Задачи занятия:
Тип занятия: игровое.
Форма занятия: групповая.
Оборудование:
Предметные картинки с изображениями музея, магазина, стадиона, сада, кузовка, коробки, корзины, кадушки, пакета, ящика; карточки с буквами, слогами, словами; мяч; наборное полотно; карточки с цепочками букв и с квадратами букв; карточки с родственными словами; карточки для игры “Слово в слове”.
Ход занятия
I. Организационный момент
Логопед приветствует детей, предлагает им поздороваться с гостями.
– Мы отправляемся на экскурсию в город “Слов”. Вам нужно составить из слогов слова и вы догадаетесь, какие достопримечательности есть в этом городе. (Дети собирают из слогов слова: му-зей, ма-га-зин, ста-ди-он, са-дик и прикрепляют их на доске под соответствующими картинками.)
– Я предлагаю вам посетить “Интересный музей”, “Чудесный магазин”, “Словесный сад” и “Занимательный стадион”. Там вы узнаете много нового и интересного о словах. (В процессе выполнения заданий логопед проверяет их, помогает исправить ошибки, оценивает и поощряет детей.)
II. “Интересный музей”
(Логопед для каждого упражнения последовательно выставляет на наборное полотно карточки с заданиями)
1. Чтение слов в прямом и обратном порядке,
объяснение значения каждого слова: нос, лом, бар,
трос, полк, раки, хорош, шалаш, наган, казак.
2. Составить 15 новых слов, используя буквы из слов:
КАРТОФЕЛЬ (ель, кафель, торф, фота,...), ФАБРИКА
(брак, бак, фара, араб,...).
3. Игра “Буква потерялась”
Подобрать слово, вставляя одну букву в данное слово:
в начало слова | в середину слова | в конец слова |
роза (гроза) | сон (слон) | пар (парк) |
лень (олень) | сук (стук) | бра (брак) |
игры (тигры) | кот (крот) | вол (волк) |
точка (уточка) | блок (белок) | спор (спорт) |
4. Игра “Лишняя буква”
Подобрать слово, убирая одну букву из данного слова:
из начала слова | из середины слова | из конца слова |
бусы (усы) | седло (село) | банка (банк) |
щель (ель) | крошка (кошка) | зубр (зуб) |
мрак (рак) | обвал (овал) | рыбак (рыба) |
брак (рак) | задание (здание) | полк (пол) |
5. Нахождение слов среди цепочки букв:
апушегроисобакатиоешгцущмралынккороватирешзйокурицаоапвмшхц
боножимыносурмакюшалобырбакновозрракпелёнмоклесицсыровдедушёч
6. Нахождение слов по вертикали и горизонтали в квадрате с буквами:
Л | У | Р | С | К | Л | А | Е | Р | У | Д | Ю |
Т | И | Р | П | Ы | Ж | У | Л | Ш | Ю | Я | Н |
М | Ч | О | Х | И | Н | Ф | И | Д | К | У | Ф |
Е | Ц | А | Б | Я | Г | И | С | Е | О | Д | В |
Д | М | С | О | Б | А | К | А | Ч | Р | Х | Р |
В | О | Ш | В | Р | П | А | В | Л | О | Н | Н |
Е | К | К | Ц | Т | И | Ю | З | О | В | Э | Ы |
Д | А | Н | А | К | В | Д | И | З | А | Я | Ц |
Ь | Р | У | Т | Ю | С | Т | Ч | Д | Ж | К | К |
Т | Ш | Ц | М | В | О | Л | К | Р | Н | Р | Щ |
А | К | Ф | Г | Ы | Х | О | Я | П | И | Щ | Е |
С | Э | Б | А | Р | С | У | К | М | О | З | Г |
III. “Чудесный магазин”
Игра “Магазин”
Ученик-продавец загадывает определенный предмет, который он хочет “продать”. Затем “продает” его, называя новое слово на каждый звук названия предмета. Остальные дети-покупатели отгадывают название предмета по первым звукам слов. Если “продавец” не допустил ошибок, то предмет продан. Например:
к – корова у – утка к – кофта л – ласточка а – апельсин
IV. “Занимательный стадион”
(физминутка)Игра “Словесный мяч” (дети встают в круг)
В процессе игры с мячом составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: рыба – баран – ранка – каша – шары и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним.
V. “Словесный сад”
1. Игра “Кузовок” (На доске прикреплены картинки с изображениями кузовка, корзины, коробки, ящика, пакета, кадушки.)
Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на – ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утёнок, флажок, кружок… По аналогии собирают корзину, коробку, ящик, пакет, кадушку. Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, – ка, – ик и -ет, – ушка. Эту игра начинается такими фразами: “Собираемся в лесок, наполняем кузовок!” (снежок, клубок, платок); “Вот перед нами корзина, туда отправляется…” (картина, балерина, малина...); “Вот коробка, смотрим, что там?” (лодка, бородка, сковородка...); “Вот ящик, скорей клади туда…” (мячик, ларчик, мальчик...); “Вот большой-большой пакет. Клади в него…” (табурет, билет, балет...); “Вот огромная кадушка, а в ней.. ” (старушка, подушка, лягушка...).
2. Работа с родственными словами. (На столе у каждого ребенка по одному варианту набора карточек со словами)
Задание: разложить карточки со словами в 2-3 столбика по смыслу:
вода – водит (водяной, водовоз, перевод, водичка, проводник, заводной, водитель, приводить, подводный); гора – горе – горит (гористая, пригорок, горный, горцы, горевал, горестные, загорел, выгорит, погорельцы, пригорюнился);
рис – рисовать (зарисовка, нарисовал, рисунок, рисовод, разрисованный, рисинка, рисовая);
шипы – шипеть (зашипел, шипящий, шиповник, шиповки, шипучка).
3. Игра “Слово в слове”
Для игры приготовлены большие карты, на каждой из которых написаны 10 слов в два столбика и маленькие карточки со словами, которые являются частью слов с больших карточек. Большие карты раздаются детям. Затем выбирается “говорун”, у которого находятся все маленькие карточки. “Говорун” медленно зачитывает слова, написанные на них. Если произнесенное слово есть в составе слова на чьей-либо большой карте, ребенок говорит: “Мое слово”, называет в состав какого слова оно входит, забирает маленькую карточку и закрывает ею слово на большой. Выигрывает тот, кто закроет все слова на большой карточке.
Большие карты Маленькие карточки
Вариант №1
лягушки | чудесная |
дожди | лесопилки |
страна | темнота |
запасы | человек |
весточка | волокно |
Слова: ушки, жди, рана, пас, точка, десна, опилки, нота, век, окно
Вариант №2
кролики | жуткая |
ловкость | мышьяк |
столяр | маскарад |
следопыт | грибочки |
балкон | призрак |
Слова: ролики, кость, стол, опыт, бал, утка, мышь, маска, бочки, приз
Вариант №3
волосы | наступал |
парус | кладут |
фасоль | раскат |
барсук | кружила |
сеновал | матушка |
Слова: осы, пар, соль, сук, овал, ступа, клад, скат, жила, тушка
Вариант №4
банкрот | вьюга |
журнал | коньки |
голова | кораблик |
камыши | защита |
удача | огромные |
Слова: крот, урна, гол, мыши, дача, юг, конь, блик, щит, гром
Вариант №5
услуга | графин |
ограда | выбор |
трудно | кроты |
золото | победа |
этажерка | дополнить |
Слова: слуга, град, труд, лото, этаж, граф, бор, крот, беда, нить
Вариант №6
цветок | опрос |
сосны | погода |
наутёк | панорама |
машина | приклад |
мешок | удочка |
Слова: ток, сны, тёк, шина, шок, рос, год, рама, клад, дочка
VI. Итог занятия.
– Дети, какие игры со словами вам понравились больше всего?
– В какие из них вы будете играть со своими друзьями?
Литература
- Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. От буквы к слову, от слова к предложению [Текст]: Тетрадь №1 для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму / М.М. Безруких, Е.С. Логинова, Н.В. Флусова.-М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2008. -40с.
- Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов [Текст]: Тетрадь для логопедических занятий №1 / Л.М. Козырева.-Ярославль: Академия развития, 2006. -48с.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы [Текст]: Учебное пособие / Л.Г. Милостивенко.-СПб.:Фирма “Стройлеспечать”, 1995. -28 с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]: Учебное пособие / И.Н. Садовникова.-М.:"Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 1997. -256 с.