Цель: развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями.
Задачи:
- Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка.
- Формировать чувство принадлежности к группе, помочь ребёнку почувствовать себя более защищённым.
- Развивать способность к осознанию себя и своих возможностей.
- Позитивация Я-концепции.
- Дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.
- Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.
- Обучать приёмам регуляции и саморегуляции.
- Развивать способность ребёнка к эмпатии, сопереживанию.
Материалы:
- Экран настроения, картинки-символы;
- Свеча в безопасном подсвечнике;
- Клубочек ниток;
- «Волшебная палочка»;
- Магнитофон с кассетами;
- Ковёр-самолёт;
- Зелёное покрывало;
- Колпачки гномиков;
- Ларец;
- Музыкальная шкатулка;
- Пиктограммы основных эмоций (радости, грусти, страха, злости, удивления);
- Лампа-светильник;
- Коробка с конфетами.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Психолог в костюме Феи встречает детей и принимает в кабинет. Дети встают в круг.
Фея: Доброе утро, дети.
Доброе утро Солнцу и птицам.
Доброе утро Улыбчивым лицам.
– С каким настроением вы пришли сегодня в детский сад?
Кто веселится?
Кто грустит?
Кто испугался?
Кто сердит?
Рассеет все сомнения
Картина настроения.
Фея: Чтобы у всех было приятное
настроение, нужно сказать друг другу добрые
слова и пожелать чего-нибудь хорошего.
Нам поможет волшебный клубочек. Мы будем
передавать его по кругу, наматывать ниточку на
палец и говорить приятные слова-комплименты.
Клубочек вернулся ко мне. Все вместе поднимем
руки вверх, опустим, размотаем ниточку, а я смотаю
клубочек – он нам ещё пригодится.
– Дети, вы хотите отправиться в сказку? Нам
поможет в этом волшебная свечка и моя волшебная
палочка. Звучит тихая музыка. Подойдите поближе к
свечке, протяните руки, закройте глаза. Сделайте
глубокий вдох и медленный выдох. Не спеша
откройте глаза, опустите руки. Что-нибудь
изменилось вокруг? Почти ничего. Но внутри нас
уже рождается волшебство. Сейчас я прикоснусь к
вам волшебной палочкой и вы превратитесь в
волшебников. А как же мы попадём в волшебную,
сказочную страну? Поможет ковёр-самолёт.
Занимайте места.
Включаю светильник для релаксации, звучит музыка. Открываю дверь в зал.
– Перед нами сказочная страна. Здесь нам опять поможет волшебный клубочек, чтобы не сбиться с пути. Намотайте себе на пальчик ниточку и крепко держитесь, но не тяните, иначе ниточка порвётся и мы можем потеряться. На нашем пути встретились препятствия. Кто-то хочет нам помешать. Но мы будем помогать друг другу, ведь нельзя бросить товарища в беде. Дети проходят по «мостику», по «камням»... Клубочек привёл нас к пещере. Кто же в ней прячется?
Звучит музыка. Выскакивает Баба-Яга.
Баба-Яга: Что, испугались? Вот я вас схвачу и в избушку утащу (прыгает, топает ногами и кричит: «У-у-ух!»).
Фея: Какая страшная, злая
Баба-Яга.
Давайте подразним её, такую страшную Бабу-Ягу.
Ногами топает, громко кричит, скалится страшно,
щёки надувает, руками машет, прыгает – от
ненависти чуть не лопается. Посмотрим друг на
друга. Красивая Баба-Яга? Нет? Правильно. Всё
страшное, злое – некрасивое.
– Кого знаем ещё злых? Волка, Бармалея,
Карабаса-Барабаса, Кащея. Покажите их. Все, кто
злится, становится похожим на Бабу-Ягу. А когда мы
сами злимся, кричим, швыряем всё на пол, стучим
ногами, размахиваем руками, мы красивые? Нет. А
когда мы улыбаемся? Да.
Баба-Яга: Что вы делаете в моём лесу, зачем сюда явились?
Фея: Мы добрые волшебники и
хотим тебя тоже сделать доброй.
Пожалеем Бабу-Ягу, ведь она одинокая беспомощная
старушка, но с плохим характером, поэтому у неё
нет друзей, а без друзей плохо. Давайте дадим ей
подержать наш волшебный клубочек и скажем ей
добрые слова: «Ты добрая, хорошая...»
(Каждый ребёнок говорит приятные слова).
Баба-Яга: Какие вы, ребятки, добрые и ласковые, заботливые. Я так рада!
Дети встают в хоровод вокруг Бабы-Яги и поют:
«Не боимся мы тебя,
Ни сейчас и никогда.
Будем мы с тобой дружить,
Приходи к нам чай попить.
Не боимся мы тебя,
Будем мы с тобой друзья!»
Фея: Попляши с нами под весёлую музыку. (Дети учат танцевать Бабу-Ягу).
Баба-Яга: Ох, устала я, ребятки, полечу в свою избушку. Дети прощаются с Бабой-Ягой.
Фея: И мы устали – прыгали, плясали и, наконец, добрались до солнечной полянки. Отдохнём на нежной травке и погреемся под лучиками тёплого солнышка. (Дети ложатся на зелёное покрывало).
Фея:
Глазки закрываются,
Реснички опускаются –
Ты спокойно отдыхаешь,
Сном волшебным засыпаешь.
– Представь себе, что ты превратился в маленького лесного человека. Ты теперь гномик и живёшь в лесу. Ты лежишь на мягкой зелёной травке в лесу. Солнышко ласкает тебя своими лучами. Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают.
Продолжает звучать музыка.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
– Мы превратились в маленьких гномиков. На головах у них забавные колпачки с колокольчиками. (Надевают колпачки).
«Динь-дон», «Динь-дон» – поворачивают голову вправо-влево, вверх-вниз.
– Подняли руки вверх, потянулись
– вдох, опустили руки – выдох.
Теперь вы, действительно, проснулись.
– Ты добрый, весёлый гномик.
– Ты всегда улыбаешься ласковой улыбкой.
Поделись своей улыбкой со всеми.
Звучит отрывок из песни В. Шаинского «Улыбка».
– От твоей улыбки в лесу
проснулись все цветы. Походим по лесу, полюбуемся
цветами, понюхаем. Ах, какой тонкий, нежный
аромат.
– Ой, что это? Пошёл тёплый дождь. Давайте
соберём капельки в ладошки. Из-за тучки выглянуло
солнышко и улыбнулось. Дождевые капельки
превратились в солнечных зайчиков. Их много.
Зайчики добрые, тёплые, ласковые. Поделитесь друг
с другом солнечным светом. Ты тоже стал
солнечным. Внутри тебя живёт солнечный зайчик. Он
тебя греет и защищает от всего плохого и злого.
Давайте скажем:
Я хороший,
Добрый,
Умный,
Сильный,
Красивый!
Фея: Гномики ищут клад. Это непростое занятие. Наш волшебный клубочек поможет.
(Все идут за клубочком. Находят ларец).
Фея: Какой красивый ларец! Что
же в нём? Интересно. (Открывает, достаёт
музыкальную шкатулку. Звучит музыка).
Гномики удивились! Какие нежные волшебные звуки!
Но у музыки тоже бывает разное настроение. Сядем,
послушаем и определим настроение музыки.
(Предлагаю карточки с пиктограммами основных эмоций: радость, грусть, удивление, страх злость. Дети выбирают и показывают карточку, соответствующую настроению музыки).
Фея: Молодцы, гномики! Нам пора возвращаться из сказки. Ложитесь на зелёную полянку. Снимите колпачки, чтобы они вам не мешали.
Глазки закрываются,
Реснички опускаются –
Ты спокойно отдыхаешь,
Сном волшебным засыпаешь.
Ты чувствуешь, как растёшь,
Становишься всё больше и сильнее,
Теперь ты настоящий,
Ты большой.
– Нас уже ждёт ковёр-самолёт. Мы прощаемся с этой волшебной страной и возвращаемся в детский сад. (Встают на ковёр-самолёт. Летят под музыку, возвращаются в комнату психолога).
Фея: Мы побывали в сказке. Какое у вас настроение? Давайте отметим его на нашей картине. У меня есть для вас ещё один сюрприз. (Достаю коробку с конфетами). Как вы думаете, что там может быть? Потрясите коробочку, попробуйте отгадать на слух. На самом деле это конфетки. Но они не простые. В них содержится витамин волшебства. Как только вы их съедите, у вас прибавится волшебной силы и вы сможете пожелать всем людям что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям на Земле...
Примеры высказываний детей:
- Пусть они не болеют.
- Пусть они не умирают.
- Пусть все хорошо живут.
– И тогда все люди будут радостными. Угостим гостей волшебными конфетами, не забудем и про Бабу-Ягу. Ведь ей мы тоже желаем радости.
– Спасибо всем. До свидания.