Основные цели и задачи урока:
1.Сформировать умение писать прописную и строчную буквы ш и учить писать слова с ними.
2.Самостоятельно осуществить пробные учебные действия.
3.Тренировать мыслительные операции: внимание, сравнение, обобщение, развивать зрительную память, мелкую моторику рук.
4. Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.
Основной метод обучения письму – анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия.
Форма работы: индивидуальная, работа в парах.
Тип урока: “Урок открытия нового знания”
Ход урока
1. Организация класса.
1 слайд
Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки и нашим гостям. Ведь улыбка располагает к приятному общению.
Раз, два, три, четыре, пять-
Урок пора нам начинать.
Давай проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, всё в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.
2 слайд
2. Посмотрите внимательно на доску, назовите предметы, которые видите.
(шишка, груша, шары, шарфик, кошка, лампочка)
3 слайд
3. Игра “Найди лишнее слово”
Вы назвали такие слова
Шишка, груша, кошка, шары, шарфик
Найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.
Шары(много)
Шишка - многозначное (на лбу, в лесу)
- лампочка (3 слога)
- (нет звука [ш])
Правильно в этих словах есть звук [ш]
4. Характеристика звука [ш]
- Что вы знаете про звук[ ш]?
(согласный, парный глухой, всегда твёрдый)
5. Сообщение темы.
Как вы думаете, а какая тема нашего урока? ( Будем писать букву ша и слова с ней)
4 слайд
6. Рассматриваем образцы написания букв.
Печатные чем похожи? (3 вертикальные палочки соединяются внизу горизонтальной палочкой)
- Чем отличаются? (Размером)
- А письменные? (У письменных букв линии с закруглением внизу)
- На какую букву похожа буква ша?
7. Письмо строчной буквы
- Давайте откроем тетради, положите их правильно.
- Сначала мы научимся писать маленькую букву ша.
- Посмотрите на доску, как надо писать. Я показываю, а вы пишите в воздухе
Ребята, вы правильно заметили, что письменная буква ша похожа на письменную и, только добавляется ещё один элемент. И писать вы будете, чередуя эти буквы.
- Молодцы, справились с заданием. А теперь посмотрите на написанные буквы и подчеркните те, которые у вас получились красивыми
- Кто скажет, следующее, какое задание нам предстоит выполнить?
- Какое первое соединение букв?
- А второе?
- Пишем слоги ша, шу
- Молодцы!
8. Письмо заглавной буквы. Ш
- А теперь мы научимся писать Ш. заглавную.
- Ребята, а зачем нужна большая буква?
(Предложение начинаем писать с большой буквы.
Имена собственные пишутся с большой буквы)
- Посмотрите на образец. На какую букву похожа?
- Да, на букву и, только у неё три элемента.
Пишем заглавную букву.
Похвалите себя, подчеркните правильно написанные буквы.
9. Физкультминутка.
10. Слова, обозначающие признаки предмета.
- Прочитайте слова, которые написаны ниже заглавной буквы Ш.
- Почему они написаны по- разному, может это ошибка?
- А ещё чем отличаются? (отвечают на разные вопросы)
- Поставьте к ним вопросы (Кто? Шарик, что? шарик)
- Ребята, выше них даны слова напечатанные крупным шрифтом. Прочитайте.
- Что обозначают эти слова? (Эти слова обозначают признак предмета)
Подберите по одному признаку предметов к каждому из этих слов и запишите
- (что?) шарик (какой?) - красный (записывают)
- (кто?) Шарик (какой?) - умный
Проверьте по эталону, правильно ли вы написали
шарик - красный
Шарик - умный
А какой признак подойдёт к обоим словам (к тому и другому шарику)
11. Мультфильм “Зима в Простоквашино”
- Какие слова со [ш] услышали или увидели в мультфильме?
(шапка, шарф, варежки, дошла...)
В каком мультфильме встречали умного Шарика?
12. Раскрашивание картинки
Сейчас на улице зима, холодно. Кот Матроскин собрался погулять. Посмотрите на картинку. Вам надо раскрасить те предметы на картинке, в написании которых есть буква ша
13. Ребус
Я вам предлагаю ребус. Разгадав его, узнаете, на чём герои мультфильма добирались до Простоквашино.
Слайд
Ребус Машина
В мультфильме мы видели большой снегопад. Это признак, какого времени года? И у вас на парте лежат снежинки, которые залетели к нам. Предлагаю работу в парах, на снежинке напишите слова с буквой Ш .
Прикрепите её к доске.
14. Релаксация.
Поиграем
Я вам задаю вопросы, отвечаете словами, которые начинаются с буквы ша
- Что ты надеваешь зимой? (шубу, шапку, шарф)
С чем ассоциируете эти слова
- Где висит шуба? (в шкафу)
- Где ты учишься? (школа)
- Кто твой папа? (шофёр, шахтер)
- Продолжите высказывания:
- Теперь я умею...
- Мне сегодня удалось...
По вопросу презентации обращайтесь к автору статьи.