов. Девушку ставили в середине круга и водили вокруг неё хороводы, пели веснянки. Движение по кругу в хороводе имело тайный магический смысл: круг – символ солнца. В весенних хороводах, в пении люди призывали животворящее тепло. Как вы думаете, что является основным выразительным средством танца?
Д: Пластические движения.
У: Правильно, молодцы. Основным выразительным средством является пластические движения. Танцем мы называем и музыку, сопровождающую эти движения, называя такую музыку танцевальной. Танцы каждого народа обладают своеобразной, уникальной красотой и имеют музыкальные отличия: свой темп; ритмический рисунок; мелодический язык. Какие танцы других народов вы знаете?
Д: Украинский танец – «Гопак». Кавказский танец – «Лезгинка». Белорусская песня-танец «Бульба». Чешский – «Полька». Польские танцы – «Мазурка» и «Полонез». Итальянский танец «Тарантелла».
У: Ребята, давайте вспомним белорусскую песню-танец, которую мы разучивали на предыдущем уроке. Как она называется?
Д: «Бульба» – в переводе означает «картошка».
Учащиеся исполняют песню-танец «Бульба»
У: А теперь мы прохлопаем ритмический рисунок. У каждой группы будет свой ритм.
На экране изображены карточки с ритмическими рисунками. Каждая группа по очереди прохлопывает свой заданный ритм, затем, ребята исполняют песню-танец «Бульба» на основе пройденных ритмических рисунков, с использованием русских народных инструментов.
У: О чем мы говорили сегодня на уроке?
Д: Сегодня на уроке мы вспомнили и поговорили о танцах разных народов, их особенностях, о народных инструментах.
У: Как вы думаете, нужно ли нам знать об особенностях культуры, музыке других народов?
Д: Да, необходимо.
У: На земле проживает много народов, наша Родина многонациональна. Мы обязаны бережно хранить и уважать традиции не только своего, но и других народов. Танец это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, выражая свои мысли и чувства. Музыкальный язык универсальный, так как, в отличие от разговорного языка понятен всем, без перевода. Богатство мировой музыки велико потому, что оно состоит из музыкальных богатств многих народов.