Как известно, многие учителя физики стараются использовать в своей работе стихи для повышения интереса обучаемых к изучаемому материалу.
Данный сборник стихотворений является дополнением к школьным учебникам физики для 7–8 классов С.В. Громова и А.В. Перышкина.
Предлагаемые стихи могут использоваться как учащимися (для самостоятельного чтения параллельно изучению основного учебника), так и учителями (для подготовки к урокам или внеклассным мероприятиям в различных классах).
Количество стихотворений в сборнике более 100. Это продолжение публикации за 2004-2005 учебный год.
1. Обращение
Слушайте внимательно, дорогие дети,
Физика раскроет вам тайны все на свете.
Почему мы слышим песни, плач и смех,
А в округе видим солнце, маму – всех?
Надо быть пытливым. Вот летит пчела.
Мир иначе видит. Ждут её дела.
Если дождь закапал иль грохочет гром –
Физика подробно знает и о том.
Ветер, иней, радуга, таянье снегов –
Разгадали люди тайны тьмы веков.
Изучать природу стали уж давно.
Хочешь иль не хочешь – надо всё равно.
На Земле веками тянется борьба:
Превратить в хозяина бывшего раба.
Человек старается победить природу.
Переделать хочет всё себе в угоду.
Но благословляя техники прогресс,
Вы не забывайте речку, воздух, лес.
Да теперь, конечно, легче стало жить:
Тяжести не надо на себе носить.
И огонь мгновенно можно развести.
Ну, а электричество! Как оно в чести!
Знай себе на кнопки ловко нажимай:
И станки работают, движется трамвай.
Дoма всё пронизано сетью проводов.
А как сверху виден свет от городов!
Но природу людям надо охранять,
Чтоб не повернулось наше время вспять.
Чтобы не вернуться к пламени костра,
Ожидая в дикости нового утра.
Слышали, в Сахаре била жизнь ключом?
А, ведь, не узнаешь нынче нипочём.
И другой не нужен тоже вариант,
Где накрытый смогом город-монстр – гигант,
Душит всё живое, что живёт внутри.
Ждёт он лишь мутантов, что срослись по три.
Так давай, разумно будем управлять,
Чтобы достижения только прославлять.
И наука в этом нам должна помочь,
Чтобы жизнь не стала мрачной будто ночь.
2. Цена деления (правило запоминания порядка действий)
Смотрю, как учил, на прибора шкалу.
Там быстро соседних числа два найду.
Из большего меньшее я вычитаю,
Меж ними деления после считаю.
И сколько делений, на столько делить
Ту разность, которую смог получить.
Итак, расстояние между штрихами,
Которые рядом, учите все с нами,
Зовут все ценою деления.
Нет в этом ни капли сомнения.
3. Материальная точка
Материальная точка, где же тебя разыскать?
Можно любое взять тело: слона, бегемота, кровать.
Только сравни для примера ты их размеры и путь.
Если тащу я пожитки, что уж пора отдохнуть,
Значит, на том расстоянии я словно точка бреду.
Рост мой, размеры пожиток – с мусором здесь
наряду.
Рад, что хоть массу считают. Был бы заряд и его
Физики мне оставляют. Как я устал от всего!
Сделали точкой, смеются: “Вырасти хочешь, пацан?
Меньше возьми расстояние”. Вот такой
простенький план.
Лишь в геометрии хуже, точка здесь слышит в ответ:
“Нет у тебя ни размеров, нет ничего! Нет и нет!”
Злой я. Устал. А тут снова
Физик, смеясь, говорит:
“Дай-ка добавлю полслова.
Что? Голова уж болит?
В общем, запомни, что точкой
Ты заменяешь тела
В разных задачах, где, точно,
Можно решать так дела”.
И позабыв обещание
Час целый в ухо гудел,
Пусть, мол, мало расстояние,
Если движение тел,
Ты вдруг найдёшь поступательным,
Смело их точкой бери.
В теле таком, будь внимательным,
Ты за движеньем смотри.
Движется всё одинаково!
Каждая точка внутри!
“Эй, ты уснул что ли? На-ка, вот!
С кем я тут бьюсь часа три?!”
4. Система “СИ”
“СИ” систему учим все,
Обучаясь дружно.
Ею всюду на Земле
Пользоваться нужно.
Интернационализм
Есть в её названии.
Лень отбрось и пессимизм,
Слушай указания.
“Килограмм”, “секунда”, “метр”
Будут основные.
Единицы также есть
Там и остальные.
А на практике, смотри,
Вводятся приставки.
Вот они – богатыри!
Заучи для справки.
“Гига” – девять, “мега” – шесть,
“Кило” – три нуля.
Те нули считать - не счесть.
Может, лучше я
“Нано”, “микро” заучу.
“Милли” с ними тоже.
Трёх малышек получу
Меж собой похожих.
Снова девять, шесть и три,
Но для уменьшения.
Перевод в систему “СИ”
Сделай для решения!
5. Об инерции
Как рыцарь скупой,
Сохраняющий злато,
Так тело довольно собой.
И скорость свою бережёт очень свято.
Любое значение. Даже покой.
Инерцию любит оно, но другие
Уж если начнут всюду нос свой совать,
То в этом опасность. Они, ведь, такие –
Всё тут же изменят. Их только позвать!
6. Лирика
Инерция жизни, инерция скуки,
Инерция мысли и бытия.
И, если б не это,
В какой части света,
Не помня разлуки,
Мог ныне быть я.
7. Взаимодействие тел. Масса
Смотрю на стол учителя
И думаю мучительно:
“Насколько поучителен
Здесь опыт для детей?
Как могут две тележки
Столь разные пробежки,
Как видите успешно,
Проделать без затей?”
Ах, массе соответствие!
Ах, то инертность тела!
И нам взаимодействие
Открыло это дело!
И так же можно массу –
Платите деньги в кассу –
Хоть килограмма масла,
Но без весов найти!
И в космосе планеты
О массах знают это,
И в справочник ответы
Позволили внести.
8. Свободное падение
Воздух не считаем и летим к земле,
Скорость нарастает, ясно уже мне.
Каждую секунду всё одно и тоже:
Всем прибавить “десять” нам Земля поможет.
Метрами в секунду прибавляю скорость.
Как земли достигну, может, успокоюсь.
Рад, что успеваю, зная ускорение,
Изучить на опыте свободное падение.
Но, наверно, лучше в следующий раз
Поднимусь я в горы, может на Кавказ:
“g” там будет меньше. Только вот беда,
Вниз шагнёшь и снова цифры, как всегда,
Побегут галопом – не остановить.
Хоть, вообще-то, воздух будет тормозить.
Нет. Подамся лучше на Луну иль Марс.
Безопасней опыты там во много раз.
Меньше притяжение – я узнал всё сам,
Значит, интереснее прыгать будет там.
9. Загадка
Силы пыхтят, надрываясь над телом:
“С этим нам телом – беда!
Мы одинаково заняты делом!
Тело сместилось бы, ну хоть куда!
Вот разлеглось, а мы справа и слева
Тело ленивое давим в бока.
Мы закипим уже скоро от гнева.
Передохнуть может надо пока?”
Отгадка
Уравновесили силы друг друга
(Иль компенсируют). Надо всем знать:
Пусть даже силам приходится туго –
Тело не будет тут скорость менять.
10. Атлант и Сизиф
Не работает Атлант.
У него такой талант –
Вечно небо подпирал,
Но и джоуля не дал.
А Сизиф с одной заботой,
Увлечён своей работой:
Катит камень тяжко в гору
Сотни лет. И в эту пору.
Камень вечно вниз стремится,
Но Сизиф готов трудиться.
И его без смысла труд
Только физики поймут.
ЭЛЕКТРИЧЕСТВО
11. Электризация
Расчесался – волос дыбом!
Снимешь свитер – треск всегда.
Электронам точно рыбам
Проскользнуть бы хоть куда.
12. Электрический ток в металлах
Ток в металле – электроны.
Юрко минусы бегут.
Домоседы же, ионы,
“Плюс”, колеблясь, берегут:
“Может бросить своё место?
Может тоже убежать?”
Жизнь как будто под арестом.
Что ещё иону ждать?
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ
13. Возвращение
У костра сидели две мартышки.
Предки их читали раньше книжки,
Знали толк в таблице умножения.
А мартышки помнят лишь одно деление:
В драке делят дикую картошку
И тупеют дальше понемножку.
Забывают облик человеческий,
Языков не знают: ни латынь, ни греческий.
Друг на друга лают, воют как шакалы.
Как наука сгинула, стало очень мало
На земле товаров для житья хорошего.
Жить по-человечески было так недёшево.
Но потом закончилась даже эта малость.
Со зверями вместе только жить осталось.
Если сказка нравится, воплощай мечту.
Как добиться цели – я сейчас прочту.
Надо всем активнее сообща лениться,
Чтоб хвосты задравши по лесам носиться.
Если вдруг под деревом ты увидишь книжку,
Убегай скорее от неё вприпрыжку.
Для тебя отныне главный враг – наука.
Для мартышек физика – глупости и скука.
То ли дело (славно!) – лазанье по веткам.
Это просто чудо – возвращенье к предкам.
Не нужны науки, техники прогресс,
Если есть пещеры и дремучий лес.
14. Шкатулка мудрых дум
Ты каждый день приходишь в класс
И должен унести,
Что раздают здесь всем у нас,
Чтоб улиц не мести,
Мешки, где знания внутри,
Ларец, где острый ум,
Сундук умений пуда в три,
Шкатулку мудрых дум.
Ну а не хочешь, так и знай,
Что ждёт тебя беда.
Уйдёт удачи твой трамвай,
Уедет навсегда!