Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, и в том числе, к её первой ступени – дошкольному образованию. Поэтому приоритетным направлением российского образования является выстраивание системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу. В связи с этим возникла потребность, как у родителей, так и педагогического коллектива гимназии, создать группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста или «предшколу» как одну из форм дошкольного образования. Первые экспериментальные группы по подготовке к школе были открыты 1 октября 2006 года. К преподаванию в группах были допущены педагоги начальной школы, прошедшие соответствующую курсовую подготовку. Таких педагогов, на тот момент, было всего двое. Совместно с ними к работе приступил психолог начальной школы и преподаватель французского языка. Деятельность дошколы на тот момент рассматривалась как инновационная, поэтому мы получили статус муниципальной образовательной площадки.
«Создание адаптивной образовательной среды в рамках предшкольного гимназического образования» рассматривается нами как проект, направленный на полноценную, разумную подготовку детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе повышенного уровня (гимназии).
Цель нашего проекта: обновление содержания образования, направленного на формирование адаптивной образовательной среды в рамках предшкольного гимназического образования с мониторингом эффективности инноваций, связанных с обновлением содержания, методов, форм дошкольного образовательного процесса.
Цель выражается через конкретные задачи:
- приобщить дошкольников к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
- развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению;
- формировать знания об окружающем мире;
- стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую и др. активности в различных видах деятельности;
- развивать компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе;
- включать детей в различные формы сотрудничества (со сверстниками, взрослыми).
Создать условия для полноценного и сбалансированного предшкольного образования в гимназии позволяет реализация нашего проекта, которая опирается на следующие ресурсы:
- Наличие материально-технической базы: кабинеты для обучения дошкольников и их кратковременного отдыха и психологической разгрузки.
- Наличие методического комплекса.
- Финансовые: оплата родителей.
- Кадровые: высококвалифицированные педагоги начальной школы, педагоги французского языка, зам. директора по НМР, психолог.
- Внешние: научно-методическая литература, Интернет-ресурсы.
Механизм реализации проекта раскрывается в предлагаемой нами модели предшкольного гимназического образования.
Модель предшкольного гимназического образования
Психофизическая адаптация | Образовательно-деятельностная адаптация |
|
|
Основой модели является формирование групп кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста. В этом году мы набрали 5 групп по 13 человек. Содержание образовательного процесса в группах кратковременного пребывания определяется:
- примерной образовательной программы «Школа 2100»;
- экспериментальной программой по французскому языку (Приложение 1);
- экспериментальной программой по психолого-педагогическому сопровождению предшкольного гимназического образования (Приложение 2).
Основной формой образования дошкольников стали занятия как занимательное дело. Кроме того, образование происходит через деятельность во время всего нахождения ребёнка в общеобразовательном учреждении.
Сегодня деятельность предшколы регламентируется двумя важными документами: Федеральными Государственными Требованиями (ФГТ) к структуре дошкольной программы и условиям её реализации, а также Федеральным Государственным Образовательным стандартом (ФГОС) начального общего образования. Введение этих документов – важный этап обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованиями. Преемственность, на наш взгляд, должна быть обеспечена на уровне согласования целей и задач, при отборе содержания образования с учётом принципов непрерывности и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС И ФГТ.
Педагоги, реализующие проект, понимают, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования заключается не только в подготовке к школе. Ведущей целью работы с дошкольниками является формирование качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью – любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и др. Мы работаем над сохранением самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности, формируем социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе, стремимся к организации единого развивающего пространства – дошкольного и начального образования.
Реализация проекта позволяет получить следующие результаты:
Субъекты образовательного процесса | Результаты реализации проекта |
Образовательное учреждение |
|
Родители |
|
Дети |
|
За плечами годы творческой работы по созданию целостной системы, обеспечивающей полноценное развитие дошколят. О важности дошкольного воспитания сказал в интервью с корреспондентом газеты «Известия науки» директор Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко: «Существует так называемый сензитивный период, возраст, когда дети могут получить определённое развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребёнок вряд ли будет успешен в карьере».