Урок окружающего мира по теме "Все профессии важны, все профессии нужны"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


Цели:

Образовательные:

  • Расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда.
  • Способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна.
  • Учить видеть необходимость в определении профессии.
  • Учить ориентироваться в мире профессий.

Развивающие:

  • Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
  • Развивать умение объективно оценивать свои знания.
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
  • Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
  • Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.

Воспитывающие:

  • Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.
  • Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.

Задачи:

  • Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
  • Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
  • Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Оборудование:

  • Учебник “Окружающий мир” 2 класс, А.А.Плешаков.
  • Рабочая тетрадь 2 класс, А. А. Плешаков.
  • Тесты 2 класс, А.А. Плешаков.
  • Мультимедийный проектор
  • Презентация к уроку в программе “PowerPoint”.
  • Домики для рефлексии.
  • Картинки c профессиями.
  • Конверты с пословицами.
  • Карточки для игры.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала. (Слайд 1)

I. Организационный момент (Слайд 2)

- Здравствуйте, те, кто весел сегодня,

- Здравствуйте, те, кто грустит,

- Здравствуйте, те, кто общается с радостью,

- Здравствуйте, те, кто молчит.

- Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов сегодня трудиться и получать знания!

- Здравствуйте!

II. Психологический настрой (Слайд 3)

А сейчас мы отправляемся в путешествие, но не куда-нибудь, а на улицы города.

Закройте глаза, так вам будет легче представить то, о чём я расскажу.Наступило раннее утро. Показалось на небе солнышко.Просыпается наш город Москва. На улицах города появились машины, люди.Дети спешат в школу, взрослые торопятся на работу.Рабочий день начинается.Откройте глаза.

III. Сообщение темы урока

В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Предлагаю вам я тему ..
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим
И урок свой посвятим.
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.

"Все профессии важны,
Все профессии нужны" (Слайд 4)
На свете много профессий разных,
И все они людям нужны,
От самых простых и до самых важных,
Все они в жизни важны.

- А что же такое профессия?

Обратившись к толковому словарю, раскроем смысл этого слова.

Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.

- Как же возникли профессии?(Слайд 5)

Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Мужчины изготавливали орудия для охоты. Профессии охотника и рыбака уже были. Женщины занимались собирательством, земледелием и шитьём. С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии.

- Какие профессии у ваших родителей?(Слайд 6)

IV. Проверка домашнего задания

- Откройте рабочую тетрадь с.49.

- А где работают ваши родители? Какую профессию они выбрали в молодости? Ответы детей.

Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность, которая связана с экономикой.

- Что же такое экономика?

Экономика-это хозяйственная деятельность людей.

- Давайте вспомним отрасли экономики.

  • Промышленность (Слайд 7)
  • Сельское хозяйство(Слайд 7)
  • Транспорт(Слайд 7)
  • Строительство(Слайд 7)
  • Торговля(Слайд 7)
  • Культура(Слайд 7)
  • Образование(Слайд 7)
  • Здравоохранение(Слайд 7)

V. Работа по теме урока (Слайд 8)

- Откройте учебник с.126

- Прочитайте название профессии.

- Чем занимается человек и к какой отрасли экономики относится профессия?

  • комбАйнер- водитель комбайна(транспорт, сельское хозяйство)
  • ткачиха-работница, изготавливающая ткани (промышленность)
  • сталевар-рабочий, занимающийся выплавкой стали (промышленность)
  • повар-искусно готовит(сфера обслуживания)
  • продавец- осуществляет продажу товаров (торговля)
  • пчеловод- разводит пчёл (сельское хозяйство)

- Откройте учебник на с. 127(Слайд 9)

- Ответьте на вопрос и подберите фотографию к ответу.

  • Кто пишет книги? Писатель (культура).
  • Кто воспитывает детей в детском саду? Воспитатель (образование).
  • Кто лечит людей? Врач(здравоохранение).
  • Кто играет роли в театре или кино? Артист (культура).
  • Кто изучает природу? Эколог, учёный (наука,образование).

- Послушайте пословицы и поговорки. О каких профессиях идёт речь?(Слайд 10)

  • Не игла шьёт, а руки (швея).
  • Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (рыбак).
  • Лес рубят- щепки летят (лесоруб).
  • Не бравшись за топор, избу не срубишь (плотник).
  • Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится (пахарь, хлебороб).

АПЛОДИСМЕНТЫ.

Работа в парах.

- Возьмите и откройте конверты. Соберите пословицу о труде.

Пословицы:

  • Счастлив тот, кто трудом живёт.
  • Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
  • Труд кормит и одевает.
  • Кто любит трудиться, - тому без дела не сидится.
  • Терпенье и труд всё перетрут.
  • Люби дело - мастером будешь.
  • Без труда мечта мертва.
  • Упустишь минуту - потеряешь час.
  • Землю красит солнце, а человека - труд.
  • Деревья смотри в плодах, а человека - в делах.
  • Человек без труда, что земля без воды.
  • Кто много болтает, тот делу мешает.
  • Под лежачий камень вода не течёт.
  • Труд человека кормит, а лень- портит.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Птица крепнет в полёте, а человек в труде.
  • Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Работа в группах.

- Игра “Узнай профессию”.

Карточка 1. (Слайд 11)

  • Пожарный шланг, капля воды, костюм огнеопасный (пожарный).

Карточка 2. (Слайд 11)

  • Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос (парикмахер).

Карточка 3. (Слайд 11)

  • Весы, деньги, касса, товары (кассир).

Карточка 4. (Слайд 11)

  • Часы, лупа, отвёртка (часовщик).

Карточка 5. (Слайд 11)

Провода, столбы, выключатель, лампочка (электрик, монтёр).

- Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию.

Если вы согласны с ответом, хлопните в ладоши.

Тест с.45 (Слайд 12)

Физкультминутка

Выполнение имитационных физических упражнений под чтение учителем стихов о профессиях.

  • Дайте ножницы, расчёску, он вам сделает причёску.
  • Парикмахер непременно подстрижёт вас современно.
  • Лётчик знает своё дело, в небе водит самолёт.
  • Над землёй летит он смело, совершая перелёт.
  • Плывёт моряк на корабле, он не тоскует по земле.
  • Он с ветром дружит и волной, ведь море - дом его родной.
  • Каждый день он в море ходит, и для нас он рыбу ловит.
  • Ловит и зимой, и летом - рыбака работа в этом.
  • Как играет музыкант, как прекрасны скрипки звуки!
  • У него большой талант, золотые руки!
  • В микроскоп учёный смотрит, видно, опыты проводит.
  • Дела нет ему до скуки - весь в работе, весь в науке.

VI. Обобщение изученного

- Есть ли профессии, где трудиться не надо? Ответы детей.

Чтобы вы ни мечтали делать в жизни - надо сначала учиться.

Школа - начало пути к любой профессии.

Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести корабль ввысь -
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!

1. Составление кластера “Профессия”. (Слайд 13)

- Чему посвящён урок? (тема “Все профессии важны, все профессии нужны”)

- Назовите по другому “ПРОФЕССИЯ” (работа, дело, занятие, специальность, ремесло, труд)

- Начало пути к любой профессии (школа)

- Что нужно, чтобы овладеть профессией (навыки, старание, терпение, знания, умения)

- Вознаграждение от профессии (зарплата, помощь людям, польза государству, личная значимость)

2. Составление проекта “Город мастеров” (Слайд 14)

-Как же узнать, какую профессию выбрать?

Некоторые дети очень рано чувствуют своё призвание. Девочки любят рисовать, шить, лечить свои игрушки. Мальчики- играть в машины, строить дома.

- На основе мини-проектов “А кто ты?” прошлого - мы составим проект будущего “Кем быть?”

VII. Рефлексия

ЕСЛИ ЗАДАНИЕ, КОТОРОЕ Я НАЗОВУ, ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ, И БЫЛО ЛЕГКО ЕГО ВЫПОЛНЯТЬ, ТО РАСКРАСЬТЕ ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ, А ЕСЛИ БЫЛО ТРУДНО И НЕИНТЕРЕСНО – КРАСНЫМ.

Найдите

  • 1 окошко – путешествие, закрыв глаза,
  • 2 окошко – работа с пословицами,
  • 3 окошко – отгадывание профессии по предметам,
  • 4 окошко – работать по группам, в парах,
  • 5 окошко – составление кластера,
  • 6 окошко – составление проекта.

VIII. Домашнее задание (Слайд 15)

1. С.127 – 129 (учебник). Прочитать и выписать названия профессий, благодаря которым хлеб появляется у нас на столе.

2. Подготовить выразительное чтение стихотворений Д.Родари “Чем пахнут ремёсла?”, “Какого цвета ремёсла?”

3. Выполнить задание в рабочей тетради.

IX. Итог урока.

Очень важно, чтобы человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или что у него “золотые руки”. Но помните! Если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесёте радости своим трудом. Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. (Слайд 16)

- Звучит песня “Дорогами добра”:

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой.
Куда по свету белому отправиться с утра.
Как путь не был бы долог,
Иди прямой дорогой,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

- Спасибо, дети, за урок. Мне было интересно и приятно с вами работать.