Цели:
- Упражнять в квалификации предметов, ориентации на листе бумаги, решении задач.
- Работать над звуко-буквенным анализом. Активизировать словарь.
- Развивать логическое мышление, кодировать и декодировать информацию, развивать творческое воображение, память.
Материал. Лист ватмана с нарисованным лабиринтом. Силуэт корабля (каждая буква его названия – “Наутилус” - закрыта квадратным листом белой бумаги). Лист ватмана с изображением восьми рядов предметов. Сундучок. Картинка с изображением осьминога. Две картинки с пятью отличиями. Лист бумаги в крупную клетку, карточка с изображением морской рыбы, разрезанная на несколько частей, блоки Дьенеша, картинка с изображением нескольких предметов “клад”, карандаши.
Ход мероприятия
Воспитатель. Сегодня мы отправимся в путешествие для изучения верхних слоев моря и подводных глубин. Сначала проложим на карте путь научно-исследовательского судна до места погружения батисферы.
Это сделать довольно очень трудно, потому что корабль нужно провести мимо подводных рифов.
Раскладывает на столе лист ватмана с изображением лабиринта. Дети рассматривают лабиринт, находят путь к месту погружения батисферы. Как называется наш корабль? Чтобы прочитать его название, поиграем в игру “Назови лишний предмет”. (Вывешивает на доске силуэт корабля и лист ватмана с изображением восьми рядов предметов.) Надо выбрать из каждого ряда предметов, лишний.
Дети рассматривают предметы и называют лишние. Например, в первом ряду (слива, вишня, яблоко, нос) изображение носа лишнее. И т.д. воспитатель обводит изображения лишних предметов карандашом.
Какой первый звук в слове “нос”? (Звук [н].) Проверим ваш ответ. Откроем первую букву в слове-названии корабля. Это буква “н”, она соответствует первому звуку в слове “нос”.
Затем дети называют первые звуки в других лишних словах, а воспитатель открывает одну за другой все буквы в слове названии корабля.
Прочитайте название судна. (Наутилус”.)
Скажите, что необходимо иметь для исследования морских глубин. (Батисферу, камеру для съемок, скафандр.)
Вам понадобится еще один предмет. Под мою диктовку “попутешествуйте” по клеткам, и вы узнаете, какой это предмет.
Дети выполняют задание с помощью фломастера. В результате получается изображение фонаря.
Пока мы идем к месту спуска батисферы, предлагаю поиграть.
Проводится игра “Отгадай последнее слово”. Воспитатель произносит стихотворные строки. Дети договаривают последнее слово.
Белокрылые хозяйки,
Над волной летают…. (чайки).По морю синему плывет
Трехэтажный … (пароход).Большому судну не страшна
Океанская … (волна).Закаляют нас всегда
Солнце, воздух и … (вода)
Вот мы и на месте. Перед спуском выясним, знаете ли вы животных, обитающих в море.
Проводится игра “Повторяем друг за другом”. Один ребенок называет какое-либо животное, например акулу; второй повторяет это слово и добавляет название другого животного, например “акула ,кит”; следующий игрок произносит эти названия и добавляет свое и т. д.. выигрывает тот, кто запомнит наибольшее количество названий животных.
Затем проводится игра “Составь из частей”. Каждый ребенок получает разрезанную на несколько частей карточку с изображением рыбы (скат, рыба-молот, морской конек и т. д.), собирает и называет рыбу.
Воспитатель. Молодцы! Теперь надеваем скафандры, занимаем места в батисфере, погружаемся.
Дети изображают с помощью движений, как они надевают скафандры, садятся на стулья.
Воспитатель. Наконец- то мы на дне. (Выставляет сундучок). Давайте откроем этот сундучок. Здесь таблички с фигурами. Эти таблички – коды, с помощью которых пираты зашифровали местоположение клада. Вы правильно восстановили ряд фигур, и вот оно – место на дне, где спрятан клад! Но он находится под камнями, давайте их уберем.
Проводится физкультминутка.
Воспитатель. Какие же предметы в этом кладе?
Раздает листы с изображением наложенных один на другой силуэтов предметов.
Воспитатель. Теперь подумайте, сколько камней потребовалось пиратам, чтобы клад спрятать, если пират Бах положил три камня, передохнул и положил еще три камня, а пират Бух положил четыре камня. (Десять камней)
Правильно. (выставляет картинку с изображением осьминога.) о, что это за животное появилось? (Осьминог.) Сколько у него ног-щупалец? (восемь). Представьте, что тремя парами ног он крепко держит трех водолазов. Сможет ли он удержать еще одного водолаза? (ответы детей). Осьминог поиграл с водолазами, отпустил их и улегся на дно отдохнуть. (Выставляет две картинки с пятью отличиями.) внимательно рассмотрите рисунки, определите, на каком из них изображен спящий осьминог, и найдите еще четыре отличия между рисунками. (Дети выполняют задание.)
Итак, мы ненадолго погрузились в океанские глубины. С корабля сигнализируют, что пора возвращаться на борт. Чтобы подъем прошел удачно, вспомните загадки на морскую тематику.
Каждый ребенок загадывает загадку, остальные дети отгадывают.
Через океан плывет великан и выпускает фонтан. (Кит)
В воде она живет, нет клюва, а клюет. (Рыба)
Стальная акула
В океан нырнула.
Сама под водой,
А глаза над волной. (Подводная лодка)Кругом вода, с питьем беда. (Море)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыбы)Кто самый честный на свете капитан? (Капитан Врунгель)
Как называется повар на корабле? (Кок)
Воспитатель. Вот мы и на борту корабля. Теперь – вперед, к родному берегу, где участников экспедиции ждут родные и друзья.