Джасак Чингисхана в формировании менталитета народа саха

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока: Показать что, Джасак Чингисхана сформировал фундаментальные ценности этнического самосознания, менталитет народа саха .

Образовательные задачи урока:

  • Обучить учащихся умению работать над проектами.
  • Уметь анализировать норм права и основные положения Джасака Чингисхана.

Воспитательные задачи: Сформировать интерес и уважение к истории происхождения предков, своего народа, к правотворчеству древнего государства.

Тип урока: Проектный урок семинар, изучения нового материала.

Оборудование: учебники,СД диск с презентацией урока.

План урока:

  • “Потрясатель Вселенной”. История возникновения Джасака Чингизхана.
  • Загадки и проблемы великого Джасака.
  • Джасак Чингисхана – регулятор жизни кочевых народов Степной империи.
  • Джасак Чингисхана сформировал менталитет народа саха.

Основные понятия: джасак.билик.курултай.хан,нойон, кош.

Ход урока

Организационный момент.

За неделю до урока учащиеся получили задания по теме, работу над 4 проектами.По 2 человека на проект.

Вводное слово учителя: (на экране 1 слайд и 2 слайд из презентации “портрет Чингисхана”)

Мир 21 века – это мир глобальный. Все народы планеты объединены разнообразными взаимосвязями.Мы все больше ощущаем свою принадлежность к единому человечеству, мировому сообществу которая называется глобализацией. Часть общества радуется этому процессу, часть сопротивляется и называет себя “антиглобалистами”. Любое явление или процесс имеет и отрицательную, и положительную сторону. В процессе глобализации происходит стремительное, бурное развитие каждого народа, мир быстро становится единообразным, стираются различия, особенности каждого народа, этноса. Забываются язык, культура, традиции, в результате исчезают целые народы, этносы что вызывает у людей состояния отчаяния, безысходности, что толкает людей искать поддержку у близких по крови и духу людей – национально близкой среде. Поэтому 

1) надо пробудить у людей позитивное национальное самосознание как общность, а человека как члена этой общности. Необходимо сохранять особенность, неповторимость и уникальность культуры, языка, сформировать чувство гордости за свой народ

2). не отгораживаться от других наций и народов психологически, обогащать свою культуру контактами и заимствованиями из других культур, а свой внутренний духовный мир – постижением общечеловеческих ценностей. А в наше время великий Чингизхан обьявлен ЮНЕСКО Личностью второго тысячелетия, как первый обьединитель мирового сообщества,двигатель цивилизации.а его детище – Джасак первым законом по международному праву, сформировавший менталитет степных народов. Происхождение народа саха до сих пор является спорной.нерешенной.Хотя начиная с 17 века, многие русские исследователи замечали и писали о южном происхождении северного народа саха.Но всегда сходились в одном ,что якуты переселились из Байкала,культура и язык сходны с татарами.киргизами и казахами, то есть тюрками.Сами якуты в своих песнях и олонхо воспевали о законе божества Чингизхана,подчеркивая что они живут по этим законам.Сегодня ваши товарищи поставят точку по этому спорному вопросу. Ваша задача: проследить за ходом исследований своих товарищей,задать вопросы,делать выводы.

1 проект. Пожалуйста первый проект - “Потрясатель Вселенной” - кто он? История возникновения ДжасакаЧингизхана. (на экране 3 слайд презентации)

Учащиеся рассказывают,что в Великой степи в 10 веке началась засуха которая заставила тюркоязычные племена бывших хозяевами монгольских степей около 1500 лет уйти на Запад.а предков саха, на территорию Прибайкалья и часть оставшихся тюркоязычных племен забыла свой язык и стала разговаривать на монгольском. Жили предки саха, хоро- туматы на своей новой родине на Байкале в очень трудных условиях. Надо было приспосабливаться к страшным климатическим и другим природным условиям, сохранять в этих условиях скот. Их терзали межплеменные стычки, кровная месть.

Бабушка Темучина Красавица Алан Гоа из племени хоро туматов является матерью Бодончара который родился в 970 году в Забайкалье.А по отцу род Чингизхана назывался Бардьыгын. Язык у Чингизхана не был монгольским, а тюркским. Отца звали – Дьеьегей,(божество-коневодов саха) ,мать – Одьулуун( другой национальности) имя Чингизхана Темучин (Т?м??- обьединитель) а его детей :Ча?ытай (пугающий). О?отой (ребячливый) и Тулуй(терпеливый)

Сами соплеменники Чингисхана считали себя потомками тюрков и туматов.Есть предположение . что монголы являются потомками курыканского рода Бардьыгын.В конце 12 в. среди монгольских племен возвышается род Есугея, сын которого Темучин начал вести борьбу за объединение. В процессе этой борьбы сложилась военно-феодальная система кочевой империи Темучина. ( 3 слайд)

Восемьсот пятьдесят лет назад, в самом начале весны 1206 года, у истоков реки Онон (на границе современных России и Монголии) произошло событие планетарного масштаба, которое его современники, кроме, конечно, самих участников, практически не заметили. Некий князь кочевых монголов Темучин из рода Кият-Борджигин был поднят на кошме из белого войлока и провозглашен своими сподвижниками ханом всех монголов – Чингисханом]. Так выбирались ханы и за тысячу лет до него, и от скольких из них – больших и маленьких – в истории порой не осталось даже имени... С Чингисханом получилось иначе. Он стал личностью планетарного масштаба.императором Степной державы. Монгольскую империю Чингизидов иногда называют “степной империей Завоевав полмира. истребив своих врагов, Чингисхан создал монгольскую империю – Золотая Орда .Главными советниками были ученые китайцы которые советовали Чингисхану что”Мир можно завоевать сидя на седле, но империей нельзя управлять с седла”.Согласившись с этим доводом Чингиз хан создал свод законов “Джасак” для свободных кочевников. И кочевой мир все как один пошел за ним, поверив ему. И как мог защищал Джасак , жестоко наказывая предателей , противников, нарушителей Закона. Чагытаю поручалось наблюдение за неукоснительным выполнением Джасака.

Вопрос классу:

  1. Какие народы кроме монголов проживали в империи?
  2. Кто знает как удалось Темучину стать Чингисханом?

2 проект. “Загадки и проблемы великого Джасака.” (на экране 4 слайд презентации)

рассказывает об истории изучения Джасака учеными тюркологами и правоведами. Академик Б.Я. Владимирцов и Эренжин Хара даван излагают что “Чингисхан... оставил своим преемникам громадную империю и руководящие начала ее устройства, которые и были изложены им в его установлениях это Джасаке и его Изречениях – Билике Наследники хана верили в магическую силу Ясы и скрывали “священную книгу” от всяких иностранцев, покоренных или до поры свободных. Считалось, что она приносит победу в битве.

Считалось, что основной закон Потрясателя Вселенной Джасак был утерян и имеется только неполный персидский перевод уйгурского текста этих законов. Почему нет этого свода законов степных кочевников, составленного на монгольском языке и почему монголоязычный Чингисхан повелел написать его на тюрском языке? Куда подевались железные доски, на которых по повелению степного владыки ученые уйгуры увековечили его закон?Ученые спорят на каком языке был составлены Джасак и Билик. Существуют две теории которые гласят чтоДжасак был написан на киданьском языке,а вторая версия что Джасак была написана на уйгурском.древнетюркском языке на котором до сих пор говорит народ саха Доказательства тюркоязычности первоначальной версии Джасака имеются.

1) Так подстрочный перевод статей Билика и Джасаки на язык народа саха дает неожиданный и удивительный результат. Становится вполне понятным все выражения и даже некоторые статьи, которые в персидском переводе не имеют правильного смысла. Каждый перевод иноязычного теста представляет определенную трудность. Всегда теряется часть мысли. Получаемый при переводе на язык народа саха текст местами удивительно совпадает с пословицами и поговорками, существующими в якутском фольклоре, трактующим обычаи и взгляды на жизнь наших предков.

2) Ученый тюрколог Г.В.Ксенофонтов сам лично читал и видел Ясу Чингизхана написанную на камне на древнетюркском языке на Байкале.Но потом оказалось что эти камни исчезли как растворились. И следа от них не осталось. Но все таки Гаврил Васильевич успел записать и нарисовать этот камень, оставив свидетельство в своих трудах.

Вывод, большая часть кочевников, последовавшая за Чингисханом, разговаривали на древнетюркском, а переход всей восточной части монгольской империи на другой язык стал возможен при внуках Чингисхана, когда официальным государственным языком стал киданьский и до этого широко использовавшийся в государственном устройстве. В пользу этого утверждения говорит то обстоятельство, что монгольский язык получил распространение только в той части Великой степи где имело влияние государство Хубилая.

Вопрос классу:

  1. Почему Джасак был написан на тюркском языке,ведь Чингисхан был монголом?
  2. Кто такой Хубилай?

3 проект. Проект “Джасак Чингисхана – регулятор жизни многих кочевых народов Степной империи”. (на экране 5 слайд презентации)

Учащиеся рассказывают что каждый новый хан, правил ли он всей империей или только своим улусом, должен был начинать свое царствование подтверждением Ясы. Потомки Чингисхана должны были ежегодно собираться вместе с высшими сановниками каждого улуса для того, чтобы удостовериться, что ни один хан или князь Чингисовой крови за это время не нарушил Ясы. Виновный в ее нарушении должен был быть низложен. “Кто нарушит Ясу, лишится головы” - таков был указ первого хана Золотой Орды Пример законопослушания показывали сами сыновья Чингисхана. Последним у кого спросил о смысле жизни Чингисхан был его младший сын Толуй, унаследовавший после смерти отца монгольский улус. Он ответил; “Смысл жизни человека в служении Отечеству и своему народу”. Этот ответ вполне соответствует 22статья Билика и может быть более логичным завершением статьи 30. Кстати сам Толуй впоследствии поступил согласно своему ответу. Когда сильно заболел его брат Оготой, который в это время был преемником Чингисхана – владыкой монгольской империи, и шаманы потребовали за жизнь брата чужую жизнь, Толуй добровольно пожертвовал собой и умер выпив какое-то шаманское снадобье. Конечно трудно сейчас спросить о методах и пользе такого лечения, но Оготой на самом деле выздоровел после смерти своего брата. Этот благородный поступок Толуя не был забыт кочевниками-монголами и выбор его сына Мункэ на курултае правителем монгольской империи тому подтверждение.

Великий Джасак долго после распада Монгольской Империи признавалась в качестве высшего свода во всех улусах и областях, некогда входивших в состав этой империи. Джасак Чингисхана крепко цементировало устои империи, формировала фундаментальные ценности менталитета народов Степной империи.

Вопрос классу:

  1. Что нового вы узнали о содержании Джасака от 3 проекта?
  2. Как можно назвать поступок Толуя? почему он так поступил?
  3. Можно ли делать вывод что Джасак сформировал и воспитал сыновей Чингисхана такими какими мы их узнали?
  4. Приведите примеры из истории, аналогичные поступку Толуя.

4 проект называется “Джасак Чингисхана сформировал менталитет народа саха” (на экране 6 слайд из презентации)

Этот проект доказывает основываясь на трудах исследователей Серошевского, что народ саха жил по законам Джасака Чингисхана

Начиная с VI по XI век переселенцы первые предки саха живущие на Байкале небольшими группами прибывали они на нынешнюю свою территорию.Первые переселенцы были отуреченные лесные племена, которые занимались охотой, применяли оленей, служили у всех последующих степных владык гвардией, и называли себя ураанхай. Ксенофонтов считает, что среди этих народов были и древне монгольские, а затем и маньчжурские племена.Примечателен тот факт. что соратни ком Чингизхана были урянхит Субэтэй, который одновременно был воспитателем и наставником его внука Батый хана, а его сын Урянх – хадан именитым полководцем. Урянхитами были и другие полководцы как Джебе нойон. Вторую волну переселенцев составили коневоды- курыкане.Упоминание о племени курыкан встречается впервые в записях о похоронах первого тюркского хана Тумына в 552 году когда распался первый тюркский каганат на Западную и Восточную. Победителем остался Восточный который своих пленников мог переселить в Прибайкалье. С появлением представителей этих племен в Прибайкалье мог сформироваться Союз трех племен: Джархан, Хангыл. и Боотур. Который могли назвать Yс Кырыы хаан.Государство Yч Курыкан было небольшим. но самостоятельным государством. которое могло выставить до 5000 тяжеловооруженных всадников и существовало в Прибайкалье с 6–10 век.Это было написано в орхонских надписях в 11-13 века.Во времена 2 тюркского и уйгурского каганатов курыкане не принимали участия в боевых действиях. В конце 9 века кыргысы разгромили государство курыкан и заставили отступить их в северную часть своего государства.Часть курыкан была увезена кыргысами, часть была разогнана войсками полководцев Чингисхана в 11 веке, и укрылась на севере. Значит наши предки начали прибывать на север начиная с 9 века.

Законы Чингисхана довольно близки мировозрению народа саха. Но законы, созданные для организации военного государства, имеют антиродовую направленность. Поэтому в некоторой части мировоззрение народа саха не согласуется с проповедуемым в джасаке стереотипом поведения.Перейдем к тем, которые были отражением степного менталитета и в той или иной мере встречался у народа саха и описаны Серошевским в книге “Якуты”.

  • “Проезжий имеет право, по якутским понятиям, войти в каждый дом во всякое время дня и ночи, расположиться там, пить чай, принимать пищу или ночевать. Даже неприятного ему человека хозяин не смеет удалить из своего дома без достаточно уважительных причин. Если у проезжающего мало пищи, его будут там кормить, сколько бы он ни жил. Он может даже это требовать. Поэтому якуты никогда не берут с собой провизии если едут по населенной местности.
  • Право на долю имеет всякий прохожий не только в артельном промысле, но и в единичном. На Лене рыбаки занимающиеся ловлей стерляди “переметами” считают своей обязанностью наделить рыбой, или по крайней мере накормить, всякого посетителя.
  • Если якуты рубит новое стегно мяса, соседи обязательно приходят к нему и он должен накормить присутствующих. Если якуту случится есть отдельно от других, он даст непременно хоть по кусочку, тем из окружающих, которые, по его мнению, особенно голодны. Если якут получит кусок сахару, пряник или другую “редкость”, он обязательно раздробит его на столько частей, сколько присутствующих и раздаст им.
  • Грабежи и воровство внутри рода немыслимы ввиду ненужности кражи, общности имущества, невозможности ни спрятать ни продать награбленное.
  • Если человек убивал сородича тот его привязывали дереву в глухом лесу и бросали навсегда, до конца жизни.
  • За убийство вне рода терпели виновные родовую месть или платили виру. “ Тень одного падает на всех!” Одним из главных участников жестокого убийства, совершенного в 1891г в Ботурусском улусе, прощаясь со своим родом, просил прощения за пятно, которое набросил на него своим поступком, просил не мстить за него детям и жене.
  • Якуты за кражу обыкновенно наказывали состоятельных штрафом, превышающем ценность украденной вещи вдвое или втрое, смотря по обстоятельствам.
  • Такие преступления, как изнасилование женщины, нарушение договора, обман, подлог, по видимому не были известны якутам и не наказывались. Только нарушение брачного договора обеспечивалось калымом.
  • Наказание розгами совершенно не было известно и старину. И теперь они прибегают к нему крайне редко и с большим отвращением. Обыкновенно как принудительной меры бывает совершенно достаточно мирского давления. Многие решения родовых сходов поражали меня странностью, но, присмотревшись ближе к жизни и обстоятельнее расспросивши мотивы, я всегда находил в основе глубокое уважение к личности и стремление к равенству”.Вывод сделанный Серошевским являются основополагающей менталитета саха – это уважение к личности и стремление к равенству. То что привлекало степных народов .в том числе и наших предков народ саха в Джасаке великого Чингисхана.

Вопросу классу:

  1. Покажите на карте место,территорию где наши предки жили в империи Чингисхана?
  2. Как вы думаете, менталитет народа вечная или меняется? Почему меняется?
  3. Что осталось в наше время у нашего народа от сформированного Джасаком менталитета?
  4. Что являются вечной ценностью у всех народов? Назовите.
  5. Можно ли использовать некоторые положения Джасака в наше время?
  6. Поняли ли вы, почему все кочевые народы пошли за Чингисханом? Что привлекало их в Джасаке?

Рефлекция учащихся:

  1. Что мы узнали на уроке семинаре?
  2. Мы научились работать над проектом и защищать свой проект.
  3. Узнали о Джасаке Чингисхана много нового.
  4. Нас удивили Чингисхан и его сыновья. Они раскрылись нам с другой неожиданной стороны.
  5. Мы прочувствовали цементирующую силу законов государства их значение.
  6. Неожиданно. но приятно было узнать что наши предки стали участниками глобальных событий, соприкасались с империей Чингисхана.

Учитель задает домашнее задание:

- Продолжить исследование происхождения народа саха. Изучить другие версии тюркологов.