Цели урока.
Ход урока
Готовимся к экзамену! Все наши уроки имеют практическую направленность. Какую? Да, мы готовимся к экзаменам. Внимательно читаем задание и текст на экране, текст озвучиваем. Проверяем и комментируем. % выполнения - |
Прием: привлекательная цель | Слайд № 2, 3. Презентация |
Подготовительный этап. Вопрос: какие виды придаточных могут присоединяться словом что? (Работаем с опорой на памятку, которую раздала на парту в начале урока) (Распределительные, изъяснительные, образа действия и степени) Графический диктант. Учитель читает предложения. 1. Татьяна Андреевна написала, что приедет в двадцатых числах июня. 2. Оба так были поглощены своими занятиями, что не заметили прихода Максима. 3. Предметы на письменном столе были расставлены так, что самые необходимые из них были под рукой. 4. Она не сводила глаз с дороги, что идет через рощу. Проверяем. % выполнения - |
У доски маркером один рисует схемы | Памятка № 4 Слайд № 5 |
Устный опрос с элементами
проверки д/з. 1. По каким признакам можно найти придаточное место? 2. Какое положение они занимают по отношению к главной части? 3. Как отличить придаточные места от других видов придаточных, присоединяемых союзными словами где, куда, откуда? 4. Определите вид придаточного в предложении: Мы пошли к лесной опушке, где в это время обычно много ежевики. Какое слово надо прибавить к главному предложению, чтобы придаточная часть стала придаточным места? (Туда) Приведите примеры из дом. упр. |
|
Слайд № 6 Слайд № 7, 8 |
Введение в тему. Опираясь на уже полученные знания (на таблицу памятку) и логику изложения языкового материала, назовем тему урока. Сложноподчиненные предложения с придаточной частью времени. |
Таблица-памятка на столе у каждого | Слайд № 9 |
Введение новых знаний. Для постановки учебной проблемы используется подводящий диалог. Вспомните основные признаки определения вида придаточного. Назовите. 1. Работа с упражнением учебника № 120. Находят предложения с придаточными времени и обосновывают свой выбор. (2, 4, 6) - По каким признакам вы определили, что эти предложения содержат придаточную часть времени? - К чему относятся эти придаточные части? - Какие средства связи использованы в них? - Есть ли в главной части указательные слова? Обязательны ли они? Обобщите свои наблюдения и сделай те вывод о придаточных времени. 2. Чтение правила и сравнение его со своим выводом. - Какие средства связи могут присоединять придаточное времени? Обращаем внимание на составные союзы. (Не разделяются запятой) - Как отличить союз когда от союзного слова когда? - В каких еще видах придаточных может встречаться это средство связи? (Определительных и изъяснительных) В качестве чего, союза или союзного слова? Работа с текстом. Работа в парах. Стр. 84. Прочитайте текст правила в рамке. Попробуйте сформулировать вопросы к тексту. Составьте план. Проверим, что у вас получилось? 1. На что указывают придаточные времени? 2. На какие вопросы отвечают? 3. К чему относятся в главной части? 4. Какими средствами связи прикрепляется к главному? 5. Обязательны ли в главном предложении указательные слова? 6. Как располагается по отношению к главному? Расскажите порядок ваших действий при составлении плана. Воспроизводим правило по плану. Закрепление. Выполнение упр. № 122. У доски обучающийся рисует только схемы предложений, а в тетрадях обучающиеся, выписывая предложения, графически обозначают ГО, вид придаточного. % выполнения – Проверим умение находить в тексте СПП с придаточным времени. (Работа со сборником Н.А.Сениной) % выполнения – Подведем итог урока. Оцени себя по критериям: 1. Знаю, понимаю тему урока (! ?) 2. Знаю основные признаки придаточного времени. 3. Умею находить СПП с придаточным времени в тексте. % выполнения – выставление оценок. Обсуждаем домашнее задание. Как вы думаете, каким должно быть д/з? Верно, чтобы еще повторить материал и закрепить навыки. На выбор упр. № 123 или № 125. |
Задай к тексту вопрос. 3-5 мин. Прием “своя опора” |
Слайд № 10 Слайд № 11 |