Цели:
Образовательные:
- Расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда.
- Способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна.
- Учить видеть необходимость в определении профессии.
- Учить ориентироваться в мире профессий.
Развивающие:
- Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
- Развивать умение объективно оценивать свои знания.
- Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
- Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
- Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
- Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.
Воспитывающие:
- Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.
- Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.
Задачи:
- Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
- Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
- Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Оборудование:
- Учебник “Окружающий мир” 2 класс, А.А.Плешаков.
- Рабочая тетрадь 2 класс, А. А. Плешаков.
- Тесты 2 класс, А.А. Плешаков.
- Мультимедийный проектор
- Презентация к уроку в программе “PowerPoint”.
- Домики для рефлексии.
- Картинки c профессиями.
- Конверты с пословицами.
- Карточки для игры.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала. (Слайд 1)
I. Организационный момент (Слайд 2)
- Здравствуйте, те, кто весел сегодня,
- Здравствуйте, те, кто грустит,
- Здравствуйте, те, кто общается с радостью,
- Здравствуйте, те, кто молчит.
- Улыбнитесь, пожалуйста, те, кто готов сегодня трудиться и получать знания!
- Здравствуйте!
II. Психологический настрой (Слайд 3)
А сейчас мы отправляемся в путешествие, но не куда-нибудь, а на улицы города.
Закройте глаза, так вам будет легче представить то, о чём я расскажу.Наступило раннее утро. Показалось на небе солнышко.Просыпается наш город Москва. На улицах города появились машины, люди.Дети спешат в школу, взрослые торопятся на работу.Рабочий день начинается.Откройте глаза.
III. Сообщение темы урока
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Предлагаю вам я тему ..
Книги, чашки, стол и дом
Создал человек трудом.
Вот о тех, кто создаёт,
Строит, учит иль поёт,
Мы сейчас поговорим
И урок свой посвятим.
Тема наша вам ясна?
О профессиях она.
"Все профессии важны,
Все профессии нужны" (Слайд 4)
На свете много профессий разных,
И все они людям нужны,
От самых простых и до самых важных,
Все они в жизни важны.
- А что же такое профессия?
Обратившись к толковому словарю, раскроем смысл этого слова.
Профессия – это вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений.
- Как же возникли профессии?(Слайд 5)
Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Мужчины изготавливали орудия для охоты. Профессии охотника и рыбака уже были. Женщины занимались собирательством, земледелием и шитьём. С развитием торговли и возникновением городов появились и новые профессии.
- Какие профессии у ваших родителей?(Слайд 6)
IV. Проверка домашнего задания
- Откройте рабочую тетрадь с.49.
- А где работают ваши родители? Какую профессию они выбрали в молодости? Ответы детей.
Профессия - это основное занятие человека, его трудовая деятельность, которая связана с экономикой.
- Что же такое экономика?
Экономика-это хозяйственная деятельность людей.
- Давайте вспомним отрасли экономики.
- Промышленность (Слайд 7)
- Сельское хозяйство(Слайд 7)
- Транспорт(Слайд 7)
- Строительство(Слайд 7)
- Торговля(Слайд 7)
- Культура(Слайд 7)
- Образование(Слайд 7)
- Здравоохранение(Слайд 7)
V. Работа по теме урока (Слайд 8)
- Откройте учебник с.126
- Прочитайте название профессии.
- Чем занимается человек и к какой отрасли экономики относится профессия?
- комбАйнер- водитель комбайна(транспорт, сельское хозяйство)
- ткачиха-работница, изготавливающая ткани (промышленность)
- сталевар-рабочий, занимающийся выплавкой стали (промышленность)
- повар-искусно готовит(сфера обслуживания)
- продавец- осуществляет продажу товаров (торговля)
- пчеловод- разводит пчёл (сельское хозяйство)
- Откройте учебник на с. 127(Слайд 9)
- Ответьте на вопрос и подберите фотографию к ответу.
- Кто пишет книги? Писатель (культура).
- Кто воспитывает детей в детском саду? Воспитатель (образование).
- Кто лечит людей? Врач(здравоохранение).
- Кто играет роли в театре или кино? Артист (культура).
- Кто изучает природу? Эколог, учёный (наука,образование).
- Послушайте пословицы и поговорки. О каких профессиях идёт речь?(Слайд 10)
- Не игла шьёт, а руки (швея).
- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть (рыбак).
- Лес рубят- щепки летят (лесоруб).
- Не бравшись за топор, избу не срубишь (плотник).
- Кто пахать не лениться, у того и хлеб родится (пахарь, хлебороб).
АПЛОДИСМЕНТЫ.
Работа в парах.
- Возьмите и откройте конверты. Соберите пословицу о труде.
Пословицы:
- Счастлив тот, кто трудом живёт.
- Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
- Труд кормит и одевает.
- Кто любит трудиться, - тому без дела не сидится.
- Терпенье и труд всё перетрут.
- Люби дело - мастером будешь.
- Без труда мечта мертва.
- Упустишь минуту - потеряешь час.
- Землю красит солнце, а человека - труд.
- Деревья смотри в плодах, а человека - в делах.
- Человек без труда, что земля без воды.
- Кто много болтает, тот делу мешает.
- Под лежачий камень вода не течёт.
- Труд человека кормит, а лень- портит.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Птица крепнет в полёте, а человек в труде.
- Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.
Работа в группах.
- Игра “Узнай профессию”.
Карточка 1. (Слайд 11)
- Пожарный шланг, капля воды, костюм огнеопасный (пожарный).
Карточка 2. (Слайд 11)
- Расческа, ножницы, зеркало, лак для волос (парикмахер).
Карточка 3. (Слайд 11)
- Весы, деньги, касса, товары (кассир).
Карточка 4. (Слайд 11)
- Часы, лупа, отвёртка (часовщик).
Карточка 5. (Слайд 11)
Провода, столбы, выключатель, лампочка (электрик, монтёр).
- Проверяем: вы называете сначала опорные слова, а затем профессию.
Если вы согласны с ответом, хлопните в ладоши.
Тест с.45 (Слайд 12)
Физкультминутка
Выполнение имитационных физических упражнений под чтение учителем стихов о профессиях.
- Дайте ножницы, расчёску, он вам сделает причёску.
- Парикмахер непременно подстрижёт вас современно.
- Лётчик знает своё дело, в небе водит самолёт.
- Над землёй летит он смело, совершая перелёт.
- Плывёт моряк на корабле, он не тоскует по земле.
- Он с ветром дружит и волной, ведь море - дом его родной.
- Каждый день он в море ходит, и для нас он рыбу ловит.
- Ловит и зимой, и летом - рыбака работа в этом.
- Как играет музыкант, как прекрасны скрипки звуки!
- У него большой талант, золотые руки!
- В микроскоп учёный смотрит, видно, опыты проводит.
- Дела нет ему до скуки - весь в работе, весь в науке.
VI. Обобщение изученного
- Есть ли профессии, где трудиться не надо? Ответы детей.
Чтобы вы ни мечтали делать в жизни - надо сначала учиться.
Школа - начало пути к любой профессии.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести корабль ввысь -
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись!
1. Составление кластера “Профессия”. (Слайд 13)
- Чему посвящён урок? (тема “Все профессии важны, все профессии нужны”)
- Назовите по другому “ПРОФЕССИЯ” (работа, дело, занятие, специальность, ремесло, труд)
- Начало пути к любой профессии (школа)
- Что нужно, чтобы овладеть профессией (навыки, старание, терпение, знания, умения)
- Вознаграждение от профессии (зарплата, помощь людям, польза государству, личная значимость)
2. Составление проекта “Город мастеров” (Слайд 14)
-Как же узнать, какую профессию выбрать?
Некоторые дети очень рано чувствуют своё призвание. Девочки любят рисовать, шить, лечить свои игрушки. Мальчики- играть в машины, строить дома.
- На основе мини-проектов “А кто ты?” прошлого - мы составим проект будущего “Кем быть?”
VII. Рефлексия
ЕСЛИ ЗАДАНИЕ, КОТОРОЕ Я НАЗОВУ, ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ, И БЫЛО ЛЕГКО ЕГО ВЫПОЛНЯТЬ, ТО РАСКРАСЬТЕ ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ, А ЕСЛИ БЫЛО ТРУДНО И НЕИНТЕРЕСНО – КРАСНЫМ.
Найдите
- 1 окошко – путешествие, закрыв глаза,
- 2 окошко – работа с пословицами,
- 3 окошко – отгадывание профессии по предметам,
- 4 окошко – работать по группам, в парах,
- 5 окошко – составление кластера,
- 6 окошко – составление проекта.
VIII. Домашнее задание (Слайд 15)
1. С.127 – 129 (учебник). Прочитать и выписать названия профессий, благодаря которым хлеб появляется у нас на столе.
2. Подготовить выразительное чтение стихотворений Д.Родари “Чем пахнут ремёсла?”, “Какого цвета ремёсла?”
3. Выполнить задание в рабочей тетради.
IX. Итог урока.
Очень важно, чтобы человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своём месте или что у него “золотые руки”. Но помните! Если вы завистливы, эгоистичны, вы никому не принесёте радости своим трудом. Поэтому я, прежде всего, желаю вам быть добрыми и отзывчивыми людьми. (Слайд 16)
- Звучит песня “Дорогами добра”:
Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой.
Куда по свету белому отправиться с утра.
Как путь не был бы долог,
Иди прямой дорогой,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
- Спасибо, дети, за урок. Мне было интересно и приятно с вами работать.