Групповое логопедическое занятие по нормализации чтения у детей младшего школьного возраста. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи занятия:

  • Заинтересовать детей играми, связанными с родным языком, воспитывать языковое чутье.
  • Учить детей быть наблюдательными, замечать ошибки и делать самопроверку.
  • Развивать логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание.
  • Совершенствовать звукобуквенный анализ и синтез слов.
  • Закреплять умение делить слова на слоги и подбирать новые слова на заданный слог.
  • Закреплять умение подбирать родственные слова.
  • Расширять и актуализировать словарный запас.
  • Формировать образ слова.

Тип занятия: игровое.

Форма занятия: групповая.

Оборудование:

Предметные картинки с изображениями музея, магазина, стадиона, сада, кузовка, коробки, корзины, кадушки, пакета, ящика; карточки с буквами, слогами, словами; мяч; наборное полотно; карточки с цепочками букв и с квадратами букв; карточки с родственными словами; карточки для игры “Слово в слове”.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед приветствует детей, предлагает им поздороваться с гостями.

– Мы отправляемся на экскурсию в город “Слов”. Вам нужно составить из слогов слова и вы догадаетесь, какие достопримечательности есть в этом городе. (Дети собирают из слогов слова: му-зей, ма-га-зин, ста-ди-он, са-дик и прикрепляют их на доске под соответствующими картинками.)

– Я предлагаю вам посетить “Интересный музей”, “Чудесный магазин”, “Словесный сад” и “Занимательный стадион”. Там вы узнаете много нового и интересного о словах. (В процессе выполнения заданий логопед проверяет их, помогает исправить ошибки, оценивает и поощряет детей.)

II. “Интересный музей”

(Логопед для каждого упражнения последовательно выставляет на наборное полотно карточки с заданиями)

1. Чтение слов в прямом и обратном порядке, объяснение значения каждого слова: нос, лом, бар, трос, полк, раки, хорош, шалаш, наган, казак.
2. Составить 15 новых слов, используя буквы из слов: КАРТОФЕЛЬ (ель, кафель, торф, фота,...), ФАБРИКА (брак, бак, фара, араб,...).
3. Игра “Буква потерялась”

Подобрать слово, вставляя одну букву в данное слово:

в начало слова в середину слова в конец слова
роза (гроза) сон (слон) пар (парк)
лень (олень) сук (стук) бра (брак)
игры (тигры) кот (крот) вол (волк)
точка (уточка) блок (белок) спор (спорт)

4. Игра “Лишняя буква”

Подобрать слово, убирая одну букву из данного слова:

из начала слова из середины слова из конца слова
бусы (усы) седло (село) банка (банк)
щель (ель) крошка (кошка) зубр (зуб)
мрак (рак) обвал (овал) рыбак (рыба)
брак (рак) задание (здание) полк (пол)

5. Нахождение слов среди цепочки букв:

апушегроисобакатиоешгцущмралынккороватирешзйокурицаоапвмшхц

боножимыносурмакюшалобырбакновозрракпелёнмоклесицсыровдедушёч

6. Нахождение слов по вертикали и горизонтали в квадрате с буквами:

Л У Р С К Л А Е Р У Д Ю
Т И Р П Ы Ж У Л Ш Ю Я Н
М Ч О Х И Н Ф И Д К У Ф
Е Ц А Б Я Г И С Е О Д В
Д М С О Б А К А Ч Р Х Р
В О Ш В Р П А В Л О Н Н
Е К К Ц Т И Ю З О В Э Ы
Д А Н А К В Д И З А Я Ц
Ь Р У Т Ю С Т Ч Д Ж К К
Т Ш Ц М В О Л К Р Н Р Щ
А К Ф Г Ы Х О Я П И Щ Е
С Э Б А Р С У К М О З Г

III. “Чудесный магазин”

Игра “Магазин”

Ученик-продавец загадывает определенный предмет, который он хочет “продать”. Затем “продает” его, называя новое слово на каждый звук названия предмета. Остальные дети-покупатели отгадывают название предмета по первым звукам слов. Если “продавец” не допустил ошибок, то предмет продан. Например:

к – корова у – утка к – кофта л – ласточка а – апельсин

IV. “Занимательный стадион” (физминутка)

Игра “Словесный мяч” (дети встают в круг)

В процессе игры с мячом составляются цепочки слов так, чтобы первый слог последующего слова повторял последний слог предыдущего, например: рыба – баран – ранка – каша – шары и т. д. Выигрывает тот, кто называет слово последним.

V. “Словесный сад”

1. Игра “Кузовок” (На доске прикреплены картинки с изображениями кузовка, корзины, коробки, ящика, пакета, кадушки.)

Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на – ок: грибок, глазок, зубок, подарок, платок, крючок, клубок, замок, венок, утёнок, флажок, кружок… По аналогии собирают корзину, коробку, ящик, пакет, кадушку. Соответственно собирать тогда будем слова на -ина, – ка, – ик и -ет, – ушка. Эту игра начинается такими фразами: “Собираемся в лесок, наполняем кузовок!” (снежок, клубок, платок); “Вот перед нами корзина, туда отправляется…” (картина, балерина, малина...); “Вот коробка, смотрим, что там?” (лодка, бородка, сковородка...); “Вот ящик, скорей клади туда…” (мячик, ларчик, мальчик...); “Вот большой-большой пакет. Клади в него…” (табурет, билет, балет...); “Вот огромная кадушка, а в ней.. ” (старушка, подушка, лягушка...).

2. Работа с родственными словами. (На столе у каждого ребенка по одному варианту набора карточек со словами)

Задание: разложить карточки со словами в 2-3 столбика по смыслу:

вода – водит (водяной, водовоз, перевод, водичка, проводник, заводной, водитель, приводить, подводный); гора – горе – горит (гористая, пригорок, горный, горцы, горевал, горестные, загорел, выгорит, погорельцы, пригорюнился);

рис – рисовать (зарисовка, нарисовал, рисунок, рисовод, разрисованный, рисинка, рисовая);

шипы – шипеть (зашипел, шипящий, шиповник, шиповки, шипучка).

3. Игра “Слово в слове”

Для игры приготовлены большие карты, на каждой из которых написаны 10 слов в два столбика и маленькие карточки со словами, которые являются частью слов с больших карточек. Большие карты раздаются детям. Затем выбирается “говорун”, у которого находятся все маленькие карточки. “Говорун” медленно зачитывает слова, написанные на них. Если произнесенное слово есть в составе слова на чьей-либо большой карте, ребенок говорит: “Мое слово”, называет в состав какого слова оно входит, забирает маленькую карточку и закрывает ею слово на большой. Выигрывает тот, кто закроет все слова на большой карточке.

Большие карты Маленькие карточки

Вариант №1

лягушки чудесная
дожди лесопилки
страна темнота
запасы человек
весточка волокно

Слова: ушки, жди, рана, пас, точка, десна, опилки, нота, век, окно

Вариант №2

кролики жуткая
ловкость мышьяк
столяр маскарад
следопыт грибочки
балкон призрак

Слова: ролики, кость, стол, опыт, бал, утка, мышь, маска, бочки, приз

Вариант №3

волосы наступал
парус кладут
фасоль раскат
барсук кружила
сеновал матушка

Слова: осы, пар, соль, сук, овал, ступа, клад, скат, жила, тушка

Вариант №4

банкрот вьюга
журнал коньки
голова кораблик
камыши защита
удача огромные

Слова: крот, урна, гол, мыши, дача, юг, конь, блик, щит, гром

Вариант №5

услуга графин
ограда выбор
трудно кроты
золото победа
этажерка дополнить

Слова: слуга, град, труд, лото, этаж, граф, бор, крот, беда, нить

Вариант №6

цветок опрос
сосны погода
наутёк панорама
машина приклад
мешок удочка

Слова: ток, сны, тёк, шина, шок, рос, год, рама, клад, дочка

VI. Итог занятия.

– Дети, какие игры со словами вам понравились больше всего?

– В какие из них вы будете играть со своими друзьями?

Литература

  1. Безруких М.М., Логинова Е.С., Флусова Н.В. От буквы к слову, от слова к предложению [Текст]: Тетрадь №1 для занятий с детьми, имеющими трудности в обучении чтению и письму / М.М. Безруких, Е.С. Логинова, Н.В. Флусова.-М.: Издательский центр “Вентана-Граф”, 2008. -40с.
  2. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов [Текст]: Тетрадь для логопедических занятий №1 / Л.М. Козырева.-Ярославль: Академия развития, 2006. -48с.
  3. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы [Текст]: Учебное пособие / Л.Г. Милостивенко.-СПб.:Фирма “Стройлеспечать”, 1995. -28 с.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]: Учебное пособие / И.Н. Садовникова.-М.:"Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС", 1997. -256 с.