Сценарий образовательной деятельности по познанию "Треугольный разбойник"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


  • Простейшие свойства треугольника
  • Первое знакомство с многоугольниками
  • Взаимное расположение предметов

Потребуется: простые карандаши

Жили-были Квадрат и Круг. Они весело и беззаботно катались по дорожкам. И вот однажды решили отправиться в путешествие. Они шли по тропинке и, вдруг, увидели, что за одним из деревьев кто-то спрятался, поджидая двух друзей.

Слайд №2. И вдруг он выпрыгивает прямо на них! Злой и колючий! Кто же это? Да это Треугольник! Драчун и забияка. Настоящий разбойник!

- Заколю всех! – кричит. – Заколю! Вот у меня какие углы острые!

Слайд №3.

- Ты сначала меня догони! – предложил Круг.

Гонялся, гонялся Треугольник за Кругом по поляне, да так и не догнал.

- Ух! – отчаялся Треугольник, падая на траву. – За тобой не угонишься!

- Еще бы! – рассмеялся Круг. – Я же круглый – мне катиться легко! А ты за траву углами цепляешься.

Слайд №4.

- Давайте тогда дружить, раз драться не получается! – предложил Треугольник.

- Давай! – тут же согласились Круг и Квадрат.

- А как тебя зовут? – спросил Квадрат.

- Треугольник! Разве ты не видишь: у меня три угла!

- У меня тоже есть углы! – ответил Квадрат. – Целых четыре.

- Тогда ты, наверное, четырехугольник! – сказал Треугольник.

- Вообще – то меня зовут Квадрат!

- Но раз у тебя четыре угла, ты еще и четырехугольник! – настаивал Треугольник.

- А может ты и прав! Надо об этом хорошенько подумать! (Слайд №5) - сказал уже сам себе Квадрат, становясь в свою любимую позу для размышлений.

Вот что он говорил, рассуждая сам с собой вслух: Слайд №6

Голос на слайде: “Квадрат, конечно, четырехугольник, потому что у него четыре угла. А бывают ли четырехугольники – не квадраты? И какими они тогда бывают?”

Слайд №7. Вот вам подсказка – посмотрите на этот рисунок! Нужно закрасить все квадраты синим цветом, а все четырехугольники, не являющиеся квадратами, красным. ( Проверяем по щелчку).

Остались ли не закрашенные фигуры? Как бы вы их назвали?

Пока Квадрат стоял на голове, обдумывая, все ли четырехугольники – квадраты, Круг с Треугольником играли в чехарду, прыгая друг через друга. Слайд №8. Вдруг Треугольник споткнулся, Круг наскочил на него, и они оба упали на траву.

Задание детям на листе бумаги:

Вот они лежат, видите? Спрячьте их на минутку – накройте Круг – одной ладошкой, а Треугольник – другой. Скажите, какой ладошкой вам удобнее накрывать Круг: левой или правой? Правильно, поэтому можно сказать, что Круг лежит справа, а Треугольник – слева.

Переверните лист вверх ногами. Кто теперь лежит слева? Кто – справа?

А теперь поверните лист так, чтобы Круг оказался вверху, а Треугольник – внизу. А можно ли повернуть лист так, чтобы Треугольник расположился выше Круга?

- А лежать на солнышке очень приятно! – сказал Круг, щурясь от света.

- Замечательно! – согласился, потягиваясь, Треугольник.

Круг собрался было тоже потянуться, но вовремя спохватился – а вдруг он тогда перестанет быть кругом? А как думаете вы?

Тут откуда-то прилетела божья коровка. Слайд №9. Она тоже решила погреться на солнышке. Она устроилась правее Треугольника и правее Круга.

Как вы думаете, куда она села? Давайте проверим. (щелчок).

За божьей коровкой прилетела стрекоза (Слайд №10) и расположилась левее всех. Как вы думаете, куда она села? Давайте проверим (щелчок).

Слайд №11.

- Я тоже хочу погреться на солнышке! – очнулся вдруг Квадрат.

(щелчок) При этом он так напугал букашек, что божья коровка и стрекоза улетели.

- Устраивайся рядом. На траве места сколько угодно! – пригласил Круг.

- А можно мне в серединку? – попросил Квадрат.

И они улеглись так, что Квадрат оказался между Кругом и Треугольником, а Треугольник правее Квадрата.

Задание: Нарисуйте на своем листе как они лежали.

Проверим Слайд №12.

А теперь поверните лист вверх ногами. Смотрите: Квадрат по-прежнему лежит между Треугольником и Кругом, а кто теперь лежит правее Квадрата?

А можно ли повернуть лист так, чтобы в середине оказался не Квадрат, а Круг или Треугольник?

Слайд №13. Погревшись на солнышке, друзья покатились по дорожке дальше, в ту сторону, куда показывает стрелка.

Задание: Нарисуйте на своем листе, как они катятся, если Треугольник – второй, а Квадрат – не первый.

Проверим (щелчок).

А потом Круг на минуту остановился, засмотревшись на стрекозу. (щелчок). И друзья покатились дальше в другом порядке: Круг катился не первым и не вторым, а Треугольник – не вторым.

Задание: Нарисуйте на своем листе друзей на тропинке.

Проверим Слайд №14.

- Надо же! – удивился Квадрат. – Мы только что все поменялись местами! Давайте попробуем еще раз поменяться и стать так, как мы еще не стояли! (щелчок).

- Давай! Давай! – поддержали Круг и Треугольник, перестраиваясь на тропинке.

И они снова поменялись местами!

Задание: Нарисуйте друзей на тропинке. Слайд №15.

- А я знаю, как можно перестроиться еще! – воскликнул Треугольник.

А вы знаете?

Задание: Нарисуйте, как еще могут расположиться друзья на тропинке. Подскажу даже, что таких способов не один, а целых три!

Проверим: Слайд №16, 17, 18.

Друзья так увлеклись игрой, придуманной Квадратом, что не заметили, как случайно свернули с тропинки на какую-то очень странную, не знакомую дорожку. Слайд № 20. На ней они встретились с той, о которой вы узнаете в следующей истории.

Раздаточный материал для детей