В соответствии с Концепцией модернизации российского образования в нашей стране создаётся система электронных учебных ресурсов. Компьютерные программы успешно используются при изучении различных предметов. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения.
Применение компьютеров интенсифицирует учебный процесс, делает более продуктивной работу учителя, приучает обучающихся к последовательной и планомерной работе в изучении языка, повышает познавательную активность и мотивацию. И всё это при значительной экономии времени учителя.
Основными целями применения ИКТ на уроках английского языка являются:
- повышение мотивации к изучению языка;
- совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности;
- увеличение объема лингвистических знаний;
- расширение объёма знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
- развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися.
Использование ИКТ в начальной школе позволяет:
- активизировать познавательную деятельность обучающихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Уроки иностранного языка – благодатная почва для формирования всех видов компетенций, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях.
Изучение иностранных языков с помощью компьютерных программ и Интернета вызывает огромный интерес у обучающихся. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению, каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений – каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.
В 2008 году компания “Образовательные компьютерные технологии” выпустила диски “Изучай алфавит с удовольствием” /“Enjoy the ABC” и “Слушай и играй с удовольствием” /“Enjoy Listening and playing”, являющиеся мультимедийными приложениями к учебнику “Enjoy English” (под ред. Биболетовой М.З. для 2, 3 и 4 классов), а чуть позже и “Интерактивные плакаты” для 2–4 классов.
Данные программы полностью соответствуют авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием УМК. Считаю, что данные мультимедийные приложения являются чрезвычайно полезными и делают уроки в начальной школе красочными, интересными и необычными.
На основе компьютерных обучающих программ возможны такие виды работы, как:
- упражнения на заполнение пропусков. В случае неверного ответа возможны следующие варианты развития событий:
- запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;
- переход обучаемого к следующему заданию или предложению с последующей их корректировкой, а именно выделение другим цветом правильного ответа или проставление знака “крестик”, означающего неверный ответ;
- упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается другим цветом;
- упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое после этого перемещается в составляемое предложение и становится за последним перемещённым словом.
- обучающемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
- обучающемуся предлагается список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От него требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией (картинкой);
- упражнения “Найди ошибку“, в котором предлагается исправить то или иное слово в соответствии с данной ситуацией.
Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес у школьников.
Электронные программы дают возможность выбирать оптимальный темп обучения, контролировать и корректировать ход усвоения материала, причем результат работы не отдалён, он виден непосредственно на занятии.
Обучающие диски обладают также богатыми воспитательными возможностями: развивают внимание, организованность. Средства графики, музыкальные фрагменты снимают напряжение.
Наряду с мультимедийными обучающими компьютерными программами, наиболее эффективными формами работы с ИКТ для меня являются презентации в PowerPoint. Эти презентации удобны как для учителя, так и для учеников. Они способствуют повышению эффективности восприятия и запоминания подаваемого материала.
Несомненным достоинством мультимедийной презентации по сравнению с обычными наглядными материалами является большее эмоциональное воздействие на обучающихся, что способствует концентрации внимания и, следовательно, лучшему усвоению материала.
Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:
Образовательный аспект: восприятие обучающимися учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у обучающихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать; активизация творческой деятельности школьников.
Воспитательный аспект: воспитание научного мировоззрения, умения четко организовать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Традиционно изучение темы или раздела заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив обучающимся на завершающем каждую тему этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата.
Необходимо отметить, что обучающиеся выполняют мультимедийные презентации с большим интересом. Это еще один стимул к развитию интереса обучающихся к изучению языка и культуры страны изучаемого языка.
Широкое использование Интернет-ресурсов для развития коммуникативной компетенции даёт возможность доступа к богатейшим источникам англоязычной информации. В условиях, когда согласно учебному плану на изучение иностранного языка отводится всего 3 часа в неделю, я использую этот ресурс для погружения учеников в англоязычную среду во внеучебной деятельности при самостоятельной работе.
Интернет-ресурсы, являясь основным источником информации для современного ученика, являются богатейшим фондом для учителя.
Возможности использования Интернет ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой обучающимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
- формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности
- совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем
- совершенствовать умения письменной речи, участвуя в подготовке рефератов, сочинений;
- пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка.
- знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
- формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования “живых” материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого.
Практика моей работы показала, что использование компьютеров повышает мотивацию учащихся к обучению, помогают ученикам совершенствовать речевые навыки и лучше запоминать устойчивые словосочетания и предложения – образцы, практиковаться в правильном произношении, интонации и чувствовать ритм английского языка.
Следует также отметить, что использование информационных технологий позволяет эффективно организовать самостоятельную работу обучающегося и тем самым способствует формированию свободной, активной, независимой и автономной личности.
Можно выделить следующие особенности данной технологии:
- Повышение уровня использования наглядности на уроке.
- Повышение производительности урока.
- Установление межпредметных связей с другими предметами.
- Логика подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний учащихся.
- Изменение отношения к персональному компьютеру. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.
Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и мотивировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Проанализировав опыт применения ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
- мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
- способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
- улучшают качество усвоения материала;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- дают возможность избежать субъективности оценки.
В заключение можно сказать, что использование новых информационных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным.
Мы дополняем и сочетаем традиционные методы преподавания с новыми методами, использующими информационные технологии, применяем индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваем их лингвистические способности, а также объективно оцениваем качество знаний каждого ребенка.
Таким образом, эта тема очень актуальна в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно-ориентированным.
Приложение (презентация)