Индивидуальная образовательная траектория – персональный путь развития одаренности младшего школьника

Разделы: Начальная школа


Кардинальные изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, обусловлены переходом человечества от индустриальной цивилизации XX века к информационной XXI века. В обществе XXI века “культура становится важнейшей сферой самовыражения личности … XXI век – творчества нового взлёта человеческого духа, преображающего окружающий мир”.

В Концепции модернизации образования утверждается что “… школа в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью…”.

Российское общество и образование ставят перед школой вопрос о необходимости сменить идеологию коллективизма на личностно-ориентированное образование, что предполагает внимание и науки, и практики не только к социализации, но и индивидуальности ученика.

В “Рабочей Концепции одарённости” говорится, что: “Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества”.

Данный опыт даёт возможность решать задачу выявления и развития одарённости детей, создание условий для реализации личностного потенциала ученика.

На сегодняшний день большинство психологов признаёт, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Учитель, желающий видеть и развивать в каждом ученике индивидуальность, уникальную личность, оказывается перед сложной педагогической задачей:

как одновременно обучать всех по-разному?

Считаю одним из таких подходов в обучении – индивидуальную образовательную траекторию ученика, как фактор развития одарённости. Применяя данный опыт, мы предоставляем младшему школьнику возможность для личностного самоопределения с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, признаём школьника субъектом учебной деятельности. Индивидуальная образовательная траектория позволяет выработать персональный стиль учебно-познавательной деятельности, помогает выявлению и раскрытию самобытности и личностного своеобразия возможностей ученика.

В основе данного подхода лежат принципы, определяющие специфику образовательной деятельности, а также являются резервом повышения креативности, продуктивности и индивидуализации обучения, а значит, будут способствовать развитию одарённости:

  1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения – познавательное развитие и воспитание личностных качеств учащихся.
  2. Принцип индивидуализации и дифференциации – учёт индивидуальных особенностей учащихся.
  3. Принцип учёта возрастных возможностей – соответствие содержания образования возрастным категориям учащихся.

Сущность данного опыта на технологическом уровне заключается в поэтапном формировании у младших школьников умения проектировать индивидуальную образовательную траекторию.

Индивидуальная образовательная траектория ученика на уроке реализуется посредством ситуации выбора – это спроектированный учителем этап (элемент) урока, когда ученики отдают своё предпочтение одному из вариантов решения учебной задачи, проявляя свою активность, самостоятельность, индивидуальный стиль познания.

Предметом выбора ученика на уроке могут выступать:

  • Цели обучения (собственная цель в изучении конкретной темы, раздела, курса);
  • Содержание учебного материала (обогащение учебного материала как в сторону углубления (переход на более высокий уровень сложности), так и в сторону расширения – за пределы федерального государственного образовательного стандарта);
  • Уровень задания, его вид, способ (в соответствии с его индивидуальными особенностями);
  • Форма выполнения;
  • Темп изучения материала и выполнения задания;
  • Право на собственную оценку результатов своей деятельности.

При проектировании индивидуальной образовательной траектории можно выделить следующие этапы:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Диагностический

  • Проводит диагностику уровня познавательных возможностей учеников.
  • Определяет образовательные запросы школьников в том или ином предмете.
  • Оценивает свои возможности.
  • Определяет предпочтения в том или ином предмете

Разъяснительный

  • Создаёт ситуацию выбора, выступая консультантом.
  • Осуществляет выбор индивидуальной траектории по предложенным параметрам.

Этап моделирования

  • Оказывает помощь в постановке целей, определении продукта деятельности, составлении плана работы, в отборе средств и способов достижения результата.
  • Планирует оценку реализации учеником ИОТ
  • Ученик ставит личностно значимые цели, определяет продукт ИОТ
  • Составляет план работы, проводит отбор средств.
  • Продумывает рефлексию своей деятельности

Реализация ИОТ

  • Принимает ИОТ ученика, помогает при возникновении проблем.
  • Осуществляет обратную связь.
  • Реализует ИОТ в виде выбранной формы.

Рефлексия

  • Проводит рефлексию ИОТ, переходя с эмоционально-чувственного уровня на рациональный (анализ деятельности и её результатов).
  • Осуществляет рефлексию собственной деятельности на рациональном уровне причины успеха или неудач)

Хочется отметить что, применяя данный опыт, необходимо решать задачу формирования субъектности младшего школьника. Признание ученика субъектом обучения означает признание у него собственного жизненного опыта, а это главный путь превращения образовательных знаний в ценность.

Результатом движения ученика по индивидуальной образовательной траектории является – образовательный продукт.

Образовательный продукт – результат деятельности ученика, содержание которой соответствует изучаемое теме, разделу, предмету, образовательной области. Иначе говоря, это полученные знания, которые реализуются в умениях оперировать ими в стандартной или творческой ситуации, отмечая формирование универсальных учебных действий.

К способам фиксации образовательных продуктов индивидуальной траектории младших школьников можно отнести следующие:

  • сочинение сказок, стихов;
  • составление шарад, ребусов, кроссвордов;
  • составление рассказов с точки зрения объектов: “Я – капелька воды”, “Я – снежинка” и. т.п.
  • составление памятки, алгоритма, схемы, таблицы;
  • выдвижение гипотез, их доказательство;
  • разработка рекомендаций;
  • защита проектов;
  • проведение опыта, эксперимента, наблюдения, исследования
  • составление теста, задания;
  • изготовление книжки, брошюры;
  • составление мини – словаря;
  • создание “сундучка мудрости для одноклассников”;
  • рисунок для энциклопедии;
  • составление рецензии;
  • исполнение ролей на уроке: информатор, защитник, обвинитель, консультант и т. д.
  • реклама объекта учебной деятельности;
  • презентация.

Как показал опыт обучения детей по индивидуальной образовательной траектории, наиболее эффективной формой контроля является постоянная обратная связь, а именно оценка наиболее существенных результатов, постоянная самооценка ученика с учётом предлагаемых образцов и эпизодическое участие в оценке учителя.

На всех этапах составления и реализации индивидуальной образовательной траектории самое важное для ученика оценить свои возможности, способности, перспективы, интересы, усилия, которые он предполагает приложить для изучения того или иного материала либо, чтобы добиться запланированного результата.

Создавая образовательный продукт, школьник получает образовательное приращение, т.е. овладевает основами креативной, когнитивной и организационной деятельности. Поэтому учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием. Чем большую степень включения ученика в конструирование собственного образования обеспечивает учитель, тем полнее оказывается индивидуальная творческая самореализация ученика.

Кроме того, одновременная презентация ученика разных работ по одному и тому же вопросу создает особую образовательную напряжённость, побуждает школьников к личному самодвижению и эвристическому поиску решений.

Результативность опыта можно рассмотреть как внешние и внутренние приращения ученика, а именно:

  1. Формирование индивидуального стиля учебной – познавательной деятельности, способствует развитию детской одарённости.
  2. Удовлетворение образовательных запросов школьников с помощью продвижения по индивидуальной образовательной программе.
  3. Деятельность, ведущая к созданию индивидуального образовательного продукта, развивает индивидуальность младшего школьника. Предоставление ученику возможности узнать свои сильные стороны как субъекта успешной познавательной деятельности и развивать необходимые дополнительные.
  4. Создание индивидуального образовательного продукта ведёт к внутренним и внешним приращениям ученика, а значит, способствует формированию универсальных учебных действий.
  5. Возможность включения учеников в процесс подготовки урока повышает их личную заинтересованность и персональную значимость в результатах своего труда.

Гуманное отношение к одарённой личности, становление её индивидуальности, создание возможности саморегуляции в культурно – образовательном пространстве может быть при наличии свободы выбора учеником (в соответствии с его способностями) содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности.