Цели:
- Повторить и закрепить знания по курсу “Шахматы” о тактике и стратегии игры, ключевые термины.
- Развивать мыслительную деятельность детей, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.
- Вырабатывать у подростков настойчивость, выдержку, волю, спокойствие в ходе игры.
Формы работы: коллективная.
Оборудование:
- ПК, проектор
- интерактивная доска
- презентация PowerPoint с заданиями
- листы с заданиями конкурсов для команд
- бланк для жюри
- листы ответов для жюри
Oформление доски: название мероприятия, эпиграф “Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд”. Владимир Путин
Ход занятия
1. Организационный момент
Сегодня у нас необычный день. Мы проводим Интеллектуальную игру “Своя игра”. Встречаются две команды. Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет тот, кто лучше справится со всеми заданиями.
Представление команд (представляют капитаны).
- Команда “Почему?”. Наша команда называется “Почему?”. В ней играют ... Мы пойдем под лозунгом “Не оставляй загадку без разгадки, вопрос без ответа”!
- Команда “Отчего?” Наша команда называется “Отчего?”. А в нашей команде играют.... Мы пойдем под лозунгом “Береги каждую минуту, старайся узнать что-то новое”.
2. Знакомство с ходом и содержанием занятия
“Своя игра” — излюбленная игра и младших, и старших школьников.
Главная цель — ответить на вопросы и набрать большее количество балов.
В эту игру играет 2 команды. Игровое поле — одно для всех команд. Команды получают игровое поле с темами и ценой вопроса (с увеличением цены вопроса увеличивается и сложность задания).
Участникам необходимо по очереди выбирают тему и цену вопроса. Ведущий открывает указанный квадратик. На обдумывание ответа — 10 с. Если ответ правильный, команда набирает балы и ход переходит следующей команде. Игра завершается после того, как участники ответят на все вопросы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.
3. Основная часть
Перечень вопросов:Азбука шахмат
10
Слово по-персидски взял,
К нему другое приписал
Да прибавил букву “Ы”.
Как название игры? (шахматы)
64 близнеца
На два лица:
Половина белых,
Половина чёрных.
Что это? (клетки, поля шахматного поля)
20
Дважды шагает однажды и то вначале.
Самая слабая, а всем фигурам – мерило.
Силу если их сложить,
Можно восемь получить.
Что за птица в ферзи стремиться?
Кто никогда назад не ходит? (пешка)
В какую фигуру пешка не может превратиться?(Ферзь)
30
Cами одного цвета, а дороги их – разного. Что это?(Слоны)
Вот так фигура: любые преграды ей нипочём.
Что такое: “хитраста”, “глазаста”, “гриваста”, “копытаста”?(Конь)
40
Какая фигура сильнее всех?
Фигура эта так сильна,
потерять её - беда.
Скорей всего потеря эта –
Конец игре, тут песня спета.
50
В начале игры углы сторожат.
От мощи тяжёлой их в войске дрожат. (Ладья)
О правилах
10
Объясните слово “шах”? (Угроза Королю.)
20
Что за конечная цель: обе стороны о ней мечтают, а достигает лишь одна и то не всегда? (Мат.)
Что такое пат? (Ничья
30
Какая фигура может сделать “вилку”? (Любая.)
40
А теперь вспомним, какие три защиты Короля от шаха вы знаете. Назовите их:
– первая защита – отойти на свободное соседнее поле;
– вторая защита – закрыться своей фигурой;
– третья защита – “срубить обидчика”.
50
Что такое рокировка? (Одновременный ход Короля и Ладьи).
“Блиц опрос”
10
Каких клеток больше, черных или белых?(равное кол-во)
20
Какая фигура на доске самая сильная? (Ферзь.)
30
Какая фигура может поставить шах и мат Королю? (любая, даже пешка.)
40
Между какими фигурами стоит конь в начале игры?( Ладья, слон)
50
Какая фигура грамоту знает, что ни ход, то буква? (Конь.)
Загадки
10
Если в шахматы играешь,
То, конечно, это знаешь –
Будет лучший результат,
Если ты поставишь...(Мат)
20
Это есть не пораженье,
Не фиаско, и не крах,
А всего лишь нападенье –
Королю объявлен... (Шах)
30
Быть особо защищённым –
У него такая роль,
Это правило резонно,
Потому что он -... (Король)
40
Иногда король с ладьёй
Ходят вместе очень ловко,
Шахматисты ход такой
Называют... (Рокировка)
50
Вот я выиграл почти,
И заранее был рад,
Но сопернику зайти
Удалось в ничейный... (Пат)
Угадай фигуру
10
Родиной шахмат считается ........? (Индия)
20
Назовите дату Международного дня шахмат?
30
Назовите дату Всекузбасского дня шахмат?
40
Первый чемпион мира?
50
Знаешь ли ты чемпионов? Кто есть кто?
1. Михаил Нехемьевич Таль
2. Анатомлий Евгемньевич Камрпов
3. Каспаров Гарри Кимович
5. Подведение итогов. Награждение участников.
- какие трудности возникли в ходе работы?
- что было проще выполнять?
- какой вопрос наиболее интересен вам? (при подведении итогов игры)
Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Думать, размышлять, играть –
Сильным шахматистом можно стать!
Всем спасибо! Увидимся на следующем занятии.
Список литературы для педагога
- Авербах Ю. А. Шахматный самоучитель: учебное пособие [Текст] / / Ю.А. Авербах.– М.: Просвещение, 2004.– 64 с.
- Винокурова Я.Г. Знакомьтесь – шахматы: учеб. пособие [Текст] /Я.Г. М. Владимиров. –М: Просвещение, 2003.– 82 с.
- Владимиров Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников [Текст] / Н.К. Винокуров.- М: Просвещение, 2008.– 102 с.
- Максаков А.И. Учите играя: учебное пособие [Текст ] / А.И. Максаковой М.– : Просвещение, 2003.– 84 с.
- Пожарский В.В. 1000 шахматных задач: учебное пособие [Текст] /В.В. Пожарский. – М.: Просвещение, 2005.– 128 с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика: учебное пособие [Текст]/ Л.П. Савина. – М.: ООО Издательство АСТ, 2005. – 44 с.
- Сухин И.Г. удивительные приключения в шахматной стране: занимательное пособие для родителей и педагогов [Текст]/ И.Г. Сухин. – ростов-н/Д : Феникс, 2004. – 320 с.