Эффективность использования музыкальных средств в коррекционной работе

Разделы: Музыка, Коррекционная педагогика


“Искусство – есть средство для беседы с людьми, а не цель”.
М. Мусоргский.

“Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше”.
Гендель.

“Рассматриваю музыку не как искусство забавлять слух, но как одно из величайших средств трогать души и возбуждать чувства”.
Глюк.

“Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека”.
В.А. Сухомлинский.

Все эти высказывания великих людей очень точно отвечают на вопрос: “Для чего нужна человеку музыка?”. Еще знаменитые философы Древней Греции писали о благоприятном воздействии средств искусства на человека. Так, Аристотель отмечал, что музыку и рисование необходимо включить в систему воспитания не для того, чтобы готовить профессиональных музыкантов или художников, а для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие подрастающего поколения.

Серьезное изучение основ воздействия искусства на человека началось лишь в конце XIX – начале XX века. Раньше других видов искусства тщательному научному исследованию было подвергнуто воздействие музыки на состояние человеческого организма. Прежде всего потому, что из всех видов искусства именно она обладает наибольшей властью над настроениями и чувствами людей и оказывает влияние даже на животных. Великому русскому невропатологу, психиатру и психологу В. М. Бехтереву принадлежит много ценнейших методических советов по использованию музыки в лечебно – профилактических целях.

Так, чтобы вывести человека из того или иного негативного настроения, он рекомендовал сначала дать ему прослушать мелодии, соответствующие этому настроению, затем постепенно сменить характер в соответствии с желательной переменой в настроении. Для лечебных целей он рекомендовал использовать произведения малых форм – романсов, песен и др.

В 1916 году он опубликовал статью “Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки”. Особенно большое внимание уделил автор ритму как важнейшему компоненту музыки. Опыты позволили установить, что даже простые удары метронома, отбивающего определенный ритм, способны вызвать замедление пульса и вместе с ним состояние удовольствия или, напротив, убыстрение пульса и соответственно ощущение усталости и неудовольствия.

В России последнее десятилетие музыка успешно применяется в комплексной терапии. Об этом свидетельствуют работы Л. С. Брусиловского, В. Я. Ткаченко, В. И. Петрушина, Г. П. Шипулина, Р. Блаво, В. М. Элькина и других. Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов свидетельствует, что на некоторых людей она влияет даже острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, агрессивность. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие. А уравновешиванию нервной системы способствуют фонограммы леса, пения птиц, пьесы из цикла “Времена года” П. И. Чайковского, “Лунная соната” Бетховена. В развитых странах (Японии, Германии, Дании, Швеции) музыкотерапия заняла достойное место.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Использование музыкальных средств в коррекционной работе с глухими и слабослышащими учащимися имеет особое значение. Первые попытки использования музыки относятся к середине XIX века. Так, в 1859 году директор Санкт-Петербургского училища для глухонемых Я. Т. Спешнев, ученик и преемник В. И. Флери, впервые в России ввел в учебный план экспериментальные занятия с использованием музыки. В нашей стране музыкальная ритмика в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, стала применяться с 30 – х годов XX века. Выдающийся сурдопедагог Н.А. Рау рассматривала музыкальные занятия “как неотъемлемую часть воспитательной и речевой работы”. Она отмечала, что “эти занятия воспитывают в глухонемом ребенке тактильно-вибрационное, слуховое, зрительное внимание, координируют и корригируют движения, способствуют организованности детского коллектива, выработке навыков ориентировки, внутренней собранности ребенка. Музыкальные занятия помогают сурдопедагогу в развитии у детей дыхания, голоса, четкого произношения звуков, слоговых сочетаний; вырабатывают путем “пения” песенок, и посредством речевых игр правильные слоговое и логическое ударения и ритмичность речи. Видами музыкальной работы являются “пение”, т.е. протяжное и ритмичное произношение, пляска, игры и ритмизированные движения под музыку” (Н. А. Рау, 1947). Оригинальный подход к использованию музыкальных средств в коррекционной работе с глухими и слабослышащими детьми представлен в верботональной системе, разработанной в поликлинике “SUVAG” (Загреб, Хорватия) под руководством академика П. Губерины. С помощью фонетической ритмики (двигательной и музыкальной стимуляции) в групповых и индивидуальных формах реабилитационных занятий у детей развиваются восприятие и воспроизведение речи, восприятие неречевых звучаний.

В своей работе с учащимися, имеющими нарушения слуха и речи, я использую музыкальные средства как на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и коррекции произношения, так и на уроках музыки.

Основные задачи работы:

  1. Обучение восприятию музыки с использованием ЗУА (различать звучания, их количество, продолжительность, громкость, ритм, высотные соотношения звуков, музыку разных жанров и направлений, определять характер музыки и доступные средства музыкальной выразительности, различать и узнавать фрагменты из музыкальных произведений).
  2. Различение и опознавание на слух речевого материала (композитор, исполнитель, солист, ансамбль, оркестр, симфонический оркестр, исполняет, скрипка, вальс, и т. д.)
  3. Развитие речевого дыхания и голоса.
  4. Развитие и коррекция произношения (совершенствование произносительных навыков, развитие ритмико-интонационной структуры речи, логического и словесного ударения).
  5. Развитие творческих способностей, эстетическое и нравственное развитие учащихся с нарушениями слуха и речи.

В своей практике я использую музыкальные викторины, кроссворды, беседы о музыке, диспуты, музыкально – сценические импровизации, пантомиму, речевые и музыкальные игры. Учащиеся школы принимают активное участие во внеклассных мероприятиях, литературно – музыкальных композициях, КВН, речевых и тематических праздниках, городских конкурсах жестового пения. На занятиях при восприятии музыкальных произведений широко используется иллюстративный материал: книжные иллюстрации, фотографии, репродукции картин.

Остановлюсь на работе с песней, которая включает несколько этапов: знакомство с песней (определяется характер песни, ее содержание), словарная работа, разучивание текста. Далее следует работа над голосом, дыханием, фразой, динамикой. И в заключении ведется работа над художественным образом, эмоциональной выразительностью песни. В процессе анализа песня пропевается несколько раз и целиком, и частями, и ученики имеют возможность ее запомнить.

Я учу ребят пропевать, протягивать гласные звуки, учу правильному вокальному разделению на слоги. Главное правило вокальной орфоэпии – согласный звук, замыкающий слог, относится при пении к следующему слогу, давая гласному свободу и время для звучания.

Для наглядности можно выписать слова на доске. Например:

Звени, звени звонок
Гру – стный и весе – лый.
Ко – нчился урок,
До – свиданья шко – ла.

Отдельные фонемы русского языка влияют на гортань, дыхательные органы, ротоглоточный канал, способствуют развитию артикуляции. Это доказывают исследования ленинградского педагога А. Яковлева “Физиологические закономерности певческой атаки”.

Известно, что для пения наиболее удобны три фонемы: “а”, “о”, “у”.

Гласный “а” обеспечивает ротоглоточному каналу рупорообразную форму, помогает освободить артикуляционный аппарат, выявить естественную работу связок, индивидуальный тембр голоса.

Гласный “о” способствует поднятию мягкого неба, наводит на ощущение зевка, помогает снять горловой призвук при пении и ликвидировать зажатость.

Гласный “у” больше всех поднимает мягкое небо, очень хорошо организует зевок, активизирует губы, голосовые связки, помогает освобождению нижней челюсти, формирует у детей головной регистр.

Гласный “у” очень полезен в сочетании легато и стаккато. Стаккато в начале упражнения дает смыкание голосовых связок, активизирует движение диафрагмы (дети ощущают движения передней стенки живота – “животик прыгает”). Упражнения, предложенные А. Яковлевым, построены на чередовании гласных в соответствии с их физиологической значимостью в певческом процессе.

В распевке “ми – мэ – ма – мо – му”, последовательность гласных “ и, э, а, о, у” увеличивает размер ротовой полости.

Последовательность “и, у, о, э, а” уменьшает напряженность голосовых мышц.

Последовательность “а, о, э, у, и” повышает подсвязочное давление. Для работы над дикцией не обойтись без согласных звуков : “л”, “н”, “м”, “д”, “б”, “р” и т. д.

Текст я разучиваю совместно с мелодией. Выделяются сложные в плане произношения фразы, места правильного дыхания, ритмические особенности песни. Ребята очень любят жестовое пение, которое также требует кропотливой и серьезной работы. Здесь, помимо разучивания текста, необходимо соединить выученные жесты с фонограммой, а также уметь войти в образ данной песни, уметь двигаться на сцене. Основной задачей такой работы является развитие слухового восприятия во взаимосвязи его с речевым и другими моторными компонентами.

Обучение пению – это одно из важных средств совершенствования произносительной стороны речи учащихся, ее внятности, интонационной структуры. Разучивание песни способствует развитию слухового восприятия, расширению и обогащению словарного запаса, развитию речевого дыхания и голоса, чувства ритма, совершенствованию произношения, а также эстетическому и нравственному развитию личности, более полной социальной адаптации подростка.

Я провела небольшой опрос среди учащихся 9 – х классов, для того, чтобы выяснить их музыкальные предпочтения. И получила следующие результаты: На вопрос: “Слушаете ли вы классическую музыку?” -“да” ответили 43% учащихся, из них – 21,5 % редко слушают классическую музыку, и столько же – часто, “нет” – ответили 57% опрошенных. (Приложение 1)

Положительные эмоции от восприятия классической музыки получают лишь 36% ребят, отрицательные эмоции испытывают – 22%, остальных такая музыка успокаивает (14%), вызывает чувство печали (7%), заставляет задуматься (7%), и не вызывает никаких эмоций (14%). (Приложение 2)

Использование музыки в коррекционной работе – это одно из важных средств совершенствования произносительной стороны речи учащихся, ее внятности, интонационной структуры. Основной задачей использования музыкальных средств, является развитие слухового восприятия во взаимосвязи его с речевым и другими моторными компонентами.

В результате использования музыкальных средств учащиеся стали острее воспринимать красоту окружающего мира, воплощать ее в своих литературных, музыкальных, изобразительных творениях, проявлять себя в сценическом искусстве, их речь стала более внятной и выразительной. В процессе работы, слуховое восприятие элементов музыки глухими и слабослышащими учащимися стало более дифференцированным. Им становятся доступны слуховые дифференцировки при восприятии звуковысотных, темповых, метрических, ритмических и динамических отношений. Синтез урочной и внеурочной форм работы позволил учащимся активно включаться в подготовку школьных праздников, литературно – музыкальных композиций, участвовать в конкурсах рисунка “Мы рисуем песню”, конкурсах и фестивалях жестового пения “Поющие руки”.

Разучивание песни способствует развитию слухового восприятия, расширению и обогащению словарного запаса, развитию речевого дыхания и голоса, чувства ритма, совершенствованию произношения, а также эстетическому и нравственному развитию личности, более полной социальной адаптации подростка.

Список используемой литературы.

  1. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. – М., 2005.
  2. Бугаева З. Н. Веселые уроки музыки в школе и дома. – Донецк, 2002.
  3. Белик И. С. Музыка против глухоты. – М., 2000.
  4. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. – М.,1989.
  5. Вендрова Т. Е., Пигарева И. В. Воспитание музыкой. – М., 1991.
  6. Вершинина Г. Б. …Вольна о музыке глаголить. – М., 1996.
  7. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература. – М., 1988.
  8. Истомин С. В. Музыка. – М., 2005.
  9. Кондратюк Н. Н. Музыка в школе. – М., 2005.
  10. Кленов А. С. Там, где музыка живет. – М., 1994.
  11. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта. – М., 1985.
  12. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. – М., 2001.
  13. Яхнина Е. З. Методика музыкально – ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. – М., 2003.