Звук [ш]. Буквы Ш, ш и слова с ними. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Основные цели и задачи урока:

1.Сформировать умение писать прописную и строчную буквы ш и учить писать слова с ними.

2.Самостоятельно осуществить пробные учебные действия.

3.Тренировать мыслительные операции: внимание, сравнение, обобщение, развивать зрительную память, мелкую моторику рук.

4. Воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.

Основной метод обучения письму – анализ, сравнение схожих и противоположных случаев написания и перенос полученного опыта в новые условия.

Форма работы: индивидуальная, работа в парах.

Тип урока: “Урок открытия нового знания”

Ход урока

1. Организация класса.

1 слайд

Улыбнитесь друг другу, подарите улыбки и нашим гостям. Ведь улыбка располагает к приятному общению.

Раз, два, три, четыре, пять-
Урок пора нам начинать.
Давай проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все на месте, всё в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.

2 слайд

2. Посмотрите внимательно на доску, назовите предметы, которые видите.

(шишка, груша, шары, шарфик, кошка, лампочка)

3 слайд

3. Игра “Найди лишнее слово”

Вы назвали такие слова

Шишка, груша, кошка, шары, шарфик

Найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее.

Шары(много)

Шишка - многозначное (на лбу, в лесу)

- лампочка (3 слога)

- (нет звука [ш])

Правильно в этих словах есть звук [ш]

4. Характеристика звука [ш]

- Что вы знаете про звук[ ш]?

(согласный, парный глухой, всегда твёрдый)

5. Сообщение темы.

Как вы думаете, а какая тема нашего урока? ( Будем писать букву ша и слова с ней)

4 слайд

6. Рассматриваем образцы написания букв.

Печатные чем похожи? (3 вертикальные палочки соединяются внизу горизонтальной палочкой)

- Чем отличаются? (Размером)

- А письменные? (У письменных букв линии с закруглением внизу)

- На какую букву похожа буква ша?

7. Письмо строчной буквы

- Давайте откроем тетради, положите их правильно.

- Сначала мы научимся писать маленькую букву ша.

- Посмотрите на доску, как надо писать. Я показываю, а вы пишите в воздухе

Ребята, вы правильно заметили, что письменная буква ша похожа на письменную и, только добавляется ещё один элемент. И писать вы будете, чередуя эти буквы.

- Молодцы, справились с заданием. А теперь посмотрите на написанные буквы и подчеркните те, которые у вас получились красивыми

- Кто скажет, следующее, какое задание нам предстоит выполнить?

- Какое первое соединение букв?

- А второе?

- Пишем слоги ша, шу

- Молодцы!

8. Письмо заглавной буквы. Ш

- А теперь мы научимся писать Ш. заглавную.

- Ребята, а зачем нужна большая буква?

(Предложение начинаем писать с большой буквы.

Имена собственные пишутся с большой буквы)

- Посмотрите на образец. На какую букву похожа?

- Да, на букву и, только у неё три элемента.

Пишем заглавную букву.

Похвалите себя, подчеркните правильно написанные буквы.

9. Физкультминутка.

10. Слова, обозначающие признаки предмета.

- Прочитайте слова, которые написаны ниже заглавной буквы Ш.

- Почему они написаны по- разному, может это ошибка?

- А ещё чем отличаются? (отвечают на разные вопросы)

- Поставьте к ним вопросы (Кто? Шарик, что? шарик)

- Ребята, выше них даны слова напечатанные крупным шрифтом. Прочитайте.

- Что обозначают эти слова? (Эти слова обозначают признак предмета)

Подберите по одному признаку предметов к каждому из этих слов и запишите

  • (что?) шарик (какой?) - красный (записывают)
  • (кто?) Шарик (какой?) - умный

Проверьте по эталону, правильно ли вы написали

шарик - красный

Шарик - умный

А какой признак подойдёт к обоим словам (к тому и другому шарику)

11. Мультфильм “Зима в Простоквашино”

- Какие слова со [ш] услышали или увидели в мультфильме?

(шапка, шарф, варежки, дошла...)

В каком мультфильме встречали умного Шарика?

12. Раскрашивание картинки

Сейчас на улице зима, холодно. Кот Матроскин собрался погулять. Посмотрите на картинку. Вам надо раскрасить те предметы на картинке, в написании которых есть буква ша

13. Ребус

Я вам предлагаю ребус. Разгадав его, узнаете, на чём герои мультфильма добирались до Простоквашино.

Слайд

Ребус Машина

В мультфильме мы видели большой снегопад. Это признак, какого времени года? И у вас на парте лежат снежинки, которые залетели к нам. Предлагаю работу в парах, на снежинке напишите слова с буквой Ш .

Прикрепите её к доске.

14. Релаксация.

Поиграем

Я вам задаю вопросы, отвечаете словами, которые начинаются с буквы ша

- Что ты надеваешь зимой? (шубу, шапку, шарф)

С чем ассоциируете эти слова

  • Где висит шуба? (в шкафу)
  • Где ты учишься? (школа)
  • Кто твой папа? (шофёр, шахтер)

- Продолжите высказывания:

- Теперь я умею...

- Мне сегодня удалось...

По вопросу презентации обращайтесь к автору статьи.