Термин “нанотехнологии”, бесспорно, остается ключевым понятием начала XXI века, символом третьей научно-технической революции. С позиций сегодняшнего дня цель нанотехнологии – создание наносистем, наноустройств, способных оказать революционное воздействие на развитие цивилизации.
Стремительный рывок сферы нанотехнологий открывает большие перспективы при разработке новых материалов, совершенствовании связи, биотехнологии, микроэлектроники, энергетики, здравоохранения и вооружений. Среди наиболее вероятных научных прорывов эксперты называют значительное увеличение производительности компьютеров, восстановление человеческих органов, получение новых материалов, созданных напрямую из заданных атомов и молекул, и появление новых открытий в химии и физике.
Нанонаука продолжает стремительно развиваться. Разрабатываются новые устройства и материалы, появились новые термины и определения, произошел ряд знаковых событий у нас в стране и за рубежом в этой области.
Для формирования целостной естественнонаучной картины мира, подготовки обучающихся к осознанному восприятию принципиально изменившегося подхода к созданию новых материалов и устройств в средней школе необходим элективный курс “Введение в нанотехнологии”.
Курс “Введение в нанотехнологии” состоит из трех разделов:
- “Наноазбука” (8 класс)
- “Основы нанотехнологии” (9 класс)
- “Нанотехнологии без тайн” (10-11 класс)
Раздел “Наноазбука” для учащихся 8-х классов (автор программы учитель химии МБОУ СОШ №200 Матвеева И.А.) преподается в первом полугодии, имеет продолжительность 17 часов. Тематика занятий выстроена таким образом, что у учащихся есть возможность не только познакомиться с базовыми понятиями нанотехнологии, историей появления и развития этой области научных знаний, но и развивать познавательную активность и творческие способности.
На практических занятиях курса учащимся предлагается подборка заданий интернет – олимпиад “Нанотехнологии – прорыв в будущее”, “Нанометр” разных лет.
Задачи курса.
- Показать междисциплинарный характер нанотехнологии - нового направления науки, его возможности и перспективы для реализации потребностей человека.
- Познакомить с основными понятиями, направлениями нанотехнологий, наноинструментами, достижениями отечественных и зарубежных ученых.
- Способствовать развитию творческих способностей, интеллектуальной компетенции, формированию познавательного интереса к естественнонаучным дисциплинам (химия, физика, биология), и, как следствие, профессиональному самоопределению.
- Совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, в том числе в сети Интернет, умения представлять результат.
“Познание начинается с удивления” - эта древняя мудрость говорит о главном и непременном условии познания. Способность удивляться – великий дар природы, который помогает и учиться, и жить. Поэтому на занятиях курса, кроме лекций, следует использовать мозговой штурм, работу в группах, решение олимпиадных задач, работу с Интернет-ресурсами, выполнение творческих заданий (эссе, кластер, синквейн, диаманта, создание мультимедийных презентаций), подготовку и защиту реферата (проекта).
Материально-техническое обеспечение:
компьютерный класс, автоматизированный класс междисциплинарного обучения, интерактивная доска, Интерент-ресурсы, видеофильмы.
Учебно-тематическое планирование раздела “Наноазбука”. (8 класс)
№ п/п |
Наименование раздела, темы урока |
Общее количество часов |
В том числе | |
Теоретич. занятия |
Практич. занятия |
|||
1. | Наномасштаб | 1 | 1 | |
2. | Таинственные частицы | 1 | 1 | |
3-4. | Чудеса нанотехнологий | 2 | 2 | |
5-6. | Открытие фуллерена | 2 | 2 | |
7-8. | “Сверху вниз” и “снизу вверх” | 2 | 2 | |
9-10. | Умные материалы | 2 | 2 | |
11-12. | “Папа всех бомб” | 2 | 2 | |
13. | В космос на лифте | 1 | 1 | |
14-15. | Стражи здоровья | 2 | 2 | |
16. | Взгляд за горизонт | 1 | 1 | |
17. | Защита проектов | 1 | 1 | |
Итого по курсу | 17 | 17 |
Основное содержание курса
Наномасштаб (1 час)
Всегда ли следует верить тому, что мы видим. Подробнее о масштабах: международная система единиц – СИ; периодическая система элементов Д.И.Менделеева; биологическая номенклатура. Номенклатура нанотехнологий.
Таинственные частицы (1 час)
В начале пути: аборигены Австралии, красавицы Древней Греции, художники и мастера Средневековья, шунгитовая (марциальная) вода. Ричард Фейнман: “ Внизу полным-полно места”.
Чудеса нанотехнологий (2 часа)
Удивительные свойства наночастиц вещества. Наночастицы серебра: защита воды, бактерицидная ткань с серебряныминанопроволочками, усиление действенности косметических и гигиенических средств, бактерицидные аэрозоли, дезинфицирующие нанокраски, угольные фильтры с наночастицами серебра для очистки воды. Наночастицы оксида цинка – преграда для ультрафиолетовых лучей, защита от перегрева. Уникальные свойства наночастиц диоксида кремния: самоочищающаяся поверхность, незагрязняющаяся ткань.
Открытие фуллерена (2 часа)
Рождение невидимок: как получить наночастицы (диспергационный метод, электрический импульс, конденсационный метод). В начале всех начал: графит, алмаз, фуллерены; работы Ричарда Смолли, Роберта Керла, Гарольда Крото. Однослойные углеродные нанотрубки–графены – хранители энергии. Работы СумиоИиджима.
“Сверху вниз” и “снизу вверх” (2 часа)
Увидеть невидимое. Принцип действия приборов сферы нанотехнологий: СТМ – сканирующий туннельный микроскоп, СЗМ – сканирующий зондовый микроскоп. “Сверху вниз” и нанографика. “Снизу вверх” или самосборка и индивидуальные нанофабрики. Ассемблеры Эрика Дрекслера или нанороботы. НЭМС – наноэлектромеханические системы. Наноактюаторы – моторы для наномира.
Умные материалы (2 часа)
Нановещества доступны уже сегодня: солнцезащитные кремы, жидкости для мытья оконных стекол, защитные наносотавы для металлических и деревянных конструкций, “воздушный” нанобетон, керамический цемент, нанокраски, нановолокна, наножидкости.
“Папа всех бомб” (2 часа)
Мифы военных нанонтехнологий: разработка мощных боеприпасов, пуленепробиваемых материалов, невидимых средств маскировки, точных приборов, новых средств связи. Костюм солдата будущего, плащ-невидимка. Всевидящая пыль – электронный разведчик.
В космос на лифте(1 час)
Космический лифт - новая технология доставки грузов и пассажиров с поверхности Земли на космическую орбиту. Геостационарная орбита. Плюсы и минусы, которые необходимо учитывать при создании космического лифта.
Стражи здоровья (2 часа)
Диво-лаборатории или “лаборатории на чипе”. Медицина и нанороботы. Блуждающие квантовые точки - активные диагносты заболеваний. Васкулоиды - заменители крови. Вечная жизнь.
Взгляд за горизонт (1 час)
Перспективы развития нанонауки. Телефоны, предающие чувства; самоочищающиеся покрытия, наноархитектура, универсальный репликатор, “взрывное” развитие искусства, развлечений, образования.
Литература для учителей и учащихся
- “Нанотехнологии. Азбука для всех”. Сборник статей под редакцией Ю. Третьякова, М., Физматлит, 2007.
- “Наноматериалы. Нанотехнологии. Наносистемная техника”. Сборник статей под редакцией П.П. Мальцева, М., Техносфера, 2006.
- Андриевский Р.А., Рагуля А.В. “Наноструктурные материалы”, М., Академия, 2005.
- Андрюшин Е.А. “Сила нанотехнологий: наука & бизнес”, М., Фонд “Успехи физики”, 2007.
- Кобаяси Н., Введение в Нанотехнологию, изд-во Бином, 2005.
- Пул Ч., Оуэнс Ф. “Нанотехнологии”, М., Техносфера, 2006.
- Ратнер М., Ратнер Д. “Нанотехнология: простое объяснение очередной гениальной идеи”, Изд-во “Вильямс”, 2005.
- Харрис П. “Углеродные нанотрубы и родственные структуры”, М., Техносфера, 2003.
- Богданов К.Ю. “Что могут нанотехнологии?”, газета “Физика” (изд. дом “Первое сентября”), №22 (2007), №2 (2008).
Интернет-сайты
http://www.nanometer.ru/ - сайт нанотехнологического сообщества “Нанометр”
http://www.nanonewsnet.ru/ - сайт о нанотехнологиях #1 в России
http://www.nanorf.ru/ - журнал “Российскиенанотехнологии”
http://www.nanojournal.ru/ - Российский электронный наножурнал
http://www.nanoware.ru/ - официальный сайт потребителей нанотоваров
http://nauka.name/category/nano/ - научно-популярный портал о нанотехнологиях, биогенетике и полупроводниках
http://kbogdanov5.narod.ru/ - “Что могут нанотехнологии?”, научно- популярный сайт о нанотехнологиях .